О признании бездействия ответчиков незаконными, обязании восстановить права



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Фроловой Г.А.,

При секретаре Журавлевой О.Ю.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Морозова А.И. о признании бездействия Федеральной службы исполнения наказний Российской Федерации (далее ФСИН РФ), Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония №6 Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Челябинской области (далее ФБУ ИК-6 ГУФСИН РФ), Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее Минкомсвязи РФ) незаконными, обязании восстановить нарушенное право, о признании приказов начальника ФБУ ИК-6 ГУФСИН РФ недействующими, обязании создать условия и обеспечить свободным временем для ознакомления с документами, написания жалоб

у с т а н о в и л:

Морозов А.И. обратился в суд с заявлением о признании бездействия ФСИН РФ, ФБУ ИК-6 ГУФСИН РФ по Челябинской области, Минкомсвязи РФ незаконными, обязании восстановить нарушенное право, о признании приказов начальника ФБУ ИК -6 ГУФСИН РФ недействующими, обязании создать условия и обеспечить свободным временем для ознакомления с документами, написания жалоб.

В обоснование своих исковых требований заявитель ссылается на то, что в связи с отсутствием возможности пользоваться различными источниками информации он направил в Минкомсвязи запрос об ознакомлении его с приказами Министерства Юстиции РФ №№ № от ДД.ММ.ГГГГ, просил сообщить ему адреса Министерств юстиции в субъектах РФ, переадресовать запрос в компетентные органы, проконтролировать его исполнение, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Минкомсвязи назначен оператором по доступу граждан к информации. Минкосвязи переадресовало запрос Морозова А.И. в ФСИН России. ФСИН России предложило Морозову А.И. обратиться в библиотеку или к адвокату. В библиотеке ФБУ ИК -6 г. Копейска нет необходимой Морозову А.И. юридической литературы, законов. Просьбы Морозова А.И. сделать распечатку запрашиваемой им информации из интернета и обеспечить ему возможность с нею ознакомиться остаются без фиксации и удовлетворения. ФСИН РФ не обеспечивает соблюдения его прав, чем нарушают его права на доступ к информации, правосудию, так как без запрашиваемых документов он не может составить обоснованную жалобу, заявление в суд. Приказом начальника ИК -6 г. Копейска установлены распорядки дня для содержащихся в исправительном учреждении, ШИЗО, отряде СУС, в соответствии с которыми Морозов А.И. ограничен в праве получать информацию, а также обращаться в суд в течение дневного времени суток.

Заявитель Морозов А.И. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, поскольку отбывает наказание в виде лишения свободы. (л.д.167). Права и обязанности стороны, были разъяснены Морозову судом. (л.д.36)

Представитель ФБУ ИК-6 ФСИН РФ в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия. В своем отзыве указал, что с требованиями Морозова А.И. не согласен. Деятельность исправительных учреждений регламентируется УИК РФ и Приказом МЮ РФ «Об утверждении правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях» от ДД.ММ.ГГГГ №» В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Начальником ФБУ ИК -6 утвержден приказ о распорядке дня ИУ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, для осужденных, находящихся в отряде строгих условий содержания установлено время с 13.00 до 14.20 - прием МСЧ, выдача настольных игр, в том числе и личное время; в период с 14.20 - 17.00 культурно-массовые мероприятия, во время которых осужденным выдается литература и представляется время для написания писем. Согласно главе XXIII Приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, осужденным, водворенным в штрафные изоляторы (в т.ч. СУС), разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки учреждения, письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания корреспонденции, т.е. в личное время, а также во время культурно-массовых мероприятий. Ограничение прав истца на составление жалоб и предложений со стороны администрации отсутствуют, т.к. согласно выписке из журнала учета исходящей документации, все письма истца исправно отправлялись в соответствующие инстанции.(л.д.108-110)

Представитель Минкомсвязи России в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своем отзыве указал, что запрос Морозова А.И. № с просьбой обеспечить возможность ознакомления с приказами Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ и сообщить адреса почтовых управлений Минюста России в субъектах РФ поступил в Минкомсвязь ДД.ММ.ГГГГ Ознакомление граждан с актами федеральных органов исполнительной власти не входит в полномочия Минкомсвязи России. Кроме того, Минкомсвязь России не является федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит предоставление по запросам граждан копий актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе актов Министерства юстиции РФ. В соответствии с требованиями Закона № 59-ФЗ письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило поступившее обращение Морозова А.И. в адрес Минюста России. Поскольку со стороны Минкомсвязи России не было допущено незаконного бездействия, просят отказать в удовлетворении заявленных требований.(150-151)

Представитель ФСИН РФ в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, полагает, что в удовлетворении требований Морозову А.И. должно быть отказано.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

При этом в силу ст.4 Закона под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно ст.5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Для реализации указанного права гражданина обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.(п.1 ст.9 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 27.07. 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ходатайство Морозова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой обеспечить возможность ознакомиться с приказами Минюста РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и сообщить адреса почтовых управлений Минюста РФ в субъектах РФ, было направлено в Минкомсвязи России (л.д.76,75).

