Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Короленко В.А.,
при секретаре Петуховой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Олега Николаевича к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения в части незаконным, обязывании выдать акт предварительного согласования места размещения объекта для проектирования и строительства пристроя,
у с т а н о в и л :
Морозов О.Н. обратилась в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - «администрации ЗГО»), в котором просил признать недействительным распоряжение администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕР «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» в части отказа ему в отводе земельного участка примерной площадью 65 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, возле дома «Дом книги», для проектирования и строительства пристроя, и обязать администрацию ЗГО выделить ему земельный участок примерной площадью 65 кв.м., расположенный по указанному в иске адресу, для проектирования и строительства пристроя л.д. 3, 12).
В обоснование своих требований истец сослался на то, что ДАТА г. он обратился в администрацию ЗГО с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 65 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, возле дома «Дом книги» для проектирования и строительства пристроя. Решением собрания депутатов ЗГО ему было рекомендовано получить согласие сособственников жилого дома и нежилых помещений, расположенных по адресу: АДРЕС. После получения такого согласия, оформленного протоколом общего собрания собственников жилых и нежилых помещений дома от ДАТА г., он вновь обратился в администрацию ЗГО с заявлением об отводе земельного участка. ДАТА г. в газете «Златоустовский рабочий» был опубликован протокол комиссии по землеотводам НОМЕР от ДАТА г., утвержденный распоряжением администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр. от ДАТА г. об отказе ему в отводе земельного участка по причине несоответствия протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома НОМЕР по АДРЕС требованиям Жилищного кодекса РФ (статьи 46, 47). Полагает, что протокол общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого АДРЕС соответствует требованиям ЖК РФ. Решение принято большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа собственников. Кроме того, полагает, что запрашиваемый земельный участок находится за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а, следовательно, согласие собственников на его отвод не требуется.
В дальнейшем Морозов О.Н. уточнил свои требования, окончательно просил суд признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г.» в части утверждения решения комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования (протокол НОМЕР от ДАТА г.) об отказе в отводе земельного участка примерной площадью 65 кв. м., расположенного по адресу: АДРЕС, дом НОМЕР, для проектирования и строительства пристроя; обязать администрацию ЗГО выдать ему акт предварительного согласования места размещения объекта, расположенного на земельном участке примерной площадью 65 кв. м., расположенного по адресу: АДРЕС, дом НОМЕР, со стороны АДРЕС, для проектирования и строительства пристроя л.д. 134).
Истец Морозов О.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Морозова О.Н. - Васильев Ю.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснил, что, с заявлением об отводе земельного участка, Морозов О.Н. обращался в администрацию ЗГО, как физическое лицо, и претендует на земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности. Он не планировал использовать земли собственников многоквартирного АДРЕС. Кроме того, строительство пристроя (киоска для продажи хлебо-булочных изделий) не предполагает реконструкции жилого дома, так как задняя стена пристроя будет располагаться в полуметре от стены дома и, следовательно, не нарушит ее целостности.
Представитель администрации ЗГО Мезенов Е.В. в судебном заседании с уточненными требованиями Морозова О.Н. не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В письменном отзыве л.д. 136-137) сослался на то, что спорный земельный участок попадает на часть земельного участка, сформированного под многоквартирным домом АДРЕС. Возведение истцом пристроя приведет к уменьшению общего имущества многоквартирного дома путем его реконструкции, на что не получено согласие всех собственников жилого дома. Морозову О.Н. отказано в отводе земельного участка ввиду несоответствия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом АДРЕС нормам ЖК РФ. Так, в представленном протоколе не указаны сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в многоквартирном доме, следовательно, не соблюдены требования п.п. 2 п. 3 ст. 47 ЖК РФ.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление Морозова О.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 254 (ч. 1), 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как следует из материалов дела л.д. 8), ДАТА г. Морозов О.Н. обратился к главе Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью 65 кв.м., находящегося по адресному ориентиру: АДРЕС, возле «Дома книги», для проектирования и строительства пристроя.
Распоряжением администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г.» был утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г., которым (п.п. 1 п. 2 распоряжения) Морозову О.Н. отказано в отводе земельного участка примерной площадью 65 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, для проектирования и строительства пристроя, так как предоставленный протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого АДРЕС не соответствует требованиям ст. ст. 46, 47 ЖК РФ. Указанное распоряжение опубликовано ДАТА г. в официальном источнике - газете «Златоустовский рабочий» л.д. 41).
Истец Морозов О.Н. просит признать незаконным указанное распоряжение в части утверждения решения комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования (протокол НОМЕР от ДАТА г.) об отказе ему в отводе земельного участка, поскольку строительство пристроя не предполагает реконструкции самого жилого дома. Задняя стена пристроя будет располагаться на расстоянии примерно 0,5 метра от стены АДРЕС и не нарушит его целостности. При таких обстоятельствах согласие всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома не требуется, для кворума достаточно согласия 2/3 голосов собственников.
