Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Максимова А.Е.
при секретаре Сержантогве Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным бездействия по не обеспечению очистки хозяйственно-бытовых стоков в границах муниципального образования, возложении обязанности устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем расширения, реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрации ЗГО) о признании незаконным бездействия Администрации Златоустовского городского округа в части не обеспечения сбора и очистки хозяйственно-бытовых стоков в границах муниципального образования, расширения и реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста, возложении обязанности произвести расширение, реконструкцию очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Проведенная прокуратурой города проверка по вопросу исполнения на территории Златоустовского городского округа законодательства в сфере обеспечения очистки хозяйственно-бытовых сточных вод показала, что органами местного самоуправления городского округа не выполняются возложенные на них законодательством обязанности по обеспечению сбора и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, соблюдению в этой сфере требований природоохранного законодательства. Очистные сооружения канализации расположены по адресу АДРЕС, и являются объектом муниципальной собственности. В соответствии с распоряжением руководителя МУ «Комитет по управлению имуществом» НОМЕР от ДАТА года по договору аренды от ДАТА года НОМЕР переданы ООО «Златоустовский «Водоканал». Город формирует около 100 тыс. куб. м. хозяйственно-бытовых сточных вод в сутки. Имеющиеся городские очистные сооружения имеют производительность 40 тыс. куб. м. в сутки. Очистные сооружения имеются только на одном выпуске хозяйственно-бытовых стоков (НОМЕР). Через остальные пять выпусков сброс сточных вод осуществляется без очистки. Имеющиеся на выпуске НОМЕР очистные сооружения не обеспечивают нормативного уровня очистки стоков. Так, степень очистки сточных вод на очистных сооружениях составляет по цинку 53,6%, меди 62,4%, железу 79,3%, сульфатам 7,5%, нефтепродуктам 79,4%, сухому остатку 7,4% и т.д. Таким образом, 60 тыс. куб. м. хозяйственно-бытовых стоков города сбрасывается ежесуточно без очистки, остальные 40 тыс. куб.м. сбрасываются недостаточно очищенными в реки Ай (5 выпусков) и Б. Тесьма (1 выпуск), что влечет за собой загрязнение водных объектов, нарушая тем самым конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, интересы государства в сфере охраны природных ресурсов, как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации. Установлено, что в целях обеспечения сбора и очистки городских хозяйственно-бытовых стоков органами местного самоуправления в течение ряда последних лет осуществляются мероприятия по строительству самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков и по расширению и реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод производительностью до 100 тыс. м3/сут. При этом в ДАТА на мероприятия по расширению и реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод городом средства не выделялись, на ДАТА финансирование также не предусмотрено. С ДАТА работы по данному объекту находятся на стадии разработки проектной документации. ДАТА года на проект - ТЭО выдано отрицательное заключение государственной экспертизы. До настоящего времени недостатки проекта в полном объеме не устранены, на государственную экспертизу документация повторно не представлена, поскольку не решен вопрос по электроснабжению объекта. Сроки начала и окончания строительства, источник финансирования не определены. Таким образом, последние два года органами местного самоуправления природоохранные мероприятия в сфере очистки стоков не реализуются. При таком подходе органов местного самоуправления к решению проблемы сбор и очистка городских стоков не будет обеспечена округом еще в течение многих лет. Статьей 27 Устава Златоустовского городского округа к компетенции Администрации округа отнесена организация и обеспечение решения вопросов местного значения. Для решения вопросов местного значения Администрация округа обязана осуществлять организацию мероприятий по охране окружающей среды, организацию сбора, очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, осуществлять мероприятия по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствие в городском округе очистных сооружений, обеспечивающих надлежащую очистку всего объема городских хозяйственно-бытовых стоков влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42), т.к. вследствие сброса неочищенных стоков осуществляется загрязнение водных объектов, утрата ими природных свойств, нарушается экологическое равновесие, создается угроза причинения вреда здоровью населения.
