Дело № 2-44/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 января 2011 года Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Короленко В.А., при секретаре Петуховой О.С., с участием прокурора Козловой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Николаева А.И. к администрации Златоустовского городского округа о признании права на внеочередное получение жилья и возложении обязанности по его предоставлению, признании незаконным в части распоряжения главы Златоустовского городского округа, у с т а н о в и л : Прокурор г. Златоуста обратился в суд с иском в интересах Николаев А.И. о признании п.п. 13 п. 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р о снятии Николаев А.И., 1977 года рождения, с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным; признании за Николаев А.И. права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма; обязывании администрации ЗГО предоставить Николаев А.И. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по нормам предоставления жилого помещения, установленным на территории Златоустовского городского округа. В обоснование иска прокурор сослался на то, что Николаев А.И. ДД.ММ.ГГГГ был принят на очередь по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как нуждающийся в улучшении жилищных условий.На основании подпункта 13 пункта 1 распоряжения главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р Николаев А.И. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием регистрации в г. Златоусте. Прокурор считает указанное распоряжение незаконным, поскольку регистрация по месту жительства является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решение вопроса о месте жительства гражданина.При этом отсутствие регистрации не исключает возможности установить место жительства гражданина на основании других данных. Сам по себе факт снятия с регистрационного учета гражданина, когда он не уведомил соответствующие органы о своем новом месте жительства (не зарегистрировался по новому месту жительства), не дает оснований к определению его места жительства в другом муниципальном образовании и, как следствие, к снятию его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Николаев А.И. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении только на основании информации об отсутствии регистрации в г. Златоусте. Иных сведений о выезде Николаев А.И. из г. Златоуста и избрании своим местом жительства иного муниципального образования не имелось. Кроме того, Николаев А.И. не было выдано или направлено решение о снятии его с учета, в связи с чем он был лишен права его обжаловать. В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. просила исковые требования удовлетворить. Истец Николаев А.И. в судебном заседании требования, заявленные прокурором г. Златоуста в его интересах, поддержал. Суду пояснил, что собственного жилья не имеет, с 1997 года снимает жилое помещение по адресу: <адрес>. О том, что его сняли с учета нуждающихся в жилом помещении узнал из письма Управления социальной защиты населения г. Златоуста в августе 2010 года. Представитель ответчика администрации ЗГО - Соснина Т.В. в судебном заедании с исковыми требованиями не согласилась, считает решение администрации ЗГО о снятии Николаев А.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении законным и обоснованным, поскольку у истца отсутствовала регистрация по месту жительства в г. Златоусте, фактически Николаев А.И. в <адрес> не проживал, его постоянным местом жительства является г. Челябинск. Кроме того, полагает, что по требованию о признании незаконным распоряжения пропущен трехмесячный срок исковой давности. Представитель третьего лица УСЗН ЗГО - Разумова Т.А. также считает иск не подлежащим удовлетворению ввиду отсутствия оснований для предоставления жилья Николаев А.И., поскольку он жителем г. Златоуста не является, никогда на регистрационном учете в г. Златоусте не состоял. Заслушав помощника прокурора г. Златоуста, истца, представителей ответчика и третьего лица, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент признания Николаев А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятия его на учет по списку детей-сирот) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25.10.2007 г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье». В соответствии со ст. 1 указанного Закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как следует из материалов дела, Николаев А.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его родителями являлись ФИО6 и ФИО7(л.д. 17-19, 42). В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Николаев А.И. является сиротой, ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен в список детей-сирот, нуждающихся в получении жилой площади (л.д. 11, 26-28, 45). На основании решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Николаев А.И. определен в дошкольный детский дом на полное государственное обеспечение (л.д. 7). Согласно справкам МОУ Детский <адрес> семейного типа воспитания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справке Главного управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Николаев А.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, находился на государственном обеспечении с августа 1980 года по ДД.ММ.ГГГГ в детском <адрес>, куда прибыл из дома ребенка <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в специальной общеобразовательной школе-интернате № <адрес>, выбыл для дальнейшего обучения в школу-интернат <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Николаев А.И. обучался в Лазурненской вспомогательной школе-интернате (л.д. 8-10). В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 г. № 273, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. Распоряжением главы г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ №-р Николаев А.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием регистрации в г. Златоусте (л.д. 13). Поскольку решение № об определении Николаев А.И. в дошкольный детский дом на полное государственное обеспечение было принято ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов <адрес>, следовательно, местом первичного выявления и устройства Николаев А.И. является город Златоуст. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Николаев А.