Дело № 2-267/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 февраля 2011 года Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Короленко В.А., при секретаре Петуховой О.С., с участием помощника прокурора г. Златоуста Козловой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Неволиной М.П. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным подпункта 3 пункта 2 распоряжения администрации Златоустовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ, признании нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности по постановке на учет, у с т а н о в и л : Прокурор г. Златоуста, действуя в интересах Неволину М.П., обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - «администрация ЗГО»), в котором просил признать незаконным решение об отказе в постановке на учет истицы в качестве нуждающейся в жилом помещении; признать незаконным п.п. 3 п. 2 распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ; признать Неволину М.П. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование исковых требований прокурор сослался на то, что в прокуратуру г. Златоуста обратилась ФИО3, действующая по доверенности за Неволину М.П., с заявлением о несогласии с решением администрации ЗГО об отказе в постановке Неволину М.П. на учет нуждающихся в жилом помещении. В ходе проверки было установлено, что23.11.2010 г. Неволину М.П., 1925 года рождения, - вдова умершего (погибшего) военнослужащего, обратилась в администрацию ЗГО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ истице в удовлетворении поданного заявления было отказано. Основанием отказа является то, что Неволину М.П. в 2010 году ухудшила свои жилищные условия, продав дом, в котором проживала. По мнению прокурора, принятое решение является незаконным, нарушающим права и интересы Неволину М.П. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована и проживала в <адрес> в <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Неволину М.П. продала дом ФИО4 Из представленных в администрацию ЗГО документов следует, что проданный дом ранее ДД.ММ.ГГГГбыл поврежден при пожаре. В справке дознавателя ОГПН указано, что огнем были повреждены надворные постройки, уничтожены домашние вещи, повреждены стены и кровля дома. В связи с произошедшим пожаром и невозможностью проживать в сгоревшем доме Неволину М.П. решением МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» от ДД.ММ.ГГГГ по договору безвозмездного пользования была предоставлена комната в <адрес>. Указанный дом относится к специализированному жилому фонду для ветеранов ВОВ и вдов погибших (умерших) участников ВОВ. Продажа Неволину М.П. непригодного для проживания жилого дома не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Факт проживания в доме специализированного жилого фонда не влияет на ее право на получение жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. просила исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что на момент предоставления жилья в доме специализированного жилого фонда истица являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку принадлежащий ей жилой дом сгорел, а финансовая возможность восстановить его у истицы отсутствовала.В специализированном жилом помещении истица может проживать бессрочно, но распоряжаться этим жилым помещением не может ввиду его особого статуса. Истица Неволину М.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истицы Неволину М.П. ФИО3 в судебном заседании заявленные прокурором г. Златоуста требования поддержала. Суду пояснила, что с июня 2009 года Неволину М.П. проживает в доме специализированного жилого фонда. Ранее она проживала с мужем (участником ВОВ) ФИО7 в <адрес> в <адрес>. Она продала поврежденный пожаром жилой дом, так как восстановлению он не подлежал. На вырученные от продажи дома деньги истица приобрела для себя одежду, холодильник, телевизор. Представитель ответчика администрации ЗГО Костина Н.Д. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве (л.д. 70) указала, что в силу действующего законодательства (ст. 53 ЖК РФ) граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися. Неволину М.П., 1925 года рождения, имеющая категорию «члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ», совершила действие, в результате которого она могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, а именно продала на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ей на праве собственности жилой дом общей площадью 32,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за 95 000 руб. В представленной истицей справке ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ указано, что пожаром повреждены стены и кровля дома, уничтожены надворные постройки. Акт обследования жилого помещения межведомственной комиссии она не предоставляла. Заслушав помощника прокурора г. Златоуста, представителя истицы, представителя ответчика, показания свидетелей, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) предусмотрено необходимым завершить обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) одной из мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, и предоставляемых нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Таким образом, условием для реализации права на предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержкипо обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу ст. 23.2 указанного закона переданы Российской Федерацией государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в частности по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: инвалидов ВОВ; участников ВОВ, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, членов семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ. С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят Закон Челябинской области от 28.01.2010 г. № 528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006 г. № 149-П утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области»), определяющее заявительный порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе федерального фонда компенсаций, а также дополнительно направляемых на указанные цели средств областного бюджета путем предоставления им субсидий на приобретение жилых помещений в собственность. Как установлено в ходе рассмотрения дела, вдова умершего участника ВОВ ФИО9 - Неволину М.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе ЗГО с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 11, 15, 26). Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р (п.п. 3 п. 2) Неволину М.П., имеющей категорию «члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны», зарегистрированной по адресу: <адрес> (жилое помещение для социальной защиты отдельных категорий граждан), отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с совершением действий, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилом помещении (отчуждение на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности) (л.д. 10). Из письма заместителя главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованного Неволину М.П. (л.д. 8), следует, что ее заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий рассматривалось на заседании межведомственной комиссии по распределению жилья ЗГО. Комиссией было установлено, что она зарегистрирована в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан с ДД.