В ходе производства по делу прокурор, уточнив исковые требования, просил признать незаконными бездействие Администрации Златоустовского городского округа по необеспечению очистки хозяйственно-бытовых стоков в границах муниципального образования, возложении обязанности устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем расширения, реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста в соответствии с проектом «Расширение и реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста производительностью до 100 тыс. м3/сут.», а именно: выполнения реконструкции блока насосно-воздуходувной станции, цеха механического обезвоживания осадка, здания АБК, блока бытовых помещений, склада дизельного топлива, строительства приемной камеры, камеры расходомеров, здания решеток, 2 песколовок, первичного и вторичного отстойников, насосной станции сырого осадка, аэротенка, иловой насосной станции, здания глубокой очистки, станции УФ-обеззараживания, резервуаров, песковых площадок, аварийных иловых площадок, резервуара-накопителя временного складирования обезвоженного осадка, насосной станции дренажных вод, сливной станции, пристроя к гаражу в срок до ДАТА года л.д. 204-205).
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Алексеев А.А., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку бездействия Администрации ЗГО по строительству очистных сооружений не усматривается.
Представитель третьего лица МУ «УКС» Сафина М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку меры, направленные на реализацию проекта, принимались.
В судебном заседании ДАТА года суду пояснила, что для устранения недостатков проекта в части энергоснабжения объекта объявлен конкурс, информация о котором была размещена на официальном сайте Златоустовского городского округа ДАТА года, ДАТА является последним днём подачи заявок на участие в конкурсе. Контракт с подрядчиком может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с момента окончания конкурса. Сроки разработки проектной документации составляют 45 дней. Работы, скорее всего, будут выполнены только в ДАТА.. До настоящего времени заявок не поступило. Бездействия Администрации ЗГО не было, так как денежные средства на строительство блочных котельных выделялись, однако из-за недобросовестности подрядчика работы до конца доведены не были. Полагает, что конкретные сроки выполнения работ предусмотреть невозможно. Котельные достраивались ООО «Златоустовский «Водоканал» за счет собственных средств. Для устранения замечаний по отрицательному заключению Государственной экспертизы в ДАТА-ДАТА г. главным инженером направлялись письма на имя директора ОАО МРСК Урал- Челябэнерго», заключен муниципальный контракт НОМЕР на выполнение корректировки сметной документации по проекту. Финансирование было достаточным. До получения положительного заключения по проекту на электроснабжение назвать сроки строительства невозможно. На сегодняшний день финансирование со стороны Администрации ЗГО направлено на разработку проектной документации. Какие-либо средства на ДАТА не запрашивались, но расходы на эти цели заложены в бюджете округа л.д. 200).
Представитель третьего лица ООО «Златоустовский «Водоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании ДАТА года представители ООО «Златоустовский «Водоканал» Аракчеева Е.В. и Ильина Е.В., действующие на основании доверенностей, иск полагали подлежащим удовлетворению.
Аракчеева Е.В. суду пояснила, что ООО «Златоустовский «Водоканал» заключил договор аренды с Администрацией ЗГО на передачу очистных сооружений канализации по адресу: АДРЕС. Имеющиеся городские очистные сооружения имеют производительность 40 тыс. куб. м. в сутки, хотя город формирует около 100 тыс. куб. м. в сутки хозяйственно - бытовых сточных вод. 60 тыс. куб. м. хозяйственно - бытовых стоков города сбрасываются без очистки в реку Ай. Предприятие осуществляет текущий ремонт очистных сооружений, приобретает лабораторное оборудование. Собственных средств на постройку очистных сооружений ООО «Златоустовский «Водоканал» не имеет. За счет собственных средств построена газовая котельная л.д. 93).
