Признание решения незаконным



дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Фроловой Г.А.

при секретаре Журавлевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черниковой Ольги Сергеевны к Администрации Златоустовского городского округа, Главе Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения в части отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязянии признать нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение жилья, включить в список на предоставление субсидий на приобретение жилья, о выдаче свидетельства,

у с т а н о в и л :

Черникова О.С. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным подпункт 1 пункта 2 Распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в части отказа ей и членам ее семьи в признании нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы, обязать Администрацию Златоустовского городского округа признать ее и членов ее семьи нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья с целью участия в подпрограммах «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» и включить Черникову О.С. в список на предоставление субсидий на приобретение жилья.

В обоснование своих требований истица сослалась на то, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением на имя главы Златоустовского городского округа о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья с целью участия в подпрограммах «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления было отказано по основаниям совершения истцом действий, ухудшающих жилищные условия. Истец считает данное распоряжение незаконным, поскольку семья истицы не совершала каких-либо намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий. Снятие с регистрационного учета по месту прежнего проживания и переезд в другое место жительства вызван объективными причинами, а именно: намерением проживать самостоятельно, своей семьей, не зависеть от родителей.

Впоследствии истица свои требования дополнила(л.д.82) и просит:

признать незаконным подпункт 1 пункта 2 Распоряжения администрации Златоустовского городского округа от 21 июля 2010 года № 1795-р «О признании граждан нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в части отказа ей в признании нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы,

обязать Администрацию Златоустовского городского округа признать ее и членов ее семьи нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья с целью участия в подпрограммах «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»,

обязать Администрацию Златоустовского городского округа включить ее в список на предоставление субсидий на приобретение жилья и выдать ей свидетельство в порядке, предусмотренном п. 2,3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285).

Истица Черникова О.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.64)

Представитель истицы Макарычев С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования истца поддержал.

Представитель ответчиков администрации Златоустовского городского округа, Главы Златоустовского городского округа Зверев Д.Б., действующий на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласен, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, поскольку из представленных документов следует, что семья истца намеренно ухудшила жилищные условия для участия в программе. Кроме того, сослался на то, что действие программы заканчивается в ДД.ММ.ГГГГ, списки нуждающихся в предоставлении социальных выплат и участников подпрограммы сформированы на ДД.ММ.ГГГГ, решения о продлении срока действия программы не принималось.

Третьи лица Лихачев С.В., Маркобрунова Н.Н. требования истца поддержали.

Третьи лица Лихачев А.С., Маркобрунов Г.А., Лихачева С.Г., Черников В.П., Артеменко И.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 59, 61-63, 68).

Представитель третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Черниковой О.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675
в составе федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»
утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», реализуемая в рамках приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы утверждены постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285.

В соответствии с п. 4 Подпрограммы «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жильё гражданам России» в Челябинской области на 2009 - 2010 годы» ее участником может быть молодая семья, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей;

2) имеющая собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, либо доход достаточный для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях.

Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 22 декабря 2009 года № 366-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2009-2010 годы» (в рамках которой утверждена Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2009-2010 годы» (далее - Подпрограмма).

Согласно п. 22 Подпрограммы под нуждающимися в предоставлении социальной выплаты понимаются молодыесемьи, оба супруга в которых имеют регистрацию по месту жительства по одному адресу и признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в частности, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно п. 27 подпрограммы признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется администрацией ЗГО.

Подпрограммой утвержден следующий порядок рассмотрения заявления и вынесения решения о признании молодой семьи нуждающейся в субсидии: 1) поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется администрацией ЗГО; 2) по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий заявителей не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, о котором молодая семья уведомляется письменно (п. 24).

Администрации ЗГО по мере поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - участникам подпрограммы в порядке очередности, определенной основным списком, утвержденным Главой Златоустовского городского округа (п.34).

Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении субсидии допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 23 подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения) (п. 25).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Черников В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Черникова О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не достигли 35-летнего возраста, состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеют на иждивении дочь Черникову Дарью, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копии свидетельств о рождении, л.д. 7 свидетельства о браке л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ Черникова О.С. обратилась к главе Златоустовского городского округа с заявлением (л.д. 8) о признании ее семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что своего жилья не имеет, проживает с семьей на съемной квартире.