Вышеуказанное ходатайство в соответствии с п.3 ст.8 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было направлено для рассмотрения и ответа заявителю в Минюст России (письмо Минкомсвязи России № П10-2368-ОГ от ДД.ММ.ГГГГ-л.д.74).

В целях обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг, Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет", Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, определено оператором федеральных государственных информационных систем "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - оператор, сводный реестр, единый портал).

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 июня 2008 года № 418, министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.

Согласно 2 разделу Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ознакомление граждан с актами иных федеральных органов, а также предоставление по запросам граждан копий актов федеральных органов исполнительной власти (в том числе приказов Министерства юстиции РФ), не входит в круг полномочий Минкомсвязи РФ.

В соответствии с. п.3 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Суд считает, что действия Минкомсвязи РФ по направлению запроса Морозова А.И. в адрес Министерства юстиции РФ, являются законными и обоснованными, поскольку вышеуказанным положением установлено, что в полномочия Минкомсвязи РФ не входит ознакомление граждан с актами иных федеральных органов и предоставление по запросам граждан копий актов федеральных органов исполнительной власти, таким образом, Минкомсвязи РФ действовало в рамках предоставленных ему прав и полномочий.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Морозова А.И. было направлено разъяснение о том, что его обращение к Минкомсвязи России рассмотрено ФСИН России. На обращение от ДД.ММ.ГГГГ Морозову А.И. было разъяснено о том, что в соответствии с требованиями приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» доступность информации, в том числе правовой, обеспечивается наличием наглядной агитации в отрядах, возможностью пользоваться библиотекой учреждения и заказывать юридическую литературу в торговой розничной сети. При отсутствии интересующих его приказов Минюста России в библиотеке исправительного учреждения Морозов А.И. вправе в установленном порядке воспользоваться услугами адвокатов или лиц, оказывающих юридическую помощь, а также иными дополнительными услугами с согласия администрации исправительного учреждения за счет собственных средств ((л.д.9-оборот).

Морозов А.И. считает, что ФСИН РФ и ФБУ-ИК 6 не обеспечивают соблюдения его прав, поскольку нарушаются его права на доступ к информации, правосудию, так как без запрашиваемых документов он не может составить обоснованную жалобу. В библиотеке ФБУ ИК -6 г. Копейска нет необходимой ему юридической литературы, законов. Его просьбы сделать распечатку запрашиваемой им информации из интернета и обеспечить ему возможность с нею ознакомиться остаются без фиксации и удовлетворения. Учреждением не создано условий для подготовки и написания истцом исков, заявлений и т.д. Времени, отведенного внутренним распорядком учреждения для подготовки исков, жалоб, заявлений истцу недостаточно.

По этим же основаниям истец просит признать приказы начальника ФБУ ИК-6 ГУФСИН РФ, которыми установлены распорядки дня для содержащихся в исправительном учреждении, ШИЗО, отряде СУС,, в соответствии с которыми Морозов А.И. ограничен в праве получать информацию, а также обращаться в суд в течение дневного времени суток, недействующими, обязать учреждение создать условия и обеспечить свободным временем для ознакомления с документами, написания жалоб.

Указанные доводы Морозова А.И. суд считает необоснованными, а требования не подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя права и свободы человека и гражданина, в то же время устанавливает, что осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3) и что эти права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Эти ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, в качестве меры государственного принуждения уголовного наказания, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Согласно п. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В то же время, в соответствии со ст.9 УИК РФ, основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие(п.2).

Таким образом, соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения является не правом осужденного, а средством его исправления.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным указомПрезидента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5 Положения).

ФСИН России осуществляет меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (п.7 ч.2 Положения).

Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (ФБУ ИК-6 ГУФСИН России по Челябинской области) является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным (Положение о ФБУ ИК-6-л.д.91-105,86).

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.(п.п. 10,11 ст. 12 УИК РФ)

Согласно п. 3 ст. 82. УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующие и конкретизирующие соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Согласно п.11 вышеуказанных Правил, осужденные имеют право распоряжаться личным временем, предусмотренным распорядком дня, не нарушая при этом установленных правил поведения (абз.8); участвовать в культурно-массовых мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми в определенное распорядком дня время (абз.10).

В соответствии с п.14 Правил, осужденные обязаны: выполнять требования законов и настоящих Правил (абз.1); соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ (абз.2).

В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств (п.19 Правил). Распорядок дня включает в себя, в том числе и время воспитательных и культурно-массовых мероприятий (п.20).

Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Пользование библиотекой и магазином обеспечивается в условиях изоляции от других осужденных (п.146).

Осужденным, водворенным в штрафные изоляторы, разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки учреждения (п.149). Письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания корреспонденции (п.150).