Ильина Е.В. суду пояснила, что по проекту планировалась двухблочная котельная, но с учётом возможностей было принято решение построить одноблочную. Имеется проект, который утвержден и согласован. Природоохранным законодательством сброс сточных вод без очистки запрещен, но данное требование не выполняется, в связи с чем предприятие вынуждено платить штрафы в Ростехнадзор на сумму около 3 миллионов рублей ежегодно за негативное воздействие на природу за счет собственных средств. Администрация ЗГО не оказывает финансовой помощи в строительстве и реконструкции очистных сооружений. ООО «Златоустовский «Водоканал» тратит на эти цели свои собственные средства, но этих средств недостаточно. ООО «Златоустовский «Водоканал» предоставлял в Администрацию ЗГО расчеты по требуемым суммам, но последние 2-3 года финансовой помощи не было. В течение ДАТА предприятием построена новая котельная, к ДАТА планируют её запустить л.д. 93).
Представитель третьего лица МУ «КУИ ЗГО» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, вытекающим из экологических и иных правоотношений.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды, организация водоснабжения населения и водоотведения, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа.
Согласно требований ст. 34 Закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации сооружений и иных объектов.
В силу положений ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со статьей 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем (ч.1 ст. 56, ч.ч. 6, 7 ст. 60 Водного кодекса РФ). В силу п.п. 3.2.1., 3.3.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, канализационная сеть должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования, а очистные сооружения и установки должны обеспечивать проектные параметры очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации.Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия0 органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконна возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В ходе производства по делу установлено, что одной из основных экологических проблем г. Златоуста является малая мощность городских очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, большая протяженность и изношенность канализационных сетей города. Все хозяйственно-бытовые стоки по трем магистральным коллекторам поступают со всех районов города в канализационную насосную станцию «Кварцит» и подаются по напорным коллекторам, выполненным из металлических труб, на высоту 62 метра через гору Малая Татарка на очистные сооружения. Часть неочищенных стоков через аварийные сбросы попадает в р. Ай. Кроме того, станция «Кварцит» расположена в жилой зоне и является источником шума и загрязнения атмосферы. После подъема стоков на гору Малая Татарка напорный коллектор, выполненный из металлических труб, переходит в самотечный, выполненный в виде тоннеля, который находится в аварийном состоянии. В ДАТА техническим совещанием было принято решение за начало тоннеля принять район спорткомплекса у р. Ай ввиду сложившейся инфраструктуры инженерных сетей. Размещение входа портала в этом районе позволит обеспечить передачу канализационных стоков от трех канализационных коллекторов самотеком с правобережной части города за пределами жилой застройки города в зону размещения городских очистных сооружений. С ДАТА через гору Б. Татарка прокладываются два параллельных тоннеля - рабочий и резервный, что обеспечивает максимальную надежность при работе канализационной сети, отключение стоков в любом из тоннелей при ремонте и осмотре сбросов в реку. Протяженность тоннелей по проекту составляет: тоннеля НОМЕР - 2 125,78 м, тоннеля НОМЕР - 2 143, 737 м, размеры живого сечения В = 2,3 м, Н = 3,08 м, уклон - 0, 003 м. С начала строительства пройдено по тоннелю НОМЕР - 1875 м., по тоннелю НОМЕР - 1893 м. Строительство второй очереди самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков позволит собрать все стоки из трех магистральных городских канализационных коллекторов и подать их на городские очистные сооружения без нарушения экологической обстановки водной и воздушной среды жилой зоны г. Златоуста, бассейна р. Ай, решится вопрос по выводу из эксплуатации КНС «Кварцит», являющейся источником загрязнения окружающей среды (ответ МУ «Управление по экологии и природопользованию ЗГО на запрос прокурора,л.д. 7-8).
Согласно распоряжению МУ «КУИ ЗГО» от ДАТА года НОМЕР, копии договора аренды имущества от ДАТА года НОМЕР л.д. 13-20), ООО «Златоустовский «Водоканал» является арендатором сложной вещи - очистных сооружений канализации. Договор заключен на срок с ДАТА года по ДАТА года.