Суду предоставлен протокол общего собрания собственников многоквартирного дома НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, от ДАТА г. л.д. 10). Из протокола следует, что в голосовании принимало участие 30 собственников, одним из вопросов повестки дня являлся вопрос о выделе доли земельного участка для строительства пристроя со стороны АДРЕС (павильон «Морозовский хлеб») без подключения к коммуникациям: к водопроводу, канализации, отоплению жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС. Также из протокола следует, что посредством голосования («за» - 30, «против» - нет, «воздержались - «нет») собственниками принято решение: «Выделить долю земельного участка для строительства пристроя со стороны АДРЕС (павильон «Морозовский хлеб») без подключения коммуникациям, а именно к водопроводу, канализации, отоплению жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 ЗК РФ).
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно указанной норме предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
В силу ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (п. 3). Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 4). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.8). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (п. 9).
Согласно п. 9 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Из плана расположения хлебного киоска по адресу: АДРЕС, вдоль «Дома книги», изготовленного ООО «ГОРПРОЕКТ», землеустроительного дела НОМЕР по установлению границ земельного участка (кадастровый НОМЕР), кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от ДАТА г. НОМЕР л.д. 38-40, 46-56, 15-19) следует, что запрашиваемый Морозовым О.Н. земельный участок примерной площадью 65 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, возле «Дома книги», фактически попадает на земельный участок, принадлежащий на праве общей собственности собственникам помещений в многоквартирном АДРЕС.
Органом управления в многоквартирном доме в силу ст. 44 ЖК РФ является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им и другие вопросы (пункты 1, 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Следовательно, предварительное согласование места размещения пристроя с собственниками многоквартирного АДРЕС объекта является обязательным.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п. 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (ст. 46 ЖК РФ).
При этом в соответствии со ст. 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (п. 2).
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» (п. 3).
Учитывая, что на общем собрании, проведенном ДАТА г. л.д. 10), было принято решение большинством, т.е. более двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном АДРЕС; все они проголосовали «за» обсуждаемый вопрос; в протоколе имеются сведения о лицах, участвовавших в голосовании, а именно фамилия, имя и отчество; сведения о площади помещений, решения по вопросу о выделе доли земельного участка для строительства пристроя со стороны АДРЕС (павильон «Морозовский хлеб») без подключения к коммуникациям, а именно к водопроводу, канализации, отоплению жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС выраженные формулировками «за», «воздержался», «против»; а также то, что суду представлены сведения о праве собственности лиц, участвовавших в голосовании, на помещения в многоквартирном доме, протокол общего собрания собственников помещений в указанном доме соответствует требованиям действующего жилищного законодательства, а именно ст. ст. 46 и 47 ЖК РФ.
Кроме того, решение от ДАТА г., как установлено судом, никем не оспаривалось.
Возражая против исковых требований Морозова О.Н. представитель ответчика сослался на то, что возведение истцом пристроя приведет к уменьшению общего имущества многоквартирного дома путем реконструкции, а если идет уменьшение общего имущества путем реконструкции и такие работы невозможны без присоединения общего имущества многоквартирного жилого дома необходимо согласие всех собственников жилого дома.
Указанные доводы являются несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако, исходя из смысла п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Из плана хлебного киоска л.д. 38-40) видно, что он примыкает к стене АДРЕС не нарушая ее целостности, не меняя параметров объекта капитального строительства, либо его части. Кроме того, судом установлено, что проектом не предусмотрено подключение пристроя к коммуникациям: к водопроводу, канализации, отоплению жилого дома.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г.» в части утверждения решения комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования (протокол НОМЕР от ДАТА г.) об отказе Морозову О.Н. в отводе земельного участка примерной площадью 65 кв. м., расположенного по адресу: АДРЕС, для проектирования и строительства пристроя следует признать незаконным и отменить, поскольку оно нарушает установленное ст. 28 ЗК РФ право истца на получение в пользование земельного участка для строительства пристроя, и вынесено без законных оснований.
Как следствие, подлежит удовлетворению требование истца об обязывании администрации ЗГО выдать акт предварительного согласования места размещения объекта, расположенного на земельном участке примерной площадью 65 кв. м., расположенного по адресу: АДРЕС, со стороны АДРЕС, для проектирования и строительства пристроя.
На основании изложенного, рромещение не ва установлено, что ФИО5 проживал на спорной жилой площади в качестве временного жильца, права НОМЕР уководствуясь ст. ст. 12, 198, 254-258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА года» в части утверждения решения комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования (протокол НОМЕР от ДАТА года) об отказе Морозову Олегу Николаевичу в отводе земельного участка примерной площадью 65 кв. м., расположенного по адресу: АДРЕС, дом НОМЕР для проектирования и строительства пристроя.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа выдать Морозову Олегу Николаевичу акт предварительного согласования места размещения объекта, расположенного на земельном участке примерной площадью 65 кв. м., расположенного по адресу: АДРЕС, дом НОМЕР со стороны АДРЕС для проектирования и строительства пристроя.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Короленко В.А.