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9, 21) семье Черниковых было отказано в признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по основаниям, установленным ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п.п. 22, 25 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением Главы администрации ЗГО ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты (молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий) (подпункт 1 пункта 2 распоряжения).

Отказ администрации ЗГО в принятии семьи Черниковых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья по п.п.2, 3 ч. 1 ст. 54 ЖК, п. 22, п.п. 2,3 п.25 подпрограммы суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-O-O по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО11 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по смыслу ст. 53 ЖК РФ должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении им другим жильем.

При этом применение статьи ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, семья Черниковых зарегистрирована и проживает по адресу<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (копия справки № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанный дом ранее принадлежал ФИО13, между ним и Черниковыми был заключен договор найма жилого помещения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-32), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-29). Впоследствии ФИО13 продал дом Артеменко И.В. (л.д.72), ДД.ММ.ГГГГ между Артеменко И.В. и Черниковыми был заключен договор найма жилого помещения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-44).

Ранее Черникова (до заключения брака Лихачева) О.С. была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета (копия поквартирной карточки, л.д.41). Указанная квартира, общей площадью 66,2 кв.м, принадлежит на праве собственности Лихачеву С.В., Лихачевой С.Г., родителям Черниковой О.С., на основании договора № на передачу и продажу квартир в собственность граждан, заключенного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-40). На момент приватизации указанной квартиры Черникова О.С. была зарегистрирована в указанной квартире (копия поквартирной карточки, л.д.41).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья Черниковых была зарегистрирована по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности брату истицы Лихачеву А.С. (копия свидетельства, л.д.35, справки, л.д.36)

Из письма руководителя аппарата Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ на имя истицы (л.д. 10) следует, что основанием для отказа истице в признании нуждающимися в социальной выплате послужил вывод о том, что до ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности ее родителям, общей площадью 60,2 кв.м., в которой было зарегистрировано два человека. То есть семья истицы до совершения действий по ухудшению жилищных условий, нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась.

Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что семья истицы действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала. Истец снялась с регистрационного учета и переехала в другое место жительства, поскольку хотела проживать своей семьей самостоятельно, не зависеть от родителей. Действия истца свидетельствуют о реализации гарантированного ей Конституцией РФ права на свободу передвижения и выбор места жительства.

В настоящее время семья Черниковых проживает в полублагоустроенном жилом помещении по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении имеется только централизованное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация отсутствуют (копия акта проверки жилищных условий заявителя, л.д.25-26)

Суд согласен с выводом администрации ЗГО о том, что в настоящее время жилищные условия семьи Черниковых ухудшены, но не может согласиться с тем, что ухудшение жилищных условий было произведено Черниковой О.С. умышленно. Для изменения жилищных условий у Черниковой О.С. имелись объективные причины. Истица поменяла место жительства, так как изменилось ее семейное положение, она зарегистрировала брак и намерена была проживать со своей семьей отдельно от родителей. Кроме того, как следует из медицинских документов (справка л.д.70), мать истицы Лихачева С.Г., проживающая по адресу: <адрес>, где ранее проживала и была зарегистрирована до ДД.ММ.ГГГГ Черникова О.С., с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Областной туберкулезной больнице № с диагнозом: Сарколдоз внутригрудных лимфоузлов. Из пояснений представителя истца следует, что у Черниковой О.С., будучи на тот момент беременной, были причины опасаться за свое здоровье и здоровье своего будущего ребенка. Суд находит указанные причины изменения жилищных условий семьи Черниковых обоснованными и заслуживающими внимания.

Как видно п.п.3 п.25 Подпрограммы согласно которому, молодой семье может быть отказано в признании нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы содержит изъятие: кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Черниковыми был зарегистрирован брак (копия свидетельства о браке, л.д.6), то есть Черникова (до заключения брака Лихачева) О.С. изменила свое семейное положение. В связи с созданием семьи Черникова О.С. в ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрационного учета с адреса: <адрес>. в настоящее время семья Черниковых зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>

Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из копии акта проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом доме по адресу: <адрес> проживает семья Черниковых, состоящая из трех человек. Между Черниковыми и ФИО13, Артеменко И.В., собственниками указанного дома заключались и заключен договоры найма указанного жилого дома (л.д.27-29, 30-32, 42-44).

