Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Руновой Т.Д.,
при секретаре Шугаиповой Г.Р.,
с участием истицы Симоновой А.С.,
представителя ответчика Сосниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой Анастасии Сергеевны к Администрации Златоустовского городского округа о признании частично незаконным распоряжения, возложении обязанности по включению в число участников подпрограммы,
у с т а н о в и л :
Симонова А.С. обратилась в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - администрация ЗГО) о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, признанных ранее нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» в части снятия её с учета; обязать администрацию ЗГО включить её в число участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья».
В обоснование своих требований Симонова А.С. сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации ЗГО № она и её семья были признаны нуждающимися в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья и участниками подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» на основании поданного ею ДД.ММ.ГГГГ заявления. В ДД.ММ.ГГГГ. она должна была получить субсидию на приобретение жилья, однако администрация ЗГО уведомила её о том, что в связи с изменением законодательства она не имеет права на дальнейшее участие в подпрограмме, поскольку учреждение, в котором она работает, является федеральным. На основании распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ она снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и участника подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья». Считает, что данным распоряжением нарушено её право на получение собственного благоустроенного жилья. Кроме того, на момент подачи ею заявлению, она подпадала под все условия подпрограммы, следовательно, имеет право претендовать на получение социальной выплаты.
В судебном заседании Симонова А.С. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации ЗГО - Соснина Т.В., действующая на основании доверенности (л.д.17, 115-116), в судебном заседании требования Симоновой А.С. не признала, пояснив, что Симонова А.С. не может быть участником подпрограммы, так как работает в учреждении, финансируемом за счет средств федерального бюджета.
Третье лицо Симонов А.А., привлеченный к участию в деле на основании определения суда (л.д.18), в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Ранее в судебном заседании требования Симоновой А.С. поддержал.
Представитель третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. В письменном отзыве указал, что Симонова А.С. не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, так как является работником учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета. Кроме того, действие подпрограммы ограничено ДД.ММ.ГГГГ, списки претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ. сформированы в ДД.ММ.ГГГГ. до момента обращения Симоновой А.С. в администрацию ЗГО с целью принятия её семьи на учет (л.д.22-23, 114).
Заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Симоновой А.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Симонова А.С. является преподавателем Федерального государственного образовательного учреждения «Златоустовский индустриальный колледж им.П.П.Аносова, финансируемого из средств федерального бюджета (л.д.31, 117). В состав её семьи входит муж - Симонов А.А., работающий в ОАО «РЖД», и сын Илья, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении - л.д.39, свидетельство о браке - л.д.40).
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Симонова А.С. и члены ее семи были признаны нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» долгосрочной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ» (л.д.5).
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р Симонова А.С. была снята с учета нуждающихся в предоставлении социальной выплаты в связи с тем, что бюджетное учреждение, работником которого она является, является федеральным, в связи с чем дальнейшее её участие в подпрограмме неправомерно.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя (ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 названного Федерального закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
На момент обращения Симоновой А.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) с заявлением о признании ее и ее семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилья подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», входившая в состав долгосрочной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением главы Златоустовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ № предусматривала возможность участия в данной подпрограмме работников федерального, областного и муниципального учреждения (пункт 5 подпрограммы - л.д.90).
Аналогичные положения содержались в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», входившей в состав Областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ», принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанная программа признана утратившей силу постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу некоторых постановлений Законодательного Собрания Челябинской области».
Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ», в состав которой входит подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья». Постановление опубликовано в газете «Южноуральская панорама» и вступило в действие ДД.ММ.ГГГГ
Согласно паспорта подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» государственная поддержка работников бюджетной сферы путем предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещение или строительство индивидуального жилого дома осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов и собственных (или заемных) средств участников подпрограммы.
Пункт 5 названной подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области, предусматривает, что участниками подпрограммы могут быть граждане - работники бюджетной сферы, постоянно проживающие на территории Челябинской области и являющиеся работниками областного или муниципального бюджетного учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов, а также признанные органами местного самоуправления нуждающимися в предоставлении социальной выплаты.
