Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.,
при секретаре Бедрик М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Шакиров Р.Р., представителя ответчика администрации ЗГО Костиной Н.Д.
гражданское дело по иску Шакирова Р.Р. к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения в части отказа в признании нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участником подпрограммы незаконным, обязывании признать нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,
у с т а н о в и л :
Шакиров Р.Р. обратился в суд с иском к администрации ЗГО, в котором просить признать незаконным распоряжение администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании его нуждающимся в предоставлении социальных выплат и участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», обязать администрацию ЗГО признать его и его семью нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с целью участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д. 3-5).
В обоснование заявленных требований сослался на то, что распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в признании его с семьей нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным в п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, п.п.3, п. 26 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку они намеренно ухудшили жилищные условия. С распоряжением истец не согласен, полагает, что намеренного ухудшения жилищных условий они не совершали, ранее занимаемое жилое помещение по <адрес>, в котором он имел на праве собственности 1/3 долю в порядке наследования, в связи с невозможностью выкупить у сестер другие 2/3 доли в праве собственности, им пришлось продать и из квартиры выехать, вселиться в квартиру матери жены по <адрес> и зарегистрироваться там по месту фактического проживания.
В судебном заседании истец Шакиров Р.Р. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Костина Н.Д., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61), с иском не согласен, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, поскольку из представленных документов следует, что семья истца намеренно ухудшила жилищные условия для участия в программе. Кроме того, сослался на то, что действие программы заканчивается в 2010 году, списки нуждающихся в предоставлении социальных выплат и участников подпрограммы сформированы на ДД.ММ.ГГГГ, решения о продлении срока ее действия не принималось.
Третье лицо Шакирова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.60).
Представитель третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 56,59, 45-46). В направленном в адрес суда отзыве № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-46) указал, что органы местного самоуправления осуществляют признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, ведение их учета, признание молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме в планируемом финансовом году, участниками подпрограммы в текущем году. Министерство осуществляет текущее управление реализацией подпрограммы и несет ответственность на своевременную и качественную подготовку подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств бюджета всех уровней, выделяемых на ее реализацию.
Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Шакиров Р.Р. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675
в составе федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»
утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», реализуемая в рамках приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы утверждены постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285.
В соответствии с п. 4 Подпрограммы «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшение жилищных условий», утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года №344-П «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жильё гражданам России» в Челябинской области на 2009 - 2010 годы» ее участником может быть молодая семья, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей;
2) имеющая собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, либо доход достаточный для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях.
Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 22 декабря 2009 года № 366-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2009-2010 годы» (в рамках которой утверждена Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" на 2009-2010 годы» (далее - Подпрограмма).
Согласно п. 22 Подпрограммы под нуждающимися в предоставлении социальной выплаты понимаются молодыесемьи, оба супруга в которых имеют регистрацию по месту жительства по одному адресу и признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в частности, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 27 подпрограммы признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется администрацией ЗГО.
Подпрограммой утвержден следующий порядок рассмотрения заявления и вынесения решения о признании молодой семьи нуждающейся в субсидии: 1) поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется администрацией ЗГО; 2) по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий заявителей не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, о котором молодая семья уведомляется письменно (п. 24).
Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении субсидии допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 23 подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения) (п. 25).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Шакиров Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Шакирова Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения не достигли 35-летнего возраста, состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеют на иждивении сыновей ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рождения (копии свидетельств о рождении - л.д. 21,22, свидетельства о браке л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Шакиров Р.Р. обратился к главе Златоустовского городского округа с заявлением (л.д. 62,63) о признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что своего жилья не имеют, проживают на съемной квартире.
Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6, 77) семье Шакировых было отказано в признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по основаниям, установленным ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п.п. 22, 25 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением Главы администрации ЗГО 01.07.2009 г. № 176-п (с изменениями от 22.12.2009 г. № 366-п) в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты (молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий) (подпункт 1 пункта 2 распоряжения).
Отказ администрации ЗГО в принятии семьи Шакировых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья,суд считает законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-O-O по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по смыслу ст. 53 ЖК РФ должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении им другим жильем.
При этом применение статьи ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Шакиров Р.Р. и его семья зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: <адрес>, в двухкомнатной квартире общей площадью 47,0 кв.м. совместно с матерью и сестрой Шакировой Л.Н., что подтверждается справкой (выпиской из поквартирной карточки) № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74), копией поквартирной карточки (л.д.76). Указанная квартира принадлежит ФИО6 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).
Жена истца Шакирова Л.Н. зарегистрирована в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, их сыновья Шакировы Рэм с ДД.ММ.ГГГГ, Роман с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).