Как следует из ответа ООО «Златоустовский «Водоканал» на требование прокурора л.д. 10-12), работа очистных сооружений канализации является малоэффективной. В частности, степень очистки по отдельным показателям составляет: сухой остаток - 7,4%, сульфаты - 7,5%, цинк - 53,6%, нефтепродукты - 79,4%. Значительный объем сточных вод сбрасывается в реку Ай без очистки.
Сброс значительной части хозяйственно-бытовых сточных вод города без очистки влечет за собой загрязнение водных объектов, причиняет ущерб окружающей среде, является грубым нарушением требований природоохранного законодательства.Статьей 27 Устава Златоустовского городского округа к компетенции Администрации округа отнесена организация и обеспечение решения вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения Администрация округа обязана осуществлять организацию мероприятий по охране окружающей среды, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории городского округа, осуществлять мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ДАТА ОАО «Уралпромпроект» по заданию МУ «УКС» Администрации ЗГО выполнен проект «Расширение и реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста производительностью до 100 тыс. м3/ сут. л.д. 119-192).
ДАТА года ОГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» на указанный проект выдано отрицательное заключение НОМЕР с общим выводом о том, что рабочий проект не соответствует требованиям нормативных технических документов и подлежит доработке согласно изложенным в заключении замечаниям л.д. 24-37).
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела работы по устранению замечаний, изложенных в заключении от ДАТА года, не выполнены, положительное заключение государственной экспертизы проекта не получено.
Учитывая, что с момента выдачи отрицательного заключения прошло более 2-х лет суд считает, что доводы прокурора о бездействии Администрации ЗГО по необеспечению очистки хозяйственно-бытовых стоков в границах муниципального образования, нашли свое подтверждение.
Необходимость и обязанность проведения работ по реализации проекта на территории ЗГО представителем Администрации ЗГО не оспаривалась.
Представитель ответчика в ходе производства по делу пояснял, что со стороны Администрации ЗГО бездействие отсутствовало, поскольку работы по реализации проекта велись постоянно.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчику надлежало доказать, что с момента получения отрицательного заключения по проекту от ДАТА года до настоящего времени Администрацией ЗГО принимались все возможные меры для устранения замечаний, изложенных в указанном заключении.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчиком указано, что в течение ДАТА-ДАТА на реализацию природоохранных мероприятий в сфере очистки стоков было выделено: для реконструкции и расширения очистных сооружений - 4 817 120 рублей; для строительства самотечного тоннеля - 67 245 410 рублей. При этом основная часть средств направлялась на строительство первой очереди первого этапа возведения самотечного тоннеля, поскольку для проведения данных работ имелась вся необходимая проектная документация. Рабочий проект первого этапа строительства 2-й очереди тоннеля находится на государственной экспертизе. Для проведения реконструкции очистных сооружений средства выделялись лишь на проектные работы, поскольку до настоящего момента отсутствует положительное заключение на проект - ТЭО и в связи с этим проведение строительных работ по реконструкции очистных сооружений невозможно. После получения отрицательного заключения государственной экспертизы в течение ДАТА-ДАТА устранялись выявленные замечания. На сегодняшний день не устранено одно замечание - отсутствие необходимых мощностей для электроснабжения объекта. Для решения данного вопроса из бюджета округа в ДАТА выделено 4 500 000 руб. - на разработку проектно-сметной документации по электроснабжению очистных сооружений и устранение оставшихся замечаний государственной экспертизы. Кроме того, для исполнения обязанностей, связанных с организацией мероприятий по охране окружающем среды и водоотведению в границах городского округа Администрацией были запланированы мероприятия, направленные на улучшение экологической проблемы, в том числе реконструкция очистных сооружений, что нашло отражение в городской программе «Природоохранные мероприятия оздоровления экологической обстановки в округе на ДАТА-ДАТА»; в долгосрочной целевой программе «Чистая вода на территории