Приказом начальника ФБУ ИК-6 ГУФСИН РФ по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.51-52), утвержден распорядок дня в ФБУ ИК-6, согласно которому, для осужденных, находящихся в отряде строгих условий содержаний (СУС), установлено время с 13.00 до 14.20 - прием МСЧ, выдача настольных игр, в том числе и личное время; в период с 14.20 до 17.00 - культурно-массовые мероприятия; для осужденных, находящихся в ШИЗО, установлено время с 13-00 до 16-00 - выдача письменных принадлежностей (л.д.54,55).

На основании вышеуказанных Правил внутреннего распорядка и распорядка дня, судом установлено, что в ФБУ ИК-6 в период личного времении культурно-массовых мероприятий осужденным выдается литература и предоставляется время для написания писем.

Как следует из справки и.о. заместителя начальника ФБУ ИК-6 (л.д.133), в ФБУ ИК-6 ГУФСИН России по Челябинской области имеется и работает, согласно утвержденного графика, библиотека. Перечень печатных изданий имеющихся в библиотеке учреждения составляет около 1500 книг. В том числе имеются печатные издания, в которых публикуются нормативно-правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации, а также министерства юстиции (Российская газета, домашний адвокат). Обеспечение осужденного Морозова А.И. печатными изданиями библиотечного фонда ФБУ ИК-6 производится согласно каталогу литературы отряда № 10 (строгих условий содержания).

Также из справки ФБУ ИК-6 (л.д.134, 168, 170) следует, что для получения литературы, осужденный пишет заявление в библиотеку учреждения, только после этого может ознакомиться с указанной в заявлении литературой. Администрация ФБУ ИК-6 выписывает следующие печатные издания, в которых публикуются нормативно-правовые акты: Российская газета (имеются все выпуски), ГК РФ, ГПК РФ, УИК РФ, УК РФ (с комментариями), и другая нормативно-правовая литература.

Морозов А.И. ссылается на то, что в библиотеке ФБУ ИК -6 г. Копейска нет необходимой ему юридической литературы, законов, а его просьбы сделать распечатку запрашиваемой информации из Интернета и обеспечить ему возможность с ней ознакомиться (обеспечить временем, местом) остаются без фиксации и удовлетворения, а ФСИН не обеспечивает соблюдение его прав.

Однако Морозовым никаких документов, подтверждающих факт обращения в библиотеку ФБУ ИК-6 с заявлением, содержащим просьбу предоставить необходимую ему литературу, суду представлено не было.

Право истребования осужденными информации в виде распечаток из интернета Правиламии внутреннего распорядка не предусмотрено.

Обязанность исправительного учреждения обеспечить временем и местом осужденного для ознакомления с информацией в неустановленное распорядком дня в учреждении время, не предусмотрена УИК РФ, а также действующими Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 и распорядком дня в ФБУ ИК-6 ГУФСИН России по Челябинской области.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ограничения прав Морозова А.И. на составление жалоб со стороны ФБУ ИК-6 отсутствуют, поскольку вся корреспонденция Морозова А.И. исправно отправляется в соответствующие инстанции, что подтверждается выпиской из журнала учета исходящей документации (л.д.44-49) А количество, направляемой Морозовым А.И. корреспонденции свидетельствует о том, что установленное Правилами внутренего распорядка время для написания обращений используется Морозовым А.И. по назначению и учреждением не ограничивается.

В соответствии со ст. 95 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

В разъяснении ФСИН России Морозову А.И. также было разъяснено его право при отсутствии интересующих его нормативных актов в библиотеке исправительного учреждения, воспользоваться услугами адвокатов или лиц, оказывающих юридическую помощь, а также иными дополнительными услугами с согласия администрации исправительного учреждения за счет собственных средств.

Таким образом, учреждением соблюдаются права Морозова А.И. на получение информации, предоставлении времени и условий для подготовки и составления исков, жалоб, других обращений, в пределах, установленных Правилами внутреннего распорядка.

Предоставление истцу информации способами, не предусмотренными Правилами внутреннего распорядка, а также предоставление времени для написания исков, жалоб и обращений за пределами, установленного Правилами внутреннего распорядка, будет противоречить требованиям УИК РФ.

На основании изложенного, суд полагает, что требования Морозова А.И. о бездействии ФСИН РФ и ФБУ ИК-6 ГУ ФСИН России по Челябинской области, выразившемся в нарушении его права на доступ к информации, правосудию, а также обязании создать условия и обеспечить свободным временем для ознакомления с документами, написания жалоб, признании недействующими приказов начальника ИК -6 г. Копейска, которым установлены распорядки дня для содержащихся в исправительном учреждении, ШИЗО, отряде СУС, удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л:

В удовлетворении требовааний о признании бездействий Федеральной службы исполнения наказний Российской Федерации, Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония №6 Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Челябинской области, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации незаконными, обязании восстановить нарушенное право, о признании приказов начальника Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония №6 Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Челябинской области недействующими, обязании создать условия и обеспечить свободным временем для ознакомления с документами, написания жалоб Морозову Александру Ивановичу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданск5им делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий: Фролова Г.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200