Установление круга лиц, имеющих право на участие в названной выше подпрограмме относиться к исключительному ведению субъекта Российской Федерации, поскольку программа предусматривает дополнительные, т.е. сверх установленных федеральным законом, меры, направленные на улучшение жилищных условий граждан, и не противоречит федеральному законодательству.
Граждане, признанные органами местного самоуправления нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, становятся участниками указанной областной программы.
Поскольку использование средств областной программы возможно лишь путем участия в муниципальной программе, то введение дополнительных критериев на участие в региональной программе, отличных от тех, которые установлены на региональном уровне, противоречит региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации ЗГО № 235-п «О внесении изменений в постановление администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ». В соответствии с указанным постановлением текст подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» изменен в соответствии с областной целевой программой. Согласно п.5 подпрограммы её участником может быть гражданин, являющийся работником областного или муниципального бюджетного учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов (л.д.102-109).
В силу положения п. 9 подпрограммы, источниками финансового обеспечения городской программы являются средства областного и местного бюджета, а также личные или заемные средства участников подпрограммы (л.д.106).
На федеральном уровне подпрограмма, аналогичная названным выше областной и городской подпрограммам, отсутствует.
Поскольку финансирование подпрограммы осуществляется в части и за счет средств областного бюджета, долгосрочная целевая программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ» не может противоречить положениям, урегулированным областной программой.
В соответствии с п. 21 областной подпрограммы применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в предоставлении социальной выплаты понимаются работники бюджетной сферы, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких работников нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Аналогичные положения содержатся в п.18 подпрограммы Златоустовского городского округа.
Основанием к отказу в признании работников бюджетной сферы нуждающимися в предоставлении социальной выплаты является, отсутствие в представленных документах, подтверждения права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (п. 24 областной подпрограммы, п.21 муниципальной попрограммы).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта заявитель утратила право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует действующему законодательству.
Постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит нормы, которая предусматривала бы, что граждане, признанные нуждающимися в предоставлении социальной выплаты в рамках реализации названной подпрограммы до введения в действие этого постановления, сохраняют право на получение социальной выплаты.
Кроме того, поскольку Симонова А.С. была признана нуждающейся в получении социальной выплаты в рамках участия в подпрограмме ДД.ММ.ГГГГ, то она по сроку обращения в администрацию ЗГО не могла быть включена в число участников областной подпрограммы на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку формирование списков участников подпрограммы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом, т.е. в ДД.ММ.ГГГГ, было окончено до 1 сентября предшествующего планируемому, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации ЗГО был утвержден список граждан - участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» - претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ, в который была включена Симонова А.С. и члены её семьи (л.д.70-79), данный вывод суда не опровергает, поскольку в соответствии с областной целевой программы, как в старой редакции, так и в действующей, списки предоставляются государственному заказчику органом местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующему планируемому.
По условиям областной подпрограммы в ДД.ММ.ГГГГ бюджетные средства на социальные выплаты на приобретение жилья работникам бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, не предусмотрены.
Таким образом, независимо от издания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления, заявитель как вследствие изменения законодательства, так и в силу момента обращения с заявлением об участии в подпрограмме, утратила право получение социальной выплаты в рамках названной выше подпрограммы. Поэтому издание оспариваемого постановления не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о нарушении оспариваемым постановлением ее законного права на получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилья и улучшение жилищных условий, так как ни она, ни члены ее семьи не отнесены к категории граждан, подпадающих под действие названной выше подпрограммы, поскольку не являются работниками бюджетных организаций, финансируемых за счет средств областного или муниципального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Симоновой Анастасии Сергеевны о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, признанных ранее нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» в части снятия её с учета в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и участником подпрограммы; возложении обязанности на администрацию ЗГО включить её в число участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней.
Председательствующий Т.Д.Рунова