Златоустовского городского округа на ДАТА-ДАТА»; в проекте городской целевой программы «Природоохранные мероприятия оздоровления экологической обстановки в округе на ДАТА-ДАТА»; в Областной целевой программе «Чистая вода» на территории Челябинской области на ДАТА-ДАТА. Во всех указанных программах запланировано соответствующее финансирование. Так, на финансирование долгосрочной целевой программы «Чистая вода на территории Златоустовского городского округа на ДАТА-ДАТА» в ДАТА было выделено 600 000 рублей. Таким образом, ДАТА округа в течение ДАТА-ДАТА осуществляла организацию мероприятий по охране окружающей среды и водоотведению в границах Городского округа. Кроме того, Администрация округа, учитывая возможности бюджета и по мере поступления заявок на выделение денежных средств от непосредственного исполнителя мер по конструкции очистных сооружений - МУ «УКС», выделяла средства и контролировала процесс реализации мероприятий, направленных на реконструкцию очистных сооружений. Учитывая сложившуюся ситуацию, Администрацией Златоустовского городского округа в местном бюджете ДАТА будут предусмотрены средства на продолжение работ, связанных с реконструкцией очистных сооружений л.д. 101-103).
В судебном заседании ДАТА года представитель Администрации ЗГО суду пояснил, что в ДАТА планируется выделение средств на окончательную реализацию проекта. Средства уже выделялись и в связи с получением дополнительных доходов местного бюджета выделены на работы по электроснабжению проекта. На выполнение работ объявлен конкурс, информация о котором размещена на официальном сайте Администрации ЗГО. После выполнения работ по электроснабжению и получения положительного заключения по проекту возможно получение положительного заключения на проект в целом. В настоящее время проект находится на этапе устранения замечаний. Окончательно определить объёмы работ и сроки финансирования на сегодняшний день невозможно. Как только будет получено положительное заключение, возможно запросить финансирование на эти цели из областного бюджета. Положительное заключение по проекту планируется получить в ДАТА л.д. 200).
Третье лицо МУ «УКС» в письменном мнении относительно исковых требований указало, что в период с ДАТА по ДАТА. учреждением проводилась отработка замечаний по отрицательному заключению Государственной экспертизы МУ «УКС», что подтверждается письмами МУ «УКС» НОМЕР от ДАТА года, НОМЕР от ДАТА года, муниципальным контрактом НОМЕР, заключенным между МУ «УКС» и ОАО «Уралпромпроект» на выполнение корректировки сметной документации по проекту (ТЭО) «Расширение и реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста производительностью до 100 тыс. м3/сут» в целях устранения п. 4.11.2. отрицательного заключения. Корректировка выполнена. В целях устранения одного из основных замечаний - обеспечение очистных сооружений электроснабжением мощностью 2 600 кВт, МУ «УКС» ДАТА года в ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» подана заявка на присоединение энергопринимающих устройств. В связи со сложным характером технологического присоединения и необходимостью согласования с ОАО «СО-ЕЭС» Челябинское РДУ, только ДАТА года были выданы технические условия. Основным требованием технических условий было проектирование и строительство новой подстанции ПС 110/6 кВ, в связи с отсутствием у МРСК Урала ОАО «Челябэнерго» требуемых мощностей. На проектирование и строительство данной ПС 110/6 кВ требовались большие финансовые вложения, которые не были предусмотрены в бюджете ДАТА. В ДАТА МУ «УКС» обратилось к начальнику ОГАУ «Управление государственной экспертизы» с просьбой рассмотреть возможность выдачи положительного заключения без проекта на энергоснабжение, с последующей разработкой. От ОГАУ «Управление государственной экспертизы» ответа не поступило. Кроме того, проектом по объекту «Расширение и реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста производительностью до 100 тыс. м3 /сут», в соответствии с п. 4.2.1. Архитектурно-планировочного решения, в центральной части очистных сооружений поверхностных сточных вод предусмотрены: установка двух блочных котельных, пристрой к гаражу и устройство площадки для автозаправщика западнее склада дизельного топлива. В соответствии с п. 6.3. Теплоснабжение источником теплоснабжения очистных сооружений является проектируемая блочно-модульная газодизельная водогрейная котельная. Пункт 6.3.3 проекта содержит ссылку на проект наружного газоснабжения, выполненный ООО «Горпроект» г. Златоуст по отдельному договору. Работу по реализации проекта строительства объекта очистные сооружения Администрация ЗГО выполняла в части строительства котельных. Так, по результатам аукциона НОМЕР от ДАТА года, ДАТА года между «УКС» (Заказчик) и ООО «Инвестстройком» (Подрядчик) заключен Муниципальный контракт НОМЕР на выполнение подрядных работ по объекту «Газоснабжение городских очистных сооружений Котельные АДРЕС» на сумму 7385 238 рублей.
