О признании распоряжения незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Карповой О.Н.,

при секретаре Шарифуллиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева Андрея Андреевича к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения, признании нуждающимися в предоставлении субсидии,

у с т а н о в и л :

Медведев А.А. обратился в суд с иском к администрации ЗГО, в котором просит признать незаконным п. 2 распоряжения главы Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшениях жилищных условий»; признать их нуждающимися в предоставлении субсидии по дате первоначального обращения.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что распоряжением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным в п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, п.п.3, п. 26 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку они намеренно ухудшили жилищные условия. С распоряжением истец не согласен, полагает, что намеренного ухудшения жилищных условий не совершали, так как зарегистрировались по месту фактического проживания, поскольку с родителями его семья не проживала.

В судебное заседание истец Медведев А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61), с иском не согласен, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, поскольку из представленных документов следует, что семья истца намеренно ухудшила жилищные условия для участия в программе, также не были представлены в полном объеме документы, предусмотренные условиями подпрограммы. Кроме того, сослался на то, что действие программы заканчивается в ДД.ММ.ГГГГ, решения о продлении срока ее действия не принималось.

Третье лицо Медведева Д.И. исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве, направленном в адрес суда, указал (л.д. 58-59), что органы местного самоуправления осуществляют признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, ведение их учета, признание молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме в планируемом финансовом году, участниками подпрограммы в текущем году. Министерство осуществляет текущее управление реализацией подпрограммы и несет ответственность на своевременную и качественную подготовку подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств бюджета всех уровней, выделяемых на ее реализацию.

Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Медведева А.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675
в составе федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»
утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», реализуемая в рамках приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы утверждены постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285.

В соответствии с п. 4 Подпрограммы «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшение жилищных условий», утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года №344-П «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жильё гражданам России» в Челябинской области на 2009 - 2010 годы» ее участником может быть молодая семья, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей;

2) имеющая собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, либо доход достаточный для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях.

Постановлением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2009-2010 годы» (в рамках которой утверждена Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" на 2009-2010 годы» (далее - Подпрограмма).

Согласно п. 22 Подпрограммы под нуждающимися в предоставлении социальной выплаты понимаются молодыесемьи, оба супруга в которых имеют регистрацию по месту жительства по одному адресу и признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в частности, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно п. 27 подпрограммы признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется администрацией ЗГО.

Подпрограммой утвержден следующий порядок рассмотрения заявления и вынесения решения о признании молодой семьи нуждающейся в субсидии: 1) поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется администрацией ЗГО; 2) по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий заявителей не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, о котором молодая семья уведомляется письменно (п. 24).

Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении субсидии допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 23 подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения) (п. 25).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Медведев А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Медведева Д.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения не достигли 35-летнего возраста, состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеют на иждивении дочь Медведеву Елизавету, ДД.ММ.ГГГГ. рождения (копии свидетельства о рождении, свидетельства о браке л.д. 7, 8).

ДД.ММ.ГГГГ Медведев А.А. обратился к главе Златоустовского городского округа с заявлением (л.д. 21) о признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что своего жилья не имеют, проживают на съемной квартире.

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 20) семье Медведевых было отказано в признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по основаниям, установленным ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п.п. 20, 23 подпрограммы (утвержденной постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №») связи с предоставлением документов, не подтверждающих право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты (молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий; не предоставлены в полном объеме документы, предусмотренные п. 21 подпрограммы.

Отказ администрации ЗГО в принятии семьи Медведевых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья,суд считает законным и обоснованным по следующим основаниям.

Одним из оснований для отказа истцу в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении субсидии послужило то, что ими не были представлены в полном объеме документы, а именно справки из органов технической инвентаризации о наличии в собственности жилых помещений на фамилию супруги истица до регистрации брака (Панафидина).

Медведева Д.И. данное обстоятельство не оспаривает, пояснила, что обязанность предоставить такие сведения ей не разъяснилась.

Признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется администрацией Златоустовского округа на основании перечня документов, указанных в п. 23 Подпрограммы, в том числе, справки предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на всех членов семьи.

В материалах дела имеется справка ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 49), согласно которой Медведева Д.И. жилых помещений в собственности в г. Златоуста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеет. Однако в указанный период времени Дарья Игоревна имела фамилию ФИО7, поэтому и справка должна была быть предоставлена именно на данную фамилию.

Следовательно, Медведеву А.А., Медведевой Д.И. и их несовершеннолетней дочери обоснованно было отказано в признании нуждающимися в социальной выплате на том основании, что ими не были предоставлены в полном объеме документы.

Как следует из пояснений представителя ответчика администрации ЗГО, также основанием для отказа истцу в признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты является то обстоятельство, что действие программы заканчивается в ДД.ММ.ГГГГ, формирование списков участников подпрограммы закончено. Решения о продлении срока действия муниципальной программы на новый срок органом местного самоуправления не принималось.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём. Срок действия программы 2002-2010 годы.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ принята областная целевая программа «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы срок реализации программы 2008-2010 годы, финансирование программы в 2008-2010 годах за счёт федерального бюджета, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников, объёмы финансирования в 2008, 2009 и 2010 годах определены в программе, финансирование в 2011 году не предусмотрено. Подпрограмма «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» действует в рамках федеральной программы «Жилище».

В соответствии со статьей 30 Областной целевой программы формирование списков (основного и резервного) молодыхсемей - претендентов на участие в подпрограмме в планируемом году и предоставление их государственному заказчику подпрограммы заканчивается 15 августа года, предшествующего планируемому.

Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 6, 18, 27 Подпрограммы, утвержденной постановлением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Медведев А.А. обратился к главе ЗГО с заявлением для участия в названной подпрограмме «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшение жилищных условий» ДД.ММ.ГГГГ, то есть после формирования списков, в связи с чем, не мог стать участником данной подпрограммы, поскольку ДД.ММ.ГГГГ является последним сроком действия подпрограммы, сроки формирования списков участников на ДД.ММ.ГГГГ истекли.

Решения о продлении срока действия муниципальной программы на новый не принималось.

При таких обстоятельствах решение администрации ЗГО об отказе в признании Медведева А.А. и его семьи нуждающимися в предоставлении социальной выплаты с целью участия в подпрограмме не может быть расценено, как нарушающее права и свободы истца, создающее препятствия к осуществлению им прав и свобод, поскольку Медведев А.А. и члены его семьи не могли стать участниками программы, сроки формирования участников которой истекли, а решение администрации не порождает для них правовых последствий.

В случае продления органами местного самоуправления сроков действияназванной выше программы либо принятия новой программы, направленной на улучшение жилищных условий граждан истец вправе повторно обратиться с заявлением о признании нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья, представив необходимые документы.

Доводы представителя ответчика о том, что Медведев А.А. и Медведева Д.И. совершили действия по ухудшению своих жилищных условий, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-O-O по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ» ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по смыслу ст. 53 ЖК РФ должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении им другим жильем.

При этом применение статьи ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Медведев А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на условиях договора социального найма был зарегистрирован совместно с матерью ФИО6 в однокомнатной квартире № <адрес>, площадью 33,1 кв.м. Согласно договору безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было передано в собственность ФИО6 (л.д. 37 копия договора, л.д. 38 копия карточки лицевого счета, л.д. 40 выписка из поквартирной карточки).

Ранее жена истца Медведева Д.И. (фамилия до брака Панафидина) вместе с дочерью ФИО11 была зарегистрирована в трехкомнатной <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дочь была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (выписка из поквартирной карточки л.д. 41, карточка лицевого счета л.д. 42).

Собственниками указанной квартиры по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в долевой собственности по 1/3 доли каждый являются ФИО7, ФИО8, ФИО9 (л.д. 44 копия договора, л.д. 43 копия свидетельства о государственной регистрации права).

Со ДД.ММ.ГГГГ истец Медведев А.А. с женой Медведевой Д.И. и дочерью ФИО11 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 35 справка), но фактически в доме не проживают.

Из письма заместителя главы ЗГО (л.д. 18), пояснений представителя ответчика следует, что основанием для отказа в признании нуждающимися в социальной выплате послужил вывод о том, что Медведев А.А. до июня 2010г. был зарегистрирован на момент приватизации в квартире общей площадью 33,1 кв.м по адресу: <адрес>, но отказался от приватизации и права пользования жилым помещением, его жена имеет в собственности 1/3 долю в квартире общей площадью 62,4 кв.м, но в июне 2010г. также снялась с регистрационного учета. В настоящее время семья Медведевых зарегистрирована в жилом доме по <адрес>, принадлежащем на праве собственности постороннему лицу. Следовательно, семья Медведевых была обеспечена жильем на одного члена семьи более учетной нормы, но совершила действия, направленные на ухудшение жилищных условий.

Согласно пояснений в судебном заседании третьего лица Медведевой Д.И., с ДД.ММ.ГГГГ., после заключения брака они с мужем сначала проживали у ее родителей по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ., после рождения дочери, стали проживать в съемной квартире по <адрес>. Никаких умышленных действий с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении они с мужем не совершали. В ДД.ММ.ГГГГ. снялись с регистрационного учета и прописались в доме по <адрес>, чтобы быть прописанными всем вместе по одному адресу, в доме не проживают. На момент снятия с регистрационного учета с родителями они не проживали. Медведев А.А. отказался от участия в приватизации квартиры, в которой был прописан, поскольку уже с ДД.ММ.ГГГГ. в жилом помещении не проживал, квартира матери однокомнатная, проживать в ней вместе матерью Медведева А.А. невозможно. На момент отказа от участи в приватизации еще не планировали участвовать в программе с целью получения социальной выплаты, о действии программы узнали только в ДД.ММ.ГГГГ

Пояснения третьего лица о местах их жительства, семейных обстоятельствах, а также о том, что они не совершали умышленных действий по ухудшению своих жилищных условий, подтверждаются письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей ФИО7 (мать Медведевой Д.И.), ФИО10 (жена владельца <адрес>).

Согласно договору найма жилого помещения (л.д. 33-34), заключенному в ДД.ММ.ГГГГ г., семья Медведевых снимает двухкомнатную квартиру по адресу <адрес>

Из акта проверки жилищных условий (л.д. 32) следует, что Медведев А.А. и члены его семьи жена Медведева Д.И., дочь ФИО11 действительно проживают по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приобретение гражданином Российской Федерации, занимающим жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, является правом данного гражданина, а не его обязанностью.

Кроме того, заявление Медведевым А.А. о признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» было подано спустя восемь месяцев после заключения договора приватизации.

То обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ. истец и третье лицо сменили место регистрации, не свидетельствует об умышленном ухудшении ими своих жилищных условий с целью получения социальной выплаты, поскольку фактически с ДД.ММ.ГГГГ. в указанных жилых помещениях они не проживали, а снимали квартиру по адресу: <адрес>

На основании изложенного, суд полагает, что в судебном заседании было достоверно установлено, что истец Медведев А.А., его жена Медведева Д.И. действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий с целью признания их нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья, не совершали, следовательно, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Медведева Андрея Андреевича к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании п. 2 распоряжения администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в предоставлении субсидии социальных выплат с целью участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» об отказе в признании нуждающимися в предоставлении социальных выплат с целью участия в подпрограмме; восстановлении нарушенных прав путем признания нуждающимися в предоставлении субсидии, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий О.Н. Карпова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200