Ранее истец Шакиров Р.Р. вместе с сыном Шакировым Рэмом были зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной <адрес> в <адрес>, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сын был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (справка о регистрации по месту жительства - л.д. 73, копия поквартирной карточки - л.д.75). До ДД.ММ.ГГГГ семья истца фактически проживала в указанной квартире.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании и материалов дела, <адрес> в <адрес>, общей площадью 64,1 кв.м, ранее принадлежала на праве собственности его матери ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Собственниками указанной квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) по 1/3 доли в праве собственности каждый являлись истец и его сестры ФИО8, ФИО9 (копии свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.9-11).
ДД.ММ.ГГГГ истец и ФИО8, Ю.Р. продали принадлежащую им на праве общей долевой собственности <адрес> в <адрес> ФИО10 (л.д. 12).
В квартире по <адрес> истец зарегистрирован по месту жительства после продажи квартиры по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ
Из письма заместителя главы ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ на имя истца (л.д. 7) следует, что основанием для отказа в признании нуждающимися в социальной выплате послужил вывод о том, что Шакиров Р.Р. до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в квартире общей площадью 64,1 кв.м по адресу: <адрес>, где имел в общей долевой собственности 1/3 долю (64,1 : 3) = 21,3 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ. указанная квартира была продана. Семья Шакирова до совершения действий по ухудшению жилищных условий нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась: (47,0 + 21,3) : 6 = 11,38 кв.м. (на 1 чел.), что более учетной нормы.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что после регистрации брака он с семьей проживал в <адрес> в <адрес>, которая принадлежала на праве собственности его матери на основании договора приватизации. Его мать умерла в 2006г., после ее смерти он с семьей и его старшая сестра проживали в указанной выше квартире. Ему пришлось продать свою долю в праве собственности на указанную квартиру в связи с тем, что по договоренности с сестрами он должен был им выплатить денежные компенсации за их доли в праве собственности, но в силу материального положения и недостаточности денежных средств сделать этого не смог. Считает, что продажей своей доли в праве собственности на <адрес> в <адрес> он свои жилищные условия не ухудшал.
Таким образом установлено, что до заключения договора купли-продажи <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на каждого члена семьи истца приходилось по 11,38 кв.м. жилья, что превышало установленную Решением Златоустовского городского собрания депутатов Челябинской области от 10.03.2005 г. № 1029 учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах - 9 кв.м.
Доводы истца о невозможности реального пользования долей в принадлежащей ему на праве собственности <адрес> в <адрес>, при том, что семья истца проживала в указанной квартире после смерти матери истца с февраля 2006 г. и до сентября 2009 г., в силу ст. 51,53 ЖК РФ не свидетельствуют о возможности применения иного порядка исчисления обеспеченности семьи истца жильем.
Следовательно, администрацией ЗГО правомерно отказано истцу в признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».
Кроме того, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, действие программы заканчивается в 2010 году, формирование списков участников подпрограммы закончено. Решения о продлении срока действия муниципальной программы на новый срок органом местного самоуправления не принималось.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём, определен срок действия программы - 2002-2010 годы.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области №969 от 21.12.2007 года принята областная целевая программа «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы, определены срок реализации программы 2008-2010 годы и порядок финансирования программы в 2008-2010 годах за счёт федерального бюджета, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников, объёмы финансирования в 2008, 2009 и 2010 годах определены в программе, финансирование на эти цели в 2011 году не предусмотрено. Подпрограмма «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» действует в рамках федеральной программы «Жилище».
В соответствии со статьей 30 Областной целевой программы, формирование списков (основного и резервного) молодыхсемей - претендентов на участие в подпрограмме в планируемом году и предоставление их государственному заказчику подпрограммы заканчивается 15 августа года, предшествующего планируемому.
Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 6, 18, 27 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением Главы администрации ЗГО 01.07.2009 г. № 176-п (с изменениями от 22.12.2009 г. № 366-п).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Шакиров Р.Р. обратился к Главе ЗГО с заявлением для участия в названной подпрограмме «Оказание молодымсемьям государственной поддержки для улучшение жилищных условий» ДД.ММ.ГГГГ, то есть после формирования списков, в связи с чем, не мог стать участником данной подпрограммы, поскольку 2010г. является последним сроком действия подпрограммы, сроки формирования списков участников на 2010 год истекли.
Решения о продлении срока действия муниципальной программы не принималось.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение администрации ЗГО об отказе в признании Шакиров Р.Р. и его семьи нуждающимися в предоставлении социальной выплаты с целью участия в подпрограмме не может быть расценено, как нарушающее права и свободы истца, создающее препятствия к осуществлению им прав и свобод, поскольку Шакиров Р.Р. и члены его семьи не могли стать участниками программы, сроки формирования участников которой истекли, а решение администрации не порождает для них правовых последствий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Шакирову Р.Р. к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании нуждающимися в предоставлении социальных выплат и участником подпрограммы незаконным, обязывании признать нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий Е.Ю.Квашнина