Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой А.А.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Евдокии Семеновны к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным, обязывании восстановить в очереди в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем,
у с т а н о в и л :
Мальцева Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа, в котором просила признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, обязать ответчика восстановить Мальцеву Е.С. в очереди в качестве нуждающейся в предоставлении в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что она (Мальцева Е.С.), как вдова участника ВОВ, распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ за №-р была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. На основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 56 ЖК РФ, истица была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительным. Основанием снятия с учета явилось то, что истца намеренно ухудшила свои жилищные условия путем отчуждения принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, т.е. совершила действия, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ранее, чем через 5 лет после отчуждения дома. Данное утверждение истица считает несостоятельным и не соответствующим фактическим обстоятельствам. Действительно, до ДД.ММ.ГГГГ истица являлась собственником вышеуказанного жилого дома. Однако на момент совершения сделки купли-продажи, жилищной комиссией сельской администрации данный дом был признан ветхо-аварийным и непригодным для проживания. В доме истица проживала одна, и в силу престарелого возраста, болезни, была вынуждена продать его. После продажи дома стала проживать у дочери в г. Златоусте. Считает, что применение положений ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий в данном случае недопустимо, поскольку данная норма распространяется только на граждан, ухудшивших свои жилищные условия с намерением постановки на учет. Статус вдовы участника ВОВ истица получила лишь в ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. через год после отчуждения жилого дома. С этого момента получила право пользования льготами, предусмотренными ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, истица считает, что ее действия не могут быть расценены, как направленные на ухудшение своих жилищных условий с целью получения права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время истица в собственности никакого жилья не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в доме для ветеранов ВОВ по адресу: <адрес>, на праве найма.
В судебном заседании истица Мальцева Е.С. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным, в исковом заявлении.
Представитель истца Воробьева Г.А. поддержала исковые требования Мальцевой Е.С.. Дополнительно пояснила, что Мальцева Е.С. приходится ей мамой. Более 40 лет ее мама проживала по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ мама решила продать дом, т.к. заболела, раньше она сама справлялась по хозяйству и с огородом. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ из сруба, не из нового материала. ДД.ММ.ГГГГ у мамы случился гипертонический криз, она сутки лежала одна, после чего она забрала маму к себе. Дом был в плохом состоянии. Дом и земельный участок продали за 100 000 руб., в основном продали за такую цену только из-за хорошего место расположения. Маму забрали в свой дом по адресу: <адрес>. Потом предоставили место в доме ветеранов. Через год после продажи дома она наводила порядок в документах мамы, случайно нашла документы о том, что отец был участником японской войны. Теперь мама является вдовой ветерана войны. Истица обратилась с заявлением о постановке на учет, ее сняли с учета. Сейчас у мамы своего жилья нет, в доме ветеранов она жить не может, так как там газ, мама газом не умеет пользоваться. Просит взыскать с ответчика в пользу истицы судебные расходы за юридические услуги в размере 1.500 руб..
Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Платонова Екатерина Алексеевна ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д. 49) с исковыми требованиями Мальцевой Е.С. не согласилась в полном объеме. Администрация ЗГО при постановке граждан на учет принимает необходимые документы, потом отправляет их на проверку в Министерство. Такая проверка проводится с участием представителей Министерства социальных отношений. Оказалось, что в учетном деле Мальцевой Е.С. не было документов с последнего места регистрации. Когда были представлены затребованные документы - это были документы о регистрации в Саткинском районе селе Романовка, из этих документов был сделан вывод, что истец ухудшила свои жилищные условия. Принять заявление от Мальцевой Е.С. о постановке на учет могут только по истечении 5 лет после ухудшения истцом своих жилищных условий.
Заслушав истицу, представителя истицы, представителя ответчика Администрации ЗГО, исследовав материалы дела, суд полагает требования Мальцевой Е.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» предусмотрено до 01.05.2010 г. завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03. 2005 г. ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, и предоставляемых нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, условием для реализации права на предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержкипо обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу ст. 23.2 указанного закона переданы Российской Федерацией государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в частности по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан:
инвалидов ВОВ;
участников ВОВ, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, членов семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ.
С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят Закон Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области», определяющее заявительный порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе федерального фонда компенсаций, а также дополнительно направляемых на указанные цели средств областного бюджета путем предоставления им субсидий на приобретение жилых помещений в собственность.