ММ.ГГГГ До этого времени она проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был продан Неволину М.П. Учитывая совершение действий, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, принятие на учет в качестве нуждающейся должно осуществляться с учетом ст. 53 ЖК РФ, то есть не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий. В соответствии со ст. 254 (ч. 1), ст. 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Прокурор г. Златоуста, истица и ее представитель считают распоряжение администрации ЗГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Неволину М.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и подлежащим отмене, поскольку в действиях Неволину М.П. по отчуждению, принадлежавшего ей на праве собственности жилого <адрес> в <адрес> не усматривается намеренное ухудшение своих жилищных условий. Неволину М.П. была вынуждена совершить сделку по отчуждению дома, так как после пожара дом стал непригоден для проживания, а восстановить его она не могла в силу материального положения и возраста. В настоящее истица временно проживает в специализированном жилом помещении. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств улучшения либо намеренного ухудшения жилищных условий Неволину М.П. в результате отчуждения <адрес> в <адрес> ответчиком суду не представлено. Суд полагает доказанным тот факт, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения, предусмотренные законом основания для отказа в постановке Неволину М.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствовали. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в ст. 51 ЖК РФ. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, наряду с другими признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Из материалов дела следует и не оспаривается участниками судебного заседания, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону (дубликат) от ДД.ММ.ГГГГ Неволину М.П. является наследником имущества ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ Наследственное имущество состояло из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 65). Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в указанном жилом доме истица фактически проживала и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете (л.д. 23). Согласно справке дознавателя ОГПН (л.д. 23) ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар. Причиной пожара явилось короткое замыкание в телевизоре. Огнем уничтожены надворные постройки, домашние вещи, повреждены стены и кровля дома, уничтожены документы на имя Неволину М.П.: удостоверение вдовы участника ВОВ, удостоверения ветерана войны и ветерана труда, две сберегательных книжки, страховое пенсионное свидетельство. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. 168, ст. 219 УК РФ по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием события преступления. При рассмотрении сообщения установлено, что <адрес> принадлежал Неволину М.П., 1925 года рождения. ДД.ММ.ГГГГ утром в телевизоре истицы произошло короткое замыкание с последующим возникновением пожара. Неволину М.П. в результате пожара получила отравление угарным газом средней степени тяжести. В результате пожара огнем уничтожены надворные постройки, мебель, домашние вещи, повреждены стены, перекрытие и кровля дома. Материальный ущерб от пожара составил 50 000 руб. (л.д. 66). Доводы прокурора г. Златоуста, представителя истицы Неволину М.П. - ФИО3 о том, что жилой <адрес> в <адрес> практически полностью был уничтожен пожаром в силу чего стал непригодным для проживания подтверждаются представленными суду фотографиями (л.д. 54-64) и показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, которые показали, что Неволину М.П. ранее проживала в <адрес> в <адрес>, в октябре 2007 года в ее доме произошел пожар, сгорели все надворные постройки, забор, существенно пострадал сам дом, который восстановлению не подлежит, проживать в нем не представляется возможным. После пожара Неволину М.П. не восстанавливала его, истицу забрал к себе сын. ДД.ММ.ГГГГ Неволину М.П. продала жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ФИО4 за 100 000 руб., из которых стоимость дома составляет 95 000 руб., а стоимость земельного участка - 5 000 руб., о чем сторонами был заключен договор купли-продажи (л.д. 17-19). Согласно разрешению № от ДД.ММ.ГГГГ на заселение жилого помещения в доме ветеранов ВОВ и вдов умерших (погибших) участников ВОВ в соответствии с распоряжением главы ЗГО «О разрешении заселения жилого помещения в доме для ветеранов Великой Отечественной войны и вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны» от ДД.ММ.ГГГГ №-р и приказом директора МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» от ДД.ММ.ГГГГ № разрешено заселить Неволину М.П. по адресу: <адрес>А, комната № площадью 13,7 кв.м. согласно утвержденному списку (л.д. 16). ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» и Неволину М.П. был заключен договор о безвозмездном пользовании жилым помещением в доме для ветеранов ВОВ и вдов погибших (умерших) участников ВОВ, состоящим из одной комнаты в отдельной квартире жилой площадью 13,7 кв.м. по адресу: <адрес> (комната в коммунальной квартире), а ДД.ММ.ГГГГ Неволину М.П. была постоянно зарегистрирована в указанном жилом помещении (л.д. 20-22, 27). Факт проживания Неволину М.П. в специализированном жилом помещении не может влиять на ее право получения жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, судом установлено, что жилой дом, принадлежащий Неволину М.П., в 2007 году был практически полностью уничтожен пожаром, ее вины в возгорании не установлено, продажа поврежденного дома обусловлена невозможностью проживания в нем и невозможностью восстановления дома. При таких обстоятельствах суд полагает, что отчуждение истицей указанного дома, непригодного для проживания, не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. С учетом представленных доказательств, распоряжение администрации Златоустовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Неволину М.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (п.п. 3 п. 2) следует признать незаконным и нарушающим права истицы на предоставление жилого помещения. Как следствие, Неволину М.П. следует признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также обязать ответчика принять истицу на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 254-258 ГПК РФ, р е ш и л : Заявление прокурора г. Златоуста в интересах Неволиной М.П. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным подпункта 3 пункта 2 распоряжения администрации Златоустовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ, признании нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности по постановке на учет, удовлетворить. Признать незаконным подпункт 3 пункта 2 распоряжения администрации Златоустовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Неволиной М.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Признать Неволину М.П. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обязать администрацию Златоустовского городского округа принять Неволину М.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней. Председательствующий: Короленко В.А.