Дело НОМЕР г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА г. г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.,
при секретаре Бедрик М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с участием прокурора Козловой С.Г., представителя истца Хамидуллиной В.М., представителя ответчика администрации ЗГО Сосниной Т.В.,
гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Хамидуллиной Ирины Инсафовны к администрации Златоустовского городского округа о признании решения, распоряжения в части незаконными, признании нуждающейся в жилом помещении, обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста в интересах Хамидуллиной И.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа, впоследствии заявлениями от ДАТА г. и ДАТА г. уточнив и дополнив заявленные требования, просит признать незаконным решение администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕР об отказе истице в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию ЗГО отменить подпункт 4 пункта 2 распоряжения от ДАТА г. НОМЕРр «О признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма», признать незаконным бездействие администрации ЗГО, выразившееся в длительном не принятии решения по заявлению истицы от ДАТА г. о постановке её на учет на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, признать Хамидуллину И.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать администрацию ЗГО предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м, соответствующее санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте Златоустовского городского округа л.д. 2-5, 75-76, 80-81).
В обоснование заявленных требований прокурор г. Златоуста ссылается на то, что истица Хамидуллина И.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, страдает активной формой туберкулеза и состоит на учете в ГУЗ «Областная туберкулезная больница НОМЕР». В настоящее время проживает в комнате площадью 18 кв.м с матерью, сестрой и племянником по адресу: АДРЕС
В соответствии с п. 5 ст. 14 ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ч. 2 ст. 52, п.п. 3 п.2 ст. 57 ЖК РФ, она имеет право на получение вне очереди благоустроенного изолированного жилого помещения, исходя из установленной органом местного самоуправления нормы предоставления жилого помещения и требований ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, общей площадью не менее 20 кв.м в черте Златоустовского городского округа.
Однако, администрация ЗГО необоснованно отказывает истице в признании её нуждающейся в жилом помещении и в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, ссылаясь на то, что орган местного самоуправления по договору социального найма предоставляет жилое помещение только лицам, признанным малоимущими и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Поскольку ни Федеральным законом № 77-ФЗ, ни законодательством субъекта РФ порядок предоставления жилых помещений лицам, страдающим туберкулезом, не установлен, то таким гражданам возможно предоставление жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ. Пробел в законодательном регулировании, существующий в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для реализации прав и законных интересов граждан.
В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям.
Истица Хамидуллина И.И. о времени и месте слушания дела извещена, в судебное заседание не явилась, просит дело рассматривать в её отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает по указанным прокурором г. Златоуста основаниям л.д.59,85).
Представитель истицы Хамидуллина В.М. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации ЗГО Соснина Т.В., действующая по доверенности НОМЕР от ДАТА г. л.д. 65) с исковыми требованиями не согласна по изложенным в отзыве на иск основаниям л.д. 66-67). Как следует из отзыва на иск, в соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» страдающим заразной формой туберкулеза лицам, проживающих в указанных в статье жилых помещениях, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъекта РФ. Однако, на территории Челябинской области такого закона не принято. В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилого фонда предоставляются только малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. Однако, Хамидуллина И.И. малоимущей в установленном законом порядке не признана и на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающейся в жилых помещениях не состоит. Жилищное законодательство не предусматривает возможность обеспечения органами местного самоуправления жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, не являющихся нуждающимися в жилых помещениях и не состоящих на учете, поскольку они, как того требует ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, в установленном порядке не наделены государственными полномочиями по предоставлению таким гражданам жилых помещений. Кроме того, истица не может быть признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 4 ч 1 ст. 51 ЖК РФ, как страдающая тяжелой формой хронического заболевания, так как фактически является членом семьи своей сестры ФИО6, являющейся нанимателем квартиры, которую занимает только она семья. При таких обстоятельствах истице не может быть вне очереди предоставлено требуемое прокурором в её интересах жилое помещение.
Третьи лица Правительство Челябинской области и Министерство финансов РФ о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просят дело рассмотреть в их отсутствие л.д.84, 86,87).
Согласно отзыву Правительства Челябинской области на исковое заявление НОМЕР от ДАТА г. л.д. 49-50, 48), в силу ст. 13 ЖК РФ, ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами за счет средств бюджета субъекта РФ, не отнесены вопросы обеспечения жильем инвалидов и лиц, страдающих тяжелыми формами отдельных хронических заболеваний. Законодательством Челябинской области также не предусмотрено обеспечение таких больных жилыми помещениями за счет средств бюджета области. Поскольку нормы ЖК РФ (ст. 13 ЖК) имеют высшую юридическую силу по сравнению с ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», то истица подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с п.2 и 3 ст. 57 ЖК РФ.
