Признание решения незаконным



дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.

при секретаре Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Филимоновой М.А.

гражданское дело по иску Филимоновой Марины Александровны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязывании включить периоды работы в спецстаж, назначить пенсию,

у с т а н о в и л:

Филимонова М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФР), впоследствии дополнив требования заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, просит признать незаконными решение комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в ее специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального экспериментального центра коррекции детей с нарушением интеллекта и психическим недоразвитием «Роса», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального образовательного воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса»; решение руководителя ГУ УПФР в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные выше периоды работы, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-5,62).

В обоснование своих требований сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как выработавшая необходимый 25-летний педагогический стаж.. Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа. В ее специальный стаж не были включены указанные выше периоды работы. Считает решение комиссии ГУ УПФР о не включении в ее спецстаж указанных периодов работы незаконным, так как в спорные периоды она работала в должности воспитателя в учреждении, наименования которого неоднократно изменялись, что не изменяло основную цель деятельности данного учреждения, характер, специфику и условия ее работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности. Также считает, что отсутствие у образовательного учреждения статуса юридического лица не может влиять на социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений.

В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФР в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.60).

Из отзыва на исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-47) следует, что в соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной сложностью и ведущую к утрате трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, т.е. по отношению к трудовой пении по старости досрочные пенсии, назначаемые в связи с педагогической деятельностью носят льготный характер. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Конституцией РФ устанавливает основания и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. В случаях, предусмотренных этим Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В соответствии с этим правом спариваемые периоды работы заявителя рассмотрены согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается ч стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть засчитаны в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как наименование учреждения, где она работала, не соответствует разделу «наименование учреждений», указанного выше Списка. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у учреждения отсутствовал статус юридического лица

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования Филимоновой М.А. подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых педагогическим трудом, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.

Как видно из копии трудовой книжки истицы (л.д. 6-11), протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 120/2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15), и следует из пояснений истицы, она с 1985 года работает воспитателем в различных учреждениях.

ДД.ММ.ГГГГ Филимонова М.А. обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как выработавшей необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25-летний педагогический стаж (л.д. 53-56).

На основании решения Комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, установившей, что истица не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, решением руководителя УПФР в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ Филимоновой М.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа (л.д. 2).

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15) следует, что ответчик исключил из специального стажа истицы ряд периодов её работы, в числе которых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального экспериментального центра коррекции детей с нарушением интеллекта и психическим недоразвитием «Роса», Муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса», Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса» в связи с тем, что наименование учреждения не соответствует разделу «наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не включен в спецстаж истицы в связи с отсутствием у учреждения, где она работала, статуса юридического лица, тогда как согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ №, образовательное учреждение должно являться юридическим лицом с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от его организационно-правовых форм подчиненности; учреждения, созданные после ДД.ММ.ГГГГ наличие статуса юрлица подтверждают документами о регистрации учреждения. В данном случае Устав учреждения был зарегистрирован постановлением Главы г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ

Суд находит незаконным не включение в специальный стаж спорных периодов работы на основании следующего.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. по делу о проверке конституционности подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В случае, если работа педагогического работника проходила в учреждении, не предусмотренном Списками, тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет периода работы в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Списки) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Среди наименований учреждений предусмотрены «школы всех типов и наименований», «школы-интернаты в том числе специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии», «детские дома», в графе «наименование должностей» предусмотрены должности «директор», «учитель», «воспитатель».

Согласно записям № в трудовой книжке истицы (л.д. 6-11), она ДД.ММ.ГГГГ была принята переводом на контрактной основе воспитателем в школу-интернат №. ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом на должность воспитателя в МОВУ «Детский дом-школа-интернат «Роса», который ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в МСШИ-31 «Роса», а ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Муниципальной специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная коррекционная школа-интернат для умственно отсталых детей и детей с другими отклонениями в развитии №».

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), архивной справки учреждения МС(К)ОШИ № (л.д.50) следует, что ДД.ММ.ГГГГ Златоустовская средняя школа-интернат № перерегистрирована в Муниципальный экспериментальный центр коррекции детей с нарушением интеллекта и психическим недоразвитием «Роса», сокращенно МЭУРЦ «Роса». Постановлением Главы администрации г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован устав МЭУРЦ «Роса» (л.д. 30-38). Согласно Постановлению Главы администрации г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ самостоятельная деятельность МЭУРЦ «РОСА» и Центра социальной реабилитации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ прекращена, эти учреждения реорганизованы в муниципальное образовательно-воспитательное учреждение «Детский дом-школа-интернат «РОСА» (л.д.59 оборот). Постановлением Главы администрации г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59) МОВУ «Детский дом-школа-интернат РОСА» зарегистрировано, утвержден Устав указанного учреждения (л.д. 23-28). ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ МОВУ «Детский дом-школа-интернат РОСА» реорганизована путем разделения на самостоятельные учреждения «Детский дом «Теремок» и МСШИ № «Роса» На основании постановления Главы г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ МСШИ № «Роса» переименовано в Муниципальное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №», которое является правопреемником всех вышеназванных учреждений.

