О предоставлении жилого помещения



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Петуховой О.С.,

с участием прокурора Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста, поданного в интересах Шатровой Татьяны Никитичны и Шатрова Виктора Павловича, к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста, действуя в интересах Шатровой Т.Н., Шатрова В.П., обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - «администрация ЗГО») о возложении обязанности предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям в черте г. Златоуста.

В обоснование иска прокурор указал, что в прокуратуру г. Златоуста обратилась Шатрова Т.Н., наниматель жилого помещения - трехкомнатной квартиры АДРЕС, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию Златоустовский городской округ. В ходе проведенной проверки установлено, что распоряжением главы ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр указанный жилой дом признан непригодным для проживания, однако, до настоящего времени ответчик не принимает никаких мер для определения порядка и сроков расселения граждан, проживающих в данном доме. Незаконное бездействие ответчика повлекло нарушение жилищных прав граждан, может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью жителей многоквартирного дома, находящегося в аварийном состоянии.

В судебном заседании прокурор, истцы Шатрова Т.Н., Шатров В.П. настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика администрации ЗГО Соснина Т.В. иск не признала, пояснила, что предоставление жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, осуществляется в рамках подпрограммы «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России на ДАТА-ДАТА», согласно которой жилье таким гражданам предоставляется с учетом финансирования мероприятий бюджетами всех уровней и очередности включения жилых помещений в реестр. Аналогичная подпрограмма утверждена Постановлением главы ЗГО от ДАТА г. НОМЕРп. Жилые помещения будут предоставляться гражданам по мере освоения средств, заложенных на эти цели в бюджете. Полагает, что положения ЖК РФ о внеочередном предоставлении жилья относятся только к гражданам, признанным малоимущими и состоящим на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцы малоимущими не признаны и не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, жилье им должно предоставляться в соответствии с условиями адресной программы, а не во внеочередном порядке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9ч. 1ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

В соответствии с п. 49 указанного Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению №2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением главы Златоустовского городского округа
от 24.05.2006 г. № 129-п утверждено Положение о межведомственной комиссии Златоустовского городского округа для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 14 указанного Положения на основании полученного заключения администрация Златоустовского городского округа принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено входе судебного разбирательства жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС является собственностью муниципального образования Златоустовский городской округ на основании соглашения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность от ДАТА г. л.д. 14).

Из материалов дела следует, что по результатам обследования от ДАТА г. НОМЕР межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением главы ЗГО НОМЕРп от ДАТА г., жилого помещения, расположенного по адресу АДРЕС вынесено заключение от ДАТА г. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу л.д. 55, 56).

Данное заключение межведомственной комиссии никем не оспорено.

Распоряжением администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕР «О признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания» жилое помещение по адресу: АДРЕС, признано непригодным для проживания л.д. 9).

Указанным распоряжением на межведомственную комиссию по распределению жилья возложена обязанность рассмотреть вопрос по распределению квартир согласно программе «Строительство жилья, предоставляемого по договорам социального найма, в том числе для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в Златоустовском городском округе на ДАТА-ДАТА».

Как следует из материалов дела, граждане, зарегистрированные в АДРЕС, включены в список граждан для расселения в соответствии с областной адресной программой на основании постановления Правительства Челябинской области от ДАТА г. НОМЕР «Об областной адресной программе «Переселение в ДАТА граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области с учетом необходимости развития малоэтажного строительства», постановления администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г. «Об утверждении городской адресной программы «Переселение в ДАТА граждан из аварийного жилищного фонда в Златоустовском городском округе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства». До конца ДАТА планируется разработать проект и приступить к строительству жилых объектов. Ориентировочные сроки сдачи домов в эксплуатацию - ДАТА л.д. 15).

По мнению суда, незаконное бездействие органов местного самоуправления нарушает жилищные права граждан, может повлечь неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью жителей многоквартирного дома.

Согласно п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.п. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

- дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

- жилое помещение признано непригодным для проживания.

Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Из содержания ст. 87 ЖК РФ следует, что в таком же порядке предоставляется жилье гражданам, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания.

Как установлено судом АДРЕС признан непригодным для проживания.

Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела в квартире АДРЕС общей площадью 53,4 кв.м. проживают и зарегистрированы Шатрова Т.Н. и ее муж Шатров В.П. (договор социального найма, справка -л.д. 10-12).

Факт наличия у истцов права на жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС, представитель ответчика не оспаривает.

Судом установлено, что прав на другое жилое помещение у истцов не имеется. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Пункт 1 ст. 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Поскольку судом установлено, что истцы занимают по договору социального найма жилое помещение, которое в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, прав на другое жилое помещение они не имеют, в результате незаконного бездействия администрации ЗГО с ДАТА выселение граждан из этого жилого помещения не производится, требование об обязывании администрации ЗГО предоставить Шатровой Т.Н. и Шатрову В.П. другое жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Златоуста, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта, подлежат удовлетворению.

Довод представителя администрации ЗГО, о том, что право на внеочередное получение жилья имеют только граждане признанные в установленном порядке малоимущими и состоящие на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является несостоятельным.

Частью 2 статьи 57 ЖК РФ установлено исключение из общих норм предоставления жилья по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Текст ч. 2 ст. 57 не содержит указания на то, что жилые помещения этим гражданам предоставляются при условии, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Не предусмотрено таких требований и статьями 85, 86 и 87 ЖК РФ, предусматривающими предоставление жилых помещений при выселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу.

По мнению суда положения ч. 2 ст. 57 и ст. ст. 85-87 ЖК РФ должны применяться во взаимосвязи и отдельно рассматриваться не могут.

Тот факт, что администрацией ЗГО вопрос о выселении граждан из АДРЕС в судебном порядке не ставился, не имеет значения, поскольку обязанность органов местного самоуправления выселить граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу предусмотрена ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

Ссылки ответчика на определения Конституционного Суда РФ № 376-О-П от 05.03.2009 г. и № 1548-О-О от 01.12.2009 г., согласно которых для случаев признания жилого помещения непригодным для проживания законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ), суд считает несостоятельной, поскольку предметами рассмотрения в данных определениях были иные вопросы.

В то же время, в определении Конституционного Суда РФ № 376-О-П от 05.03.2009 г. «По жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» Конституционный суд РФ указал, что ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуации непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно - властной деятельности.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным Кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

В определениях Конституционного Суда РФ, на которые ссылается в обоснование своей позиции ответчик идет речь о признании судом лиц нуждающимися в жилье в связи с утратой ими пригодного для проживания жилого помещения. Факт признания их в установленном порядке малоимущими не имеет юридического значения, поскольку ЖК РФ таких условий для обеспечения жильем граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, не содержит.

Таким образом, ответчика следует обязать предоставить истцам Шатровой Т.Н. и Шатрову В.П. вне очереди взамен признанного жилого помещения по адресу АДРЕС, общей площадью 53,4 кв.м., непригодным для проживания - изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора г. Златоуста, поданный в интересах Шатровой Татьяны Никитичны и Шатрова Виктора Павловича, к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Шатровой Татьяне Никитичне и Шатрову Виктору Павловичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (53,4 кв. м.), отвечающее установленным требованиям в черте г. Златоуста Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: Короленко В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200