О признании отказа незаконным, возложении обязанности



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Закирова С.Л.

при секретаре Батуровой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халитовой Натальи Петровны к УПФР в г. Златоусте о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязывании включить периоды работы в специальный трудовой стаж и назначить пенсию,

у с т а н о в и л :

Халитова Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте (далее ГУ УПФР), в котором просит признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА года в части не включения в специальный стаж периода ее работы в должности акушерки обсервационного отделения стационара Родильного дома НОМЕР г. Златоуста из расчета 1 года работы за 1 год 6 месяцев:

с ДАТА года по ДАТА года - времени нахождения в отпуске по беременности и родам;

с ДАТА года по ДАТА года - времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет.

Также просит обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы указанные периоды в льготном исчислении и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА года.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ДАТА года она обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА года в ее специальный стаж не были включены спорные периоды работы в льготном исчислении.

В судебном заседании истица, настаивая на удовлетворении заявленных требования по указанным выше основаниям, дополнила их требованием о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии НОМЕР от ДАТА года, которым ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 30-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Златоусте Косарева А.А., действующая на основании доверенности НОМЕР от ДАТА года л.д. 20), с иском не согласилась, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии ГУ УПФР от ДАТА года НОМЕР л.д.9-12) и отзыве по данному иску НОМЕР от ДАТА года л.д.21-23).

Суду пояснила, что ГУ УПФР не оспаривает, что истица в спорные периоды занималась медицинской деятельностью, включение в спецстаж истицы времени нахождения в отпуске по беременности и родам и период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора в календарном исчислении считает законным, поскольку в эти периоды работник освобождается от трудовых обязанностей и фактически не работает.

Представитель третьего лица МЛПУЗ «Родильный дом НОМЕР» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Халитовой Н.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При этом, введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.

Как видно из копии трудовой книжки истицы л.д. 5-7), протокола заседания Комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА года л.д.9-12), и следует из объяснений истицы, она с ДАТА года по ДАТА года работала акушеркой в родильном доме № 1 г. Златоуста, а в последующем осуществляла лечебную деятельность в должности акушерки в различных лечебных учреждениях г. Златоуста.

ДАТА года Халитова Н.П. обратилась с заявлением в ГУ УПФР в г. Златоусте о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как выработавшая необходимый для её назначения 30-летний стаж медицинской работы л.д. 26-29).

Решением Комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА года специальный трудовой стаж истицы определен продолжительностью 29 лет 2 месяца 07 дней л.д. 9-12).

В стаж работы, дающий истице право для назначения пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не был включен ряд периодов работы, а периоды с ДАТА года по ДАТА года (время нахождения в отпуске по беременности и родам) и с ДАТА года по ДАТА года (время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет) зачтены в специальный трудовой стаж истицы в календарном исчислении, так как согласно п. 5 абзаца 1 разъяснения Министерства труда РФ от ДАТА года НОМЕР, право на досрочное пенсионное обеспечение по старости имеют работники, постоянно занятые выполнением работ в течение полного рабочего дня, предусмотренных Списками. Периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет не могут рассматриваться как профессиональная деятельность. В данные периоды сохраняются только трудовые отношения и соответственно в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, они засчитываются в календарном исчислении 1 год за 1 год.

По результатам рассмотрения документов Халитова Н.П. и на основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА года, руководителем УПФР в г. Златоусте ФИО4 принято решение НОМЕР от ДАТА года об отказе Халитовой Н.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого 30-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ л.д.8).

Отказы ответчика во включении в специальный медицинский стаж истицы вышеуказанных периодов работы, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд считает незаконными по следующим основаниям.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим такую деятельность.

Согласно пп. «б» п. 5 Правил среднему медицинскому персоналу, работавшему в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Приложением предусмотрена работа в должности «акушерки» в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в числе которых акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушесркое патологии беременности.

Аналогичное положение содержалось в ранее дествовавших Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

Перечнем 1999 года структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев были предусмотрены отделения акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушесркое патологии беременности.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля один год работы засчитывается в специальный стаж за 1 год и 6 мес. (п. 2).

Пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, пунктом 4 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 предусмотрено, что периоды работы в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списками 1999 года, 2002 года, начиная с 01.11.1999 года засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Как следует из материалов дела, ДАТА года Халитова Н.П. принята на должность акушерки обсервационного отделения Родильного дома НОМЕР г. Златоуста, в настоящее время - МЛПУЗ «Родильный дом НОМЕР» (копия трудовой книжки -л.д. 5, справка МЛПУЗ «Родильный дом НОМЕР» НОМЕР от ДАТА года -л.д. 25).