Таким образом, записи в трудовой книжке истицы за спорные периоды работы были произведены работодателем, ответственным в силу ст. 39 КЗОТ РСФСР (в настоящее время ст. 66 ТК РФ) за ведение трудовых книжек, неверно. А поскольку обязанность по надлежащему оформлению документов о приеме на работе и последующих документов лежит на работодателе, работник не может быть лишен предусмотренных законом льгот и преимуществ из-за допущенной предприятием небрежности в их оформлении.

Из Уставов МЭУРЦ «Роса» (л.д.30-38), МОВУ «Детский дом-школа-интернат «Роса» (л.д.23-28) следует, что данные учреждения являются муниципальными комплексами для детей с недостатками интеллекта и психики, нетиповым образовательно-воспитательным учреждением, в котором содержатся на полном обеспечении дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей от 3 до 18 лет,а также учащиеся с недостатками в умственном развитии и задержкой психического развития, нуждающиеся в социальной защите; учреждение выполняет такие задачи, как воспитание детей-сирот и детей без опеки родителей, дети школьного возраста получают коррекционную помощь и социальную поддержку для успешного усвоения соответствующей разноуровневой программы, основного среднего образования и базовых знаний и умений по выбранной профессии. Основное направление их деятельности - это обучение и воспитание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей детей.

Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что фактически в спорные периоды изменялось только наименование учреждения, где она осуществляла педагогическую деятельность, но её должностные обязанности воспитателя, её рабочее место и категория детей, с которыми она работала, не менялись. Доказательств обратного ответчиком не представлено, факт выполнения истицей в спорные периоды работы воспитателя ГУ УПФР также не оспаривает.

Исходя из изложенного, суд считает, что формальное предъявление ответчиком требований к наименованию образовательного учреждения без учета фактически выполняемых истицей функций означает установление ограничительного условия при реализации гарантированного Конституцией РФ права на досрочную трудовую пенсию истице, как педагогическому работнику, и как следствие, нарушение её конституционного права на досрочную трудовую пенсию.

Также суд считает незаконным не включение в специальный стаж истца периода ее работы воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальной специальной школе-интернате № «Роса» в связи с тем, что учреждение в этот период не имело статуса юридического лица.

Пунктом 2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. действительно предусмотрено, что образовательные учреждения являются юридическими лицами. Вместе с тем, требования к статусу образовательного учреждения, как юридическому лицу, ни в Законе № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни в Списках должностей и учреждений, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не содержатся. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Отсутствие либо наличие статуса юридического лица у учреждения для назначения пенсии по выслуге лет правового значения не имеет, так как истица вне зависимости от статуса образовательного учреждения работала в сфере образования, в должности и в образовательном учреждении, предусмотренных Списком. ГУ УПРФ доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представило.

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15), таблицы трудовой деятельности застрахованного лица (л.д. 51-52) специальный трудовой стаж истицы, без учета спорных периодов, составил 19 лет 7 месяцев 22 дня.

Следовательно, с учетом спорных периодов, специальный трудовой стаж истицы, дающий право для назначения ей пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет на ДД.ММ.ГГГГ, дату, на которую ответчик определял истице право на досрочную трудовую пенсию, 25 лет 0 месяцев 18 дней (19 лет 7 мес. 22 дн. + 4 года 3 мес. 08 дн. + 1 год 01 мес. 18 дн..), что на день обращения истицы с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ достаточно для ее назначения.

При таких обстоятельствах решение руководителя ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию следует признать незаконным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию сумма 200,00 руб. в возврат госпошлины, уплаченной в доход государства при обращении с настоящим иском в суд (л.д.2).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Филимоновой Марины Александровны, - удовлетворить.

Признать незаконными решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный трудовой стаж Филимоновой Марины Александровны периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального экспериментального центра коррекции детей с нарушением интеллекта и психическим недоразвитием «Роса», Муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса», Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса» и решение ГУ УПФР в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Филимоновой Марине Александровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25 летнего трудового стажа на соответствующих видах работ.

Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить Филимоновой Марине Александровне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального экспериментального центра коррекции детей с нарушением интеллекта и психическим недоразвитием «Роса», Муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса», Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса» продолжительностью 4 года 3 месяца 08 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципальной специальной школы-интерната № «Роса» продолжительностью 1 год 1 месяц 18 дней и назначить ей пенсию по указанному выше основанию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в пользу Филимоновой Марины Александровны в возмещение судебных расходов сумму 200,00 руб. (двести рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий судья: Е.Ю.Квашнина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200