Как установлено в ходе судебного разбирательства,, Мальцева Е.С. состояла в зарегистрированном браке с ФИО7, являвшимся участником ВОВ (свидетельство о браке л.д.18, удостоверение ветерана л.д.22).
Мальцева Е.С., как вдова ВОВ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к Главе Златоустовского городского округа с заявлением о включении ее в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10,11,26).
Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ за №-р Мальцева Е.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как член семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, на условиях договора найма (л.д.6,7,21).
На основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 56 ЖК РФ, Мальцева Е.С. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительным. Основанием снятия с учета явилось то, что истца намеренно ухудшила свои жилищные условия путем отчуждения принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, т.е. совершила действия, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ранее, чем через 5 лет после отчуждения дома (л.д.8,9).
Истица считает данное распоряжение Главы администрации ЗГО незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Как пояснила истица, представитель истца, и следует из материалов дела, Мальцева Е.С., действительно по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ФИО8. Данный договор купли-продажи зарегистрирован УФРС по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). Истица была вынуждена продать данный дом в силу своего преклонного возраста и болезни. Дом является ветхо-аварийным, построен до ДД.ММ.ГГГГ, капитальный ремонт не производился, износ дома -100% (л.д.15,51).
На момент постановки на учет Мальцева Е.С. была зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>, на условиях договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-33), принадлежащим на праве собственности ФИО9 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ГУ ФРС по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-34).
Как пояснила представитель истца Воробьева Г.А., являющая истице родной дочерью, и следует из материалов дела (л.д. 35-38,40-43) после продажи дома, она свою маму Мальцеву Е.С. забрала в свой дом по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована по месту пребывания. С ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована в доме для ветеранов ВОВ по адресу: <адрес>, но не проживает там. Других жилых помещений ни праве собственности, ни по договору социального найма истица не имеет(л.д.40,41, 42,43), повторно в брак не вступала.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.
Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к участникам ВОВ и членам семьи умерших участников ВОВ как лицам, имеющим особый правовой статус.
Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Лица из указанной категории, принятые на учет после 01 марта 2005 года обеспечиваются жильем в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. При этом, поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях. Действовавшая до 01.01.2005г., до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004г. № 199, редакция указанной статьи закона не предусматривала зависимость предоставления жилых помещений членам семей умерших участников ВОВ от даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П).
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты. Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении членов семей умерших участников Великой Отечественной войны принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 марта 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 марта 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у членов семьи умершего участника Великой Отечественной войны одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан ФИО13 и ФИО14".Суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нуждаемости истицы в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдовы умершего участника ВОВ на основании ст. 21 Закона «О ветеранах», поскольку Мальцева Е.С. на момент постановки на учет, и по настоящее время никакого жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма не имеет.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в ст. 51 ЖК РФ. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, наряду с другими признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Ссылку о намеренном ухудшении истицей жилищных условий в данном случае суд считает недопустимой, поскольку данная норма распространяется только на граждан, ухудшивших свои жилищные условия с намерением постановки на учет. Статус вдовы участника ВОВ истица получила лишь 06.06 2010 г. (л.д.10), т.е. через год после отчуждения жилого дома.
Суду не представлено доказательств в опровержение вышеуказанных выводов суда.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 423-О "По запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в пункте 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих с принятием названного Федерального закона отменено не было, что является подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот для инвалидов Великой Отечественной войны и проживающих совместно с ними членов их семей. Следовательно, указанные в Законе «О ветеранах» льготы должны распространяться не только на участников Великой Отечественной войны, но и на совместно проживающих с ними членов их семей.
В целях устранения нарушенного права истицы необходимо признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, обязать ответчика восстановить Мальцеву Е.С. в очереди в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии со ст. 98 ГРК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истицей было затрачено на оказание юридической помощи, составление искового заявления 1500 рублей (л.д.12), суд считает, что данные расходы подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Мальцевой Евдокии Семеновны.
Признать незаконным распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях Мальцевой Евдокии Семеновны.
Обязать Администрацию Златоустовского городского округа восстановить Мальцеву Евдокию Семеновну в очереди в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Мальцевой Евдокии Семеновны судебные расходы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.А. Яковлева