В период с ДАТА года по ДАТА года Халитова Н.П. находилась в отпуске по беременности и родам. Дата родов ДАТА года. В период с ДАТА года по ДАТА года находилась в отпуске по уходу за ребенком до года, а с ДАТА года по ДАТА года находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора (справкал.д.25, свидетельство о рождениил.д.19).

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Информационным письмом от 4 ноября 2002 года № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 Минтруд РФ и ПФР разъяснили положения данного пункта Правил, указав, что по трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 года № 13-6 (в редакции от 15.04.1992 года), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25.06.1996 года, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ранее действовавшим законодательством были предусмотрены аналогичные положения.

Так, в п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5
«О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»
(утв. Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29)
(с изменениями от 1 октября 1999 года) содержится указание на то, что периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, засчитываются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР, вступившего в силу с 01.04.1972 года, женщинам, имеющим детей, помимо оплачиваемого отпуска по беременности и родам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработка до достижения ребенком возраста одного года.

В последующем положения данной нормы закона менялись в части увеличения срока дополнительного отпуска, а также условий его оплаты.

Так, Указом Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года срок дополнительного неоплачиваемого отпуска продлен до достижения ребенком возраста 1,5 лет, постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. При этом законом гарантировалось включение периода нахождения в указанном отпуске во все виды стажа: в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Дополнительный отпуск мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет. В части включения периода отпуска в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений ст. 167 КЗоТ РСФСР действовала до 06.10.1992 года, до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», которым установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Суд полагает, что придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, неправомерно, так как противоречит Конституции РФ, имеющей непосредственное действие на всей территории РФ.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования (п. 6). В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу (п.7).

По смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 54, 57), Указа Президента № 763 от 23.05.1996 года, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеют. Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Изменения в КЗоТ РСФСР были внесены Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, вступившем в действие с 01.10.1992 года, обратная сила этим изменениям законом не предавалась. Поэтому, данные изменения, как ухудшающие положения граждан, не могут иметь обратную силу.

Также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Следовательно, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДАТА по ДАТА (3 месяца 20 дней), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ДАТА по ДАТА (1 год 4 месяца 6 дней) подлежат включению в специальный стаж истицы из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев.

Как следует из оспариваемого решения Комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА л.д.9-12), специальный трудовой стаж истицы, с учетом исчисления спорных периодов в календарном исчислении, составил 29 лет 2 месяца 7 дней.

Следовательно, с учетом спорных периодов, учитываемых в льготном исчислении, льготный стаж истицы на ДАТА года (день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии) составляет:

29 лет 2 месяца 7 дней + 1 месяц 25 дней + 08 месяцев 3 дня = 30 лет 0 месяцев 5 дней, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

При таких обстоятельствах решение руководителя ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА года об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию следует признать незаконным.

Вопрос о возмещении судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судом по существу не рассматривался, поскольку истица на взыскании с ответчика судебных расходов не настаивает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Халитовой Натальи Петровны удовлетворить.

Признать незаконными решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» НОМЕР от ДАТА года в части не включения Халитовой Наталье Петровне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ НОМЕРФЗ от ДАТА года «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы:

с ДАТА года по ДАТА года, времени нахождения в отпуске по беременности и родам, в должности акушерки обсервационного отделения стационара Родильного дома НОМЕР г. Златоуста в календарном исчислении;

с ДАТА года по ДАТА года, времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, в должности в должности акушерки обсервационного отделения стационара Родильного дома НОМЕР г. Златоуста в календарном исчислении;

решение руководителя ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА года об отказе Халитовой Наталье Петровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить Халитовой Наталье Петровне в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы:

в льготном исчислении 1 год к 1 году 6 месяцам: с ДАТА года по ДАТА года в должности акушерки обсервационного отделения стационара Родильного дома НОМЕР г. Златоуста (МЛПУЗ «Родильный дом НОМЕР») продолжительностью 3 месяца 20 дней,

с ДАТА года по ДАТА года в должности акушерки обсервационного отделения стационара Родильного дома НОМЕР г. Златоуста (МЛПУЗ «Родильный дом НОМЕР») продолжительностью 1 год 4 месяца 6 дней,

и назначить ей пенсию по указанному выше основанию с ДАТА года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Златоустовский городской суд.

Председательствующий Закирова С.Л.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200