Финансирование строительства производилось за счет областных бюджетных средств. Подрядчиком было освоено 169 787,07 рублей из перечисленного авансового платежа в размере 2 100 000 рублей. В связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по муниципальном контракту МУ «УКС», как заказчик строительства объекта, подало в Арбитражный суд Челябинской области заявление о расторжении муниципального контракта НОМЕР от ДАТА года и взыскании с ООО «Инвестстройком» неосвоенного авансового платежа. Решением Арбитражного суда Челябинской области от ДАТА г. исковые требования удовлетворены, контракт расторгнут, определена сумма долга в размере 1 930 212 руб. 93 коп. неосвоенного авансового платежа л.д. 118).
ДАТА года на объект капитального строительства «Газоснабженеие городских очистных сооружений. Котельные ООО «Златоустовский «Водоканал» АДРЕС» выдано положительное заключение л.д. 65-72), ДАТА года с ООО «Инвестстройком» заключен муниципальный контракт НОМЕР на выполнение подрядных работ по указанному объекту на сумму 7385 238 рублей л.д. 73-74). Решением Арбитражного Суда Челябинской области от ДАТА года муниципальный контракт от ДАТА года расторгнут, с ООО «Инвестстройком» в пользу МУ «УКС» взыскано 1930 212 рублей неосновательного обогащения, 56 333 рубля 08 копеек - процентов за пользование чужими денежными средствами, Постановлением восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДАТА года решение оставлено без изменения л.д. 75-78).
Как следует из пояснений представителей ООО «Златоустовский «Водоканал» в судебном заседании ДАТА года, справки от ДАТА года, строительство котельной ООО «Златоустовский «Водоканал» завершило за свой счет, котельная расположена на территории ОСК, ее балансовая стоимость составляет 5774 476 рублей 53 копейки л.д. 117).
Данное обстоятельство представителем ответчика и третьего лица МУ «УКС» не оспаривалось.
ДАТА года и ДАТА года МУ «УКС» на имя начальника ОГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» направлены письма с пояснениями по ряду пунктов раздела 4 заключения л.д. 89-90).
ДАТА года между МУ «УКС» и ОАО «Уралпромпроект» заключен муниципальный контракт НОМЕР на оказание услуг по корректировке сметной документации по проекту «Расширение и реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста производительностью до 100 тыс. м3/сут. Сумма контракта - 16 166 рублей, срок оказания услуг - до ДАТА года л.д. 193-194).
ДАТА года МУ «УКС» в адрес ПО ЗЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» направлена заявка на технологическое присоединение очистных сооружений бытовых сточных вод, расположенных по адресу: АДРЕС л.д. 195).
ДАТА года директору ПО ЗЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» направлено письмо с просьбой ускорить выдачу технических условий на электроснабжение объекта л.д. 196).
