дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Е.Ю.Квашниной
при секретаре М.А.Бедрик
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя Халиловой В.Э., представителя администрации ЗГО Мезенова Е.В.,
гражданское дело по заявлению Халиловой Валерии Эльверовны о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части отказа в отводе земельного участка, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
- у с т а н о в и л -
Халилова В.Э. обратилась в суд с заявлением об оспаривании распоряжения администрации ЗГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», подпунктом 12 пункта 2 которого ей отказано в отводе земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства примерной площадью 600 кв.м по адресу г. Златоуст, <адрес>, так как согласно генплану города указанный земельный участок находится в зоне Б.1.(административно-деловая, торгово-бытовая, культурно-просветительская, общественно-коммерческая), в которой ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено; просит возложить на администрацию ЗГО обязанность по предоставлению ей указанного выше земельного участка на условиях аренды (л.д. 3-4).
Отказ в отводе земельного участка считает незаконным, поскольку согласно представленной ею выписки из государственного кадастра недвижимости на земельный участок по указанному выше адресу, земля относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, ранее на указанном участке находился жилой дом. Пункт 6 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ не исключает нахождение жилых домов в общественно-деловых зонах, в отмеченной на генеральном плане города зоне Б.1 расположены другие жилые дома по ул. <адрес> Кроме того, на генеральном плане-корректировке - схеме границ с особыми условиями использования территории указано, что жилые дома по улице <адрес> расположены в зоне усадебной и коттеджной застройки. Таким образом, генеральный план города и генеральный план-корректировка - схема границ зон с особыми условиями использования территории противоречат друг другу. В силу имеющегося небольшого размера 600 кв.м испрашиваемый ею земельный участок не подходит ни под один вид его разрешенного использования указанных в пояснительной записке к генеральному плану города Златоуста: культурно-досуговые центры, рестораны, кафе, бары, закусочные и т.п. и возведение указанных объектов на земельном участке приведет к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, проживающих в соседних домах по ул. <адрес>, ибо должна быть выдержана санитарно-защитная зона от административных зданий не менее чем 50 м.
В судебном заседании Халилова В.Э. настаивает на удовлетворении заявленных требований по указанным выше основаниям.
Представитель администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.19), считает заявление Халиловой В.Э не подлежащим удовлетворению по изложенным в отзыве на заявление основаниям. Согласно отзыву администрации ЗГО на заявление (л.д.24), отвод Халиловой В.Э. земельного участка площадью 600 кв.м по адресному ориентиру : г. Златоуст, ул. <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства невозможен, поскольку в соответствии с генеральным планом г. Златоуста испрашиваемый земельный участок находится в зоне Б.1., в которой не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства. Наличие в указанной зоне малоэтажных жилых домов обусловлено тем, что они были построены задолго до утверждения генерального плана г. Златоуста. Зона с особыми условиями использования территории города утверждена в составе генерального плана г. Златоуста и Правил землепользования и застройки исключительно для установления границ санитарных зон предприятий и объектов. Для определения зон утверждена и используется карта градостроительного зонирования территорий города.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ст.ст. 29, 34 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Договор купли продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов N 379 от 19.09.2002 г. создана комиссия по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования и утвержден ее состав.
«Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте» утверждено решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 г. № 811.
Данным Положением установлено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка (пп.9, 10 п.3).
Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:
1. соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели;
2. соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством РФ предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (п.3 п.п. 12).
Администрация округа в случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (п. 3 п.п. 13).
Решение комиссии публикуется в газете "Златоустовский рабочий" (пп.3 п.6).
Судом установлено, что заявитель Халилова В.Э. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к Главе Златоустовского городского округа с заявлениями об отводе для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка примерной площадью 636 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, ул. <адрес> (л.д.13).