Из отзыва Управления федерального казначейства по Челябинской области, представляющего интересы Минфина РФ, НОМЕР от ДАТА г. л.д. 43-46) следует, что решение по делу не может повлиять на права и обязанности третьего лица, поскольку на него не возложены полномочия по удовлетворению заявленных требований.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Хамидуллиной И.И. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истица Хамидуллина И.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию л.д. 88-89), страдает активной формой туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, код заболевания по МКБ-10 А15, и состоит на учете в ГУЗ «Областная туберкулезная больница НОМЕР», что подтверждается справкой филиала НОМЕР ФГУ «ГБ МСЭ по Челябинской области от ДАТА г. л.д. 88-89), актом ГУЗ «ОТБ НОМЕР» обследования жилищных условий от ДАТА г. л.д. 10), справками ГУЗ «ОТБ НОМЕР» от ДАТА г.л.д. 58), от ДАТА г.л.д. 60).
Как следует из акта ГУЗ «ОТБ НОМЕР» обследования жилищных условий от ДАТА г. л.д. 10), карточки лицевого счета по состоянию на ДАТА г. л.д. 22), договора социального найма жилого помещения НОМЕР от ДАТА г. л.д. 23-24), выписки из поквартирной карточки л.д. 57), истица проживает в двухэтажном доме коридорного типа на первом этаже в находящейся в муниципальной собственности комнате площадью 18,5 кв.м с матерью Хамидуллиной В.М., сестрой ФИО6 и племянником ФИО7, ДАТА., по адресу: АДРЕС. Жилое помещение имеет централизованные водопровод, канализацию, отопление; места общего пользования (санузел) на 15 семей.
ДАТА г. истица Хамидуллина И.И. обратилась в администрацию ЗГО с заявлением на имя Главы ЗГО о признании её малоимущей и постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении л.д.13-14). К заявлению были приложены все документы, подтверждающие её нуждаемость в жилом помещении, в том числе, как больной заразной формой туберкулеза, а именно: акт обследования жилищных условий ГУЗ «ОТБ НОМЕР», договор социального найма, сведения о её доходах и об отсутствии у неё на праве собственности объектов недвижимости, транспортных средств л.д. 10-12, 19-26).
Подпунктом 4 пункта 2 Распоряжения администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г. «О признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма» истице в признании её малоимущей отказано л.д. 15,16).
Сопроводительным письмом НОМЕР от ДАТА г. отдел жилищной политики администрации ЗГО направил истице выписку из указанного распоряжения НОМЕРр от ДАТА г. и при этом разъяснил причину отказа в признании её малоимущей, а также положение ЖК РФ, предусматривающее предоставление жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления л.д. 16,17).
Как следует из пояснений прокурора в судебном заседании, он просит признать незаконным решение администрации ЗГО в виде письма НОМЕР от ДАТА г. об отказе Хамидуллиной И.И. в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчика отменить подпункт 4 п. 2 распоряжения от ДАТА г. НОМЕРр, которым отказано в удовлетворении заявления Хамидуллиной о признании её малоимущей, поскольку указанные акты органа местного самоуправления являются непреодолимым препятствием в постановке истицы на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке.
Суд оснований для удовлетворения указанных требований не находит.
Распоряжение администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г. в части отказа истице в признании её малоимущей, вынесено в связи с не подтверждением статуса малоимущей, поскольку среднемесячный доход истицы в расчетном периоде с ДАТА по ДАТА превысил величину прожиточного минимума для пенсионеров, утвержденную постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТА г. НОМЕР. Указанные обстоятельства ни прокурор, ни истица не оспаривают, и как пояснила Хамидуллина И.И. в судебном заседании от ДАТА г. л.д.69-71), исходя из её дохода в виде пенсии по инвалидности второй группы, она не может быть признана малоимущей.
Сопроводительное письмо отдела жилищной политики администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г., как следует из его текста, самостоятельным решением администрации ЗГО об отказе истице в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не является, и прав истицы не нарушает.
ДАТА г. истица обратилась в администрацию ЗГО с заявлением на имя Главы ЗГО о принятии её на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что больна туберкулезом и является инвалидом второй группы. Заявление зарегистрировано в администрации ЗГО под вх. НОМЕР от ДАТА г л.д. 56).
В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня их предоставления в орган местного самоуправления. Исходя из требований закона, решение по заявлению Хамидуллиной И.И. от ДАТА г. должно было быть принято администрацией ЗГО не позднее ДАТА г.
Вместе с тем, такое решение в виде распоряжения администрации ЗГО НОМЕРр было принято с нарушением установленного законом срока только ДАТА г.
В связи с длительным не рассмотрением по существу заявления Хамидуллиной И.И. от ДАТА г., прокурор г. Златоуста был вынужден заявлением от ДАТА г. дополнить заявленные в её интересах исковые требования требованием о признании бездействия администрации ЗГО незаконным л.д. 75-76).
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащим удовлетворению требование прокурора г. Златоуста в интересах Хамидуллиной И.И. о признании незаконным бездействия администрации ЗГО, выразившееся в длительном не принятии решения по заявлению истицы от ДАТА г. о постановке её на учет на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Подпунктом 1 пункта 1 Распоряжения администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г. «Об отказе в принятии в список граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, в список не внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма», Хамидуллиной И.И. на основании п. 4 ч. 1 ст. 51, п.4 ч.1 ст. 57 ЖК РФ отказано в удовлетворении её заявления от ДАТА г. л.д. 78).