Из справки МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 15 (л.д.49) несовершеннолетняя Черникова Дарья, ДД.ММ.ГГГГ, проживающая по адресу: <адрес>, посещает указанное дошкольное учреждение.

Из амбулаторной карты ребенка Черниковой Дарьи (л.д.76) следует, что несовершеннолетняя Черникова Дарья проживает по адресу: <адрес>

Из пояснений представителя истца, подтвержденных в судебном заседании пояснениями третьих лиц Лихачева С.В., Маркобруновой Н.Н., показаниями свидетеля ФИО14, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ и семья Черниковых не проживает в квартире по адресу: <адрес>. В настоящее время они проживают в жилом доме по адресу: <адрес> Вселение семьи Черниковых в этот дом связано с желанием проживать своей семьей самостоятельно, а также в связи с болезнью Лихачевой С.Г.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что семья Черниковых постоянно с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Следовательно, администрацией ЗГО неправомерно отказано истцу в признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» по ч.1 ст. 54 ЖК РФ, п. 22, п.п.2, 3 п. 25 подпрограммы, поскольку в связи с изменением семейного положения Черникова О.С. выехала на постоянное место жительства по адресу: <адрес>.

Однако, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, действие программы заканчивается в 2010 году, формирование списков участников подпрограммы на 2010 год завершено. Решения о продлении срока действия муниципальной программы на новый срок на момент рассмотрения дела органом местного самоуправления не принималось.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём, определен срок действия программы - 2002-2010 годы.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ принята областная целевая программа «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы, определены срок реализации программы 2008-2010 годы и порядок финансирования программы в 2008-2010 годах за счёт федерального бюджета, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников, объёмы финансирования в 2008, 2009 и 2010 годах определены в программе, финансирование на эти цели в 2011 году не предусмотрено. Подпрограмма «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» действует в рамках федеральной программы «Жилище».

В соответствии со статьей 30 Областной целевой программы, формирование списков (основного и резервного) молодыхсемей - претендентов на участие в подпрограмме в планируемом году и предоставление их государственному заказчику подпрограммы заканчивается 15 августа года, предшествующего планируемому.

Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 6, 18, 27 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением Главы администрации ЗГО 01.07.2009 г. № 176-п (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №-п).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Черникова О.С. обратилась к Главе ЗГО с заявлением для участия в названной подпрограмме «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшение жилищных условий» ДД.ММ.ГГГГ, то есть после формирования списков на ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем, не могла стать участником данной подпрограммы, поскольку ДД.ММ.ГГГГ является последним сроком действия подпрограммы, сроки формирования списков участников на ДД.ММ.ГГГГ истекли.

Решения о продлении срока действия муниципальной программы не принималось.

При таких обстоятельствах, суд считает, что решение администрации ЗГО об отказе в признании Черниковой О.С. и ее семьи нуждающимися в предоставлении социальной выплаты с целью участия в подпрограмме не может быть расценено, как нарушающее права и свободы истца, создающее препятствия к осуществлению им прав и свобод, поскольку Черникова О.С. и члены его семьи не могли стать участниками программы, сроки формирования участников которой истекли, а решение администрации не порождает для них правовых последствий.

Следовательно, не имеется оснований для удовлетворения требований истицы об обязании Администрации Златоустовского городского округа признать истицу и членов ее семьи нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья с целью участия в подпрограммах «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», включить истицу в список на предоставление субсидий на приобретение жилья и выдать ей свидетельство.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Черниковой Ольге Сергеевне к Администрации Златоустовского городского округа, Главе Златоустовского городского округа о признании незаконным подпункта 1 пункта 2 распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в части отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании признать нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья, включении в список на предоставление субсидий на приобретение жилья, о выдаче ей свидетельства, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы в Златоустовский городской суд.

Председательствующий: подпись Г.А. Фролова

Копия верна. Судья Г.А. Фролова

Секретарь О.Ю. Журавлева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200