Распоряжением Администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 26 от 21.10.2010 г.» был утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков, согласно подпункту 12 пункта 2 которого заявителю было отказано в отводе для ведения личного подсобного хозяйства испрашиваемого земельного участка, так как согласно генеральному плану города указанный земельный участок находится в зоне Б.1.(административно-деловая, торгово-бытовая, культурно-просветительная, общественно-коммерческая), в которой ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено. В соответствии с установленным порядком данное распоряжение было опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Оснований для признания незаконным распоряжения администрации ЗГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Халиловой В.Э. в отводе земельного участка суд не находит.
В соответствии с ч.4 ст.28 ЗК РФ, на которую в обоснование своего заявления ссылается заявитель, отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Исчерпывающий перечень таких ограничений содержится в ч.8 ст.27, ч.12 ст.85 и ч.6 ст.95 ЗК РФ, ч.5 ст.58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.8 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Вместе с тем, при решении вопроса о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, орган местного самоуправления принимает решение о возможности предоставления гражданину земельного участка, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом зонирования территорий и разрешенного вида использования земельного участка.
В соответствии со ст. 2, с пунктами 1,2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции; для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Использование приусадебного земельного участка предполагает производство на нём сельскохозяйственной продукции, возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с обязательным соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Как пояснила заявитель, испрашиваемый земельный участок она планирует облагородить, посадить на нём цветы, установить теплицы для выращивания овощей, развести кроликов.
Решением Собрания депутатов ЗГО от 02.03.2007 г. № 10-ЗГО в редакции, утвержденной решением Собрания депутатов ЗГО № 38-ЗГО от 02.06.2010 г., утверждены Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста (приложение) с графическими материалами на планшетах, в том числе схемой границ зон с особыми условиями использования территорий и картой градостроительного зонирования территории г. Златоуста в масштабе 1:10000 (л.д. 25-26,27-28).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (Раздел «Градостроительное зонирование территории города»), карты градостроительного зонирования территории г. Златоуста (л.д. 22), выкопировкой из Карты градостроительного зонирования территории г. Златоуста с указанием местоположения земельного участка по <адрес> (л.д. 12), испрашиваемый земельный участок находится в общественно-деловой зоне Б.1. - зона административно-деловая, торгово-бытовая, культурно-просветительная, общественно-коммерческая, где ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено, указанная зона предназначена исключительно для размещения культурно-досуговых центров, офисов, ресторанов, кафе, баров, закусочных и т.п.
На основании изложенного, в связи с тем, что в соответствии с правилами землепользования ведение личного подсобного хозяйства не является разрешенным видом землепользования в зоне Б.1 (административно-деловая, торгово-бытовая, культурно-просветительская, общественно-коммерческая), в отведении заявителю испрашиваемого земельного участка отказано правомерно.
Доводы заявителя о том, что в силу п. 6 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в общественно-деловой зоне возможно размещение жилого дома, рядом с испрашиваемым земельным участком по адресу: <адрес> находятся другие жилые дома, а на указанном участке ранее размещался жилой дом, а также, что в силу небольшой площади 600 кв.м земельный участок по <адрес> не может использоваться под разрешенные виды использования, в противном случае будет нарушен принцип земельного законодательства РФ о приоритете охраны жизни и здоровья человека, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку земельный участок испрашивался именно для ведения личного подсобного хозяйства, что в общественно-деловой зоне Б.1. недопустимо.
Указание в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) сведений о том, что участок имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, правового значения не имеет, поскольку сведения в государственный кадастр недвижимости внесены при оценке земель ДД.ММ.ГГГГ, то есть до утверждения в ДД.ММ.ГГГГ Генерального плана города и Правил землепользования и застройки территории (Раздел «Градостроительное зонирование территории города»).
Несоответствия зоны расположения испрашиваемого земельного участка, указанной в схеме границ зон с особыми условиями использования территории (л.д. 23) и в карте градостроительного зонирования территории города (л.д. 22) суд не усматривает, поскольку местоположение участка заявителем на указанных документах нанесено схематично.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Халиловой Валерии Эльверовне о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», в части отказа в отводе для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка примерной площадью 600 кв.м по адресу: г. <адрес> (подпункт 12 пункта 2 протокола комиссии), возложении обязанности по предоставлению указанного земельного участка, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Е.Ю.Квашнина