ДАТА года МУ «УКС» и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» заключен договор НОМЕР на технологическое присоединение очистных сооружений бытовых сточных вод к электрическим сетям, согласно которому исполнитель обязался направить Заказчику технические условия (ТУ) в срок не позднее 15 рабочих дней с момента заключения договора, надлежащим образом исполнить обязанности, возложенные на Исполнителя в ТУ. Обеспечить выполнение ТУ в срок не позднее 2- календарных лет с момента утверждения Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» размера платы за технологическое присоединение объекта Заказчика, либо в иной срок, установленный по соглашению сторон (п. 2.3.1. - 2.3.2.) л.д. 79-85).
Технические условия к договору на присоединение к электрическим сетям выполнены и согласованы ОАО «СО-ЕЭС» Челябинское РДУ ДАТА года л.д. 86-87). Согласно указанным ТУ, схемой присоединения является проектируемая ПС 110/6 кВ (п. 1.6).
В письменном мнении третьим лицом МУ «УКС» указано, что было принято решение о проектировании не подстанции ПС 110/6 кВ, а энергоцентра, как источника электро- и теплоснабжения для очистных сооружений Златоустовского городского округа. В ДАТА происходил сбор исходных данных, необходимых для проектирования энергоцентра. В настоящее время объявлен конкурс на разработку проектной и рабочей документации по объекту: «Источник электро и теплоснабжения (энергоцентр) для очистных сооружений Златоустовского городского округа». Конкурсная документация размещена и доступна в сети «Интернет» на сайте http://www.omr.zlatadm.ru (Официальный сайт).
Исследовав представленные ответчиком доказательства в их совокупности, суд считает их недостаточными для подтверждения доводов представителя Администрации ЗГО о принятии всех необходимых мер для ускорения реализации проекта.
Согласно подпрограмме «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в округе на ДАТА-ДАТА», разработанной в рамках Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в г. Златоусте на ДАТА-ДАТА разделом 3.5. которой установлены сроки ее реализации за период с ДАТА по ДАТА, разделом 4.2 - объемы финансирования по источникам и срокам.
Указанной программой предусмотрено, что строительство самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков от станции «Кварцит», проектно-изыскательские работы наружных сооружений канализационного тоннеля в г. Златоусте будут завершены до ДАТА л.д. 105-108).
Какие-либо изменения в указанную Программу не вносились, установленные ею сроки не корректировались.
Таким образом, администрация ЗГО приняла на себя обязательства по строительству самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков от станции «Кварцит», а также проведению проектно-изыскательских работы наружных сооружений тоннеля в срок до ДАТА.
Как установлено в судебном заседании, рабочий и резервный тоннели пройдены на 88 % от их проектной длины, положительное заключение государственной экспертизы по объекту «Расширение и реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста производительностью до 100 тыс. м3/сут» не получено до настоящего времени.
Согласно представленного суду письма руководителя финансового управления ЗГО от ДАТА г. л.д.104),финансирование мероприятий по строительству самотечного тоннеля и расширению, реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод за период ДАТА-ДАТА на расширение о реконструкцию очистных сооружений бытовых сточных вод в ДАТА. из местного бюджета планировалось выделить 1600 тыс. рублей, выделено 1318, 52 тыс. рублей, на строительство самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков в ДАТА планировалось выделение 500 тыс. рублей, выделено 211, 51 тыс. рублей.
В ДАТА. на разработку проектно-сметной документации по электроснабжению городских очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации запланировано выделить из средств местного бюджета 4500 тыс. рублей, однако денежные средства фактически не выделялись.
Суд относится критически к доводам представителя ответчика о том, что в ДАТА из бюджета округа выделено 4500 000 рублей на разработку проектно-сметной документации по электроснабжению очистных сооружений и устранению оставшихся замечаний государственной экспертизы поскольку, как следует из ответа Финансового управления ЗГО от ДАТА года на запрос прокурора, в ДАТА средства на строительство самотечного тоннеля, расширение, реконструкцию очистных сооружений не выделялись л.д. 9).
