О восстановлении срока



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Максимова А.Е.,

при секретаре Сержантове Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Фадиной Тамары Константиновны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего,

у с т а н о в и л :

Фадина Т.К. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФ в г. Златоусте) о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего ФИО3.

В обоснование своих требований сослалась на то, что ДАТА года умер ее сын ФИО3, ДАТА года рождения. В установленный законом срок она не смогла обратиться в ГУ УПФ в г. Златоусте с заявлением о выплате пенсионных накоплений из-за длительной болезни младшего сына ФИО4, умершего ДАТА года.

Определением суда от ДАТА года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Плотников О.С. л.д. 1).

В судебном заседании истец на удовлетворении своих требований настаивала.

Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте Танцырева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании решение вопроса о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений оставила на усмотрение суда.

Заслушав истца и представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск Фадиной Т.К. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

В силу п.3 ст.38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ, выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 3, 4, 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета (утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. №741) правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений (п.3). Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства. При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди (п.4). Обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями №2 или №3 к настоящим Правилам. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок (п.9).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДАТА года в г. Златоусте умер ФИО3 (копия свидетельства о смерти -л.д. 6), который являлся сыном истца (копия свидетельства о рождении -л.д. 5).

Факт того, что ФИО3 являлся лицом, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования в РФ, ответчиком не оспаривался.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» после смерти ФИО3 истец является правопреемниками первой очереди.

ДАТА года Фадина Т.К. обратилась в ГУ УПФ в г. Златоусте с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений ФИО3 Письмом от ДАТА года ее заявление возвращено в связи с тем, что подано по истечении 6-ти месяцев с даты смерти застрахованного лица л.д. 4).

Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который определяется годами, месяцами, неделями, днями и ли часами (п. 1).

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. №741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями №2 или №3 к настоящим Правилам.

Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок. Процедура и основания для восстановления пропущенного срока для обращения с таким заявлением действующим законодательством не урегулирована.

В силу ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующего сходные отношения (аналогия закона).

Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 года в разделе «Вопросы по делам, возникающим из пенсионных правоотношений» Верховный Суд РФ разъяснил, что восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учётом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объёме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.

В судебном заседании истец пояснила, что о возможности обращения в Пенсионный фонд с заявлением о получении средств пенсионный накоплений узнала в октябре ДАТА при обращении в УПФР РФ по г. Златоусту. Ее сын Анатолий, проживавший в г. Норильске, умер ДАТА года. На момент его смерти о возможности обращения в суд с данным заявлением не знала, хотя обращалась в Пенсионный фонд для оформления пособия. У Анатолия осталась дочь 16 лет, опекуном которой она является с двухлетнего возраста. Внучка страдает хроническим псориазом, постоянно находится на больничном и требует заботы и постоянного ухода. На момент смерти Анатолия она осуществляла уход за младшим сыном Константином, который являлся инвалидом первой группы по общему заболеванию и не мог самостоятельно себя обслуживать, начиная с ДАТА, так как у него были ампутированы верхние и нижние конечности. В ДАТА сына выписали на ВТЭК. В начале июня Константин попал в нервное отделение МЛПУЗ «ГБ НОМЕР». Она осуществляла за ним постоянный уход. После продолжительной болезни Константин умер ДАТА года. Никаких объявлений и какой - либо информации о возможности получения средств пенсионных накоплений умерших не видела, узнала о такой возможности в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте после смерти Константина. В Пенсионном фонде разъяснили, что она сможет обратиться с заявлением не ранее чем через 40 дней после смерти Константина. Выждав 40 дней, написала заявления и отдала документы сразу на обоих умерших детей. По результатам рассмотрения заявлений был дан ответ о том, что она пропустила установленный шестимесячный срок для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений после смерти Анатолия и рекомендовали обратиться в суд. С данной позицией не согласна. Полагает, что срок был пропущен по уважительной причине, так как Анатолий умер в ДАТА и в это же время Константин попал в больницу. Ему, как и внучке, требовался постоянный уход, так как Константин был инвалидом - колясочником.