Основанием отказа явилось заключение правового управления администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г.л.д. 79), согласно которому истица проживает в квартире, занимаемой одной семьей, и в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51, п 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ оснований для включения её в список граждан на внеочередное предоставление жилых помещений не имеется. Однако, возможно принятие истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Суд считает, что требования прокурора в интересах Хамидуллиной И.И. о признании указанного отказа в принятии её на учет граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, имеющими право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а также о признании истицы нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на администрацию ЗГО обязанности по предоставлению истице вне очереди по договору социального найма изолированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м, соответствующего санитарным и техническим требованиям и находящегося в черте г. Златоуста, также являются основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1, п. 5 ст. 14 ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2010 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), больным заразными формами туберкулеза, то есть активной формой туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, закон Челябинской области, который бы определял порядок предоставления жилых помещений определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, до настоящего времени не принят.
Статьями 51 и 52 ЖК РФ определен порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 4 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Эта норма обеспечивает защиту прав лиц, в составе семьи которых есть такой больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
Указанная категория граждан признается нуждающейся в жилом помещении и обеспечивается им в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет и из нормы предоставления (ч. 1, 5 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем, истица является нуждающейся в жилом помещении, как лицо, страдающее заразной активной формой туберкулеза.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2005 г. № 378, предусмотрены активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, код заболеваний по МКБ-10 А15-А19.
Судом установлено, что истица страдает активной формой туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, код заболевания по МКБ-10 А15 л.д. 10,58, 60), проживает в квартире, состоящей из одной комнаты, в которой исходя из занимаемой жилой площади 18,5 кв.м и состава семьи 4 человека, истице отдельную комнату выделить нельзя, совместное проживание граждан с ней вместе в одной квартире невозможно.
Указанные обстоятельства подтверждают объективную нуждаемость истицы в жилом помещении и дают ей право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Норма предоставления жилого помещения на территории Златоустовского городского округа установлена решением Собрания депутатов НОМЕР от ДАТА и составляет не менее 10 кв.м и не более 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, истица Хамидуллина И.И. имеет право на получение благоустроенного изолированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м в черте г. Златоуста.
Доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, что органы местного самоуправления в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляют жилые помещения исключительно тем гражданам, которые занимают жилые помещения по договорам социального найма, при условии, что они являются малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными.
Указанные нормы ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет.
Нахождение гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч 5 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Ни часть 2 ст. 57 ЖК РФ, ни иная норма ЖК РФ, не предполагают включение гражданина в какую-нибудь очередь при предоставлении жилого помещения вне очереди и не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди, путь даже по списку внеочередников.
Доводы администрации ЗГО о том, что орган местного самоуправления не наделен государственными полномочиями по предоставлению истице, страдающей заразной формой туберкулеза, изолированного жилого помещения, и возложение на ответчика обязанности по обеспечению Хамидуллиной И.И. жильем приведет к его дополнительным расходам, так как находящееся в муниципальной собственности жилое помещение предназначено для реализации целей именно муниципальных образований, не могут являться основанием для отказа в иске.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ в редакции ФЗ от 29.12.2006 г. № 250-ФЗ определено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (то есть не малоимущим, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Это указание базируется на конституционном положении: органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, отсутствие закона субъекта РФ о порядке предоставления таким гражданам жилой площади, а также отсутствие наделения муниципальных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не могут служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Жилое помещение лицу, страдающему заразной формой туберкулеза, из муниципального жилищного фонда по договору социального найма должно быть предоставлено в установленном главой 7 ЖК РФ порядке, поскольку иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Предоставление администрацией ЗГО истице жилого помещения, предназначенного для реализации собственных полномочий муниципального образования, не умаляет право ответчика на компенсацию из бюджета субъекта РФ дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. 132,133 Конституции РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Хамидуллиной Ирины Инсафовны к администрации Златоустовского городского округа о признании решения, распоряжения в части незаконными, признании нуждающейся в жилом помещении, обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации ЗГО, выразившееся в длительном не принятии решения по заявлению Хамидуллиной Ирины Инсафовны от ДАТА г. о постановке её на учет на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Признать незаконным подпункт 1 пункта 1 распоряжения администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр об отказе Хамидуллиной Ирине Инсафовне в принятии в список граждан, страдающих тяжелыми формами заболевания, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Признать Хамидуллину Ирину Инсафовну нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать администрацию ЗГО предоставить ей вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м, соответствующее санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г. Златоуста.
В удовлетворении исковых требований прокурору г.Златоуста в интересах Хамидуллиной Ирины Инсафовны о признании незаконным решения администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г. об отказе Хамидуллиной Ирине Инсафовне в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязывании администрации ЗГО отменить подпункт 4 пункта 2 распоряжения администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕР «О признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма», которым Хамидуллиной Ирине Инсафовне отказано в признании её малоимущей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий Е.Ю.Квашнина