И. согласно жилищному законодательству, действовавшему в период постановки его на учет и на 2006 год, когда он был снят с учета, являлся лицом, имеющим право на предоставление жилья вне очереди. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянного или преимущественно проживает. Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Судом установлено и подтверждается материалами дела (л.д. ), что в настоящее время Николаев А.И. жилья не имеет, фактически проживает в г. Челябинске без регистрации, регистрации на территории г. Златоуста не имеет, свое право на внеочередное предоставление жилого помещения не реализовал. Вместе с тем, сам по себе факт отсутствия регистрации в г. Златоусте не может свидетельствовать о выезде истца на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, а кроме того, являться обстоятельствам, ограничивающим его право на обеспечение жилой площадью по договору социального найма во внеочередном порядке. Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, Николаев А.И. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании информацииоб отсутствии регистрации в г. Златоусте. Иных сведений о выезде Николаева А.И. из г. Златоуста и избранием своим местом жительства иного муниципального образования у администрации ЗГО не имелось. Из материалов дела, пояснений истца Николаев А.И. следует, что в 1980 году он был направлен в дом ребенка г. Троицка, а затем в детский <адрес>, с 1984 года он обучался в специальной общеобразовательной школе-интернате № <адрес> и в школе-интернате <адрес>. В указанных учреждениях он был зарегистрирован временно до окончания учебы. На сегодняшний день регистрации по месту жительства у истца не имеется. Таким образом, оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, у администрации ЗГО не имелось. Поскольку Николаев А.И. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие ЖК РФ, и не утратил основания, которые давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, оснований, предусмотренных ст. 32 ЖК РСФСР и пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ для снятия его с учета на 2006 год не имелось и не имеется в настоящее время, то истец сохраняет право состоять на данном учете до получения им жилого помещения по договору социального найма. При таких обстоятельствах, п.п. 13 п. 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р, согласно которому Николаев А.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует признать незаконным, поскольку им было нарушено право истца на внеочередное предоставление жилья. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище. Как следует из материалов дела, Николаев А.И. в 1999 годубыл признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на очередь по списку очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под № 74 (л.д. 27). Однако, в силу Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Николаев А.И. в качестве ребенка-сироты, поскольку для данной категории лиц законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья. Статья 33 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., предусматривала, что граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Обжалуемым постановлением Николаев А.И. в 2006 году был исключен из списков детей-сирот и, следовательно, из соответствующей очереди, чем, как указывалось, было нарушено его право на внеочередное получение жилья. Как следует из пояснений истца и не оспаривается представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Николаев А.И. не предоставлено. Вместе с тем, требование прокурора о возложении на администрацию ЗГО обязанности предоставить Николаев А.И. жилье в виде однокомнатной квартиры суд находит не подлежащим удовлетворению. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма урегулирован ст. 57 ЖК РФ. Пункт 6 данной статьи предусматривает право органа местного самоуправления предоставить соответствующему нуждающемуся лицу комнату в коммунальной квартире, в случае предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ. Таким образом, закон прямо не возлагает на местную администрацию обязанность предоставления жилья в виде отдельных квартир. Возложение такой обязанности на ответчика повлекло бы ограничение его права, предусмотренного п. 6 ст. 57 ЖК РФ, и нарушение баланса прав и интересов сторон. С учетом изложенного, а также принимая во внимание то обстоятельство, что администрация ЗГО в силу закона Челябинской области от 22.12.2005 г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделена правами по владению, пользованию и распоряжению муниципальным жилищным фондом, нарушенное право Николаев А.И. подлежит восстановлению путем возложения на администрацию ЗГО обязанности признать за Николаев А.И. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, и обязывании ответчика предоставить ему на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных норм предоставления жилья на территории Златоустовского муниципального образования. Доводы ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р не могут быть приняты судом во внимание, поскольку конечной целью обращения Николаев А.И. в суд с данным иском является не оспаривание неправомерных действий администрации по исключению его из списка на получение жилья, а восстановление его нарушенного права на обеспечение жилой площадью во внеочередном порядке, предусмотренного законом, возможность реализации которого он утратил в связи с неправомерными действиями ответчика в виде исключения его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, р е ш и л: Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах Николаева А.И. удовлетворить частично. Признать незаконным подпункт 13 пункта 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р о снятии Николаева А.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Признать за Николаевым А.И. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Отказать прокурору г. Златоуста в удовлетворении исковых требований в интересах Николаева А.И. к администрации Златоустовского городского округа в части возложения обязанности предоставления жилого помещения в виде отдельной квартиры. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд. Председательствующий: Короленко В.А.