Доводы истца подтверждаются показаниями свидетелей ФИО11, ФИО10, ФИО9, допрошенных в судебном заседании, материалами дела.

Так, свидетель ФИО11, являющаяся медицинской сестрой МЛПУЗ «ГБ НОМЕР» суду показала, что знакома с Фадиной Т.К. в силу того, что в терапевтическом отделении МЛПУЗ «ГБ НОМЕР» на лечении находился сын истца Константин, который был инвалидом первой группы, ежегодно проходил ВТЭК. У Константина были ампутированы конечности, он нуждался в постоянном постороннем уходе, который осуществляла его мать. Константин сам себя не обслуживал, в терапевтическом отделении МЛПУЗ «ГБ НОМЕР» лежал в ДАТА, в ДАТА находился в нервном отделении, а в ДАТА-ДАТА в гастроотделении. Константин умер в больнице, находясь в нервном отделении, не приходя в сознание.

Свидетель ФИО10 показал суду, что был другом Фадина Константина, истца знает, как его мать. С ФИО4 ранее работали на одном предприятии. ФИО4 после обморожения конечностей стал инвалидом, не мог ходить, передвигался только на инвалидной коляске. Начиная с ДАТА, он постоянно находился в больнице, иногда приходилось вызывать «Скорую помощь» по два раза в день. Уход за Фадиным Константином осуществляла мать Фадина Т.К.. Он помогал истцу купать сына и брить его. Ему известно, что Фадина Т.К. приходится опекуном внучки ФИО12, которая страдает хроническим заболеванием.

Свидетель ФИО9 суду показала, что сын истца Анатолий умер ДАТА года. В это же время истец осуществляла уход за сыном Константином - инвалидом первой группы. Константин лежал в больнице в ДАТА, ДАТА и ДАТА. В связи с его болезнью, а также необходимостью ухода за внучкой, опекуном которого она является, у истца не было возможность выехать на похороны Анатолия в г. Норильск, а также обратиться с заявлением в Пенсионный фонд.

Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований, их заинтересованности в исходе дела не установлено. Обстоятельства жизни истца известны им путем непосредственного наблюдения.

Согласно копии свидетельства о рождении, сын Фадиной Т.К. - ФИО4 л.д. 8), умер ДАТА года (копия свидетельства о смерти -л.д. 9).

ФИО4 являлся инвалидом НОМЕР группы бессрочно (справка МСЭ -л.д. 17), являлся нетрудоспособным, нуждался в протезировании верхних и нижних конечностей л.д. 18-19).

В периоды с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года ФИО4 находился на стационарном лечении в МЛПУЗ «ГБ НОМЕР» л.д. 14-16).

Согласно Постановлению главы г. Златоуста от ДАТА года НОМЕР л.д. 22), Фадина Т.К. является опекуном несовершеннолетней ФИО12, ДАТА года рождения л.д. 20), ее мать умерла ДАТА года л.д. 23), отец - ДАТА года л.д. 6).

Исследовав представленные истцом доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что на момент смерти наследодателя о своем праве на обращение в ГУ УПФ в г. Златоусте с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Фадина Т.К. не знала, учитывая наличие на ее иждивении нетрудоспособного сына, несовершеннолетней внучки, ее нахождение в длительной психотравмирующей ситуации, связанной со смертью ДАТА года сына ФИО3, а также тяжелой болезнью сына ФИО4, умершего ДАТА года, суд находит причину пропуска срока на обращение с заявлением в ГУ УПФ в г. Златоусте о выплате средств пенсионных накоплений уважительной.

При таких обстоятельствах на основании п.3 ст. 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ пропущенный срок для обращения в ГУ УПФ с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Фадиной Тамары Константиновны удовлетворить.

Восстановить Фадиной Тамаре Константиновне пропущенный срок для обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте с заявлением о выплате пенсионных накоплений ФИО3, умершего ДАТА года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение.

Председательствующий А.Е. Максимов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200