Как следует из ответа Финансового управления ЗГО от ДАТА года на запрос заместителя главы ЗГО, средства на разработку проектно-сметной документации по электроснабжению городских очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в сумме 4500 000 рублей предусмотрены проектом Решения Собрания депутатов ЗГО «О внесении изменений в решение Собрания депутатов ЗГО от ДАТА года НОМЕР «О бюджете ЗГО на 2010 год».
Таким образом, ни на момент обращения прокурора с иском в суд, ни на день вынесения решения денежные средства на реализацию проекта не выделены.
Долгосрочная целевая программа «Чистая вода на территории Златоустовского городского округа на ДАТА-ДАТА, проект городской целевой программы «Природоохранные мероприятия оздоровления экологической обстановки в округе на 2010-2015 годы», Областная целевая программа «Чистая вода» на территории Челябинской области на ДАТА-ДАТА подлежат реализации в долгосрочном периоде.
Решением Собрания депутатов ЗГО от ДАТА года НОМЕР «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов ЗГО от ДАТА года НОМЕР «О бюджете ЗГО на ДАТА» на долгосрочную целевую программу «Чистая вода» выделено 600 000 рублей л.д. 114), однако сведения о направлении данных средств на реализацию проекта по реконструкции и расширению очистных сооружений суду не предоставлены.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в период со дня получения ТУ на технологическое присоединение к электрическим сетям до опубликования МУ «УКС» в сети Интернет конкурса на разработку проектной и рабочей документации по объекту: «Источник электро и теплоснабжения (энергоцентр) для очистных сооружений Златоустовского городского округа» прошло более полутора лет, при этом доказательств, подтверждающих проведение Администрацией ЗГО в этот период каких-либо работ, направленных на реализацию проекта по реконструкции и расширению очистных сооружений, либо обстоятельств, объективно препятствующих его реализации, не представлено, суд считает, что Администрация ЗГО проявила незаконное бездействие в решении данного вопроса.
Нарушенное право неопределенного круга лиц может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию Златоустовского городского округа устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем расширения, реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста, исключающим сброс неочищенных сточных вод.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
Выполнение реконструкции блока насосно-воздуходувной станции, цеха механического обезвоживания осадка, здания АБК, блока бытовых помещений, склада дизельного топлива, и строительства приемной камеры, камеры расходомеров, здания решеток, 2 песколовок, первичного и вторичного отстойников, насосной станции сырого осадка, аэротенка, иловой насосной станции, здания глубокой очистки, станции УФ-обеззараживания, резервуаров, песковых площадок, аварийных иловых площадок, резервуара-накопителя временного складирования обезвоженного осадка, насосной станции дренажных вод, сливной станции, пристроя к гаражу также предусмотрено Проектом от ДАТА в связи с чем, на Администрацию ЗГО следует возложить обязанность по проведению указанных работ.
С учетом того, что согласно Проекту расширения и реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста производительностью до 100 тыс.м3/сут, его реализация планировалась в 4 очереди общей продолжительностью 89 месяцев, то есть 7 лет 4 месяца, суд считает возможным согласиться с предложенным прокурором сроком проведения работ - до ДАТА года.
Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора города Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Златоустовского городского округа по необеспечению очистки хозяйственно-бытовых стоков в границах муниципального образования.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем расширения, реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод г. Златоуста в срок до ДАТА года, а именно: выполнить реконструкцию блока насосно-воздуходувной станции, цеха механического обезвоживания осадка, здания АБК, блока бытовых помещений, склада дизельного топлива, и строительства приемной камеры, камеры расходомеров, здания решеток, 2 песколовок, первичного и вторичного отстойников, насосной станции сырого осадка, аэротенка, иловой насосной станции, здания глубокой очистки, станции УФ-обеззараживания, резервуаров, песковых площадок, аварийных иловых площадок, резервуара-накопителя временного складирования обезвоженного осадка, насосной станции дренажных вод, сливной станции, пристроя к гаражу.
Решение быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.Е. Максимов