о признании распоряжения незаконным



Дело № 2-270/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года                                                                          г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Петуховой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Николаевой О.И., Николаево А.А., Прокопенко А.А. к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным в части, обязании произвести отвод земельных участков,

у с т а н о в и л :

Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. обратились в суд с исками о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа (далее - «администрации ЗГО») от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части п. 63.17, п. 63.18, п. 63.19 об оставлении решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе до разработки проекта планировки и межевания данной территории; обязывании администрации ЗГО отвести:

- Николаевой О.И. земельный участок по адресу: <адрес>троительный на условиях аренды;

- Николаева А.А. земельный участок по адресу: <адрес>троительный на условиях аренды;

- Прокопенко А.А. земельные участок по адресу: <адрес>троительный на условиях аренды.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в комиссию по землеотводам администрации ЗГО с заявками на отвод земельных участков примерной площадью 1500 кв.м. каждый для строительства индивидуальных жилых домов по адресу: <адрес>, 14, 12- строительные. В решении комиссии по землеотводам было указано на необходимость согласования возможности отвода земельных участков с МУ «Управление по экологии и природопользованию» и территориальным отделом Роспотребнадзора в            <адрес> и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Роспотребнадзор, где им пояснили, что для получения указанного в комиссии по землеотводам согласования, необходимо получить санитарно- эпидемиологические заключения на земельные участки. А для их получения необходимо предоставить список документов, в том числе предоставить отчет «Об оценке воздействия намечаемого строительства на окружающую среду (ОВОС)». В дальнейшем заявители обратилась в ООО «Версия» <адрес>, для того чтобы заказать такой отчет. Для проведения расчета необходимо было предоставлять определенные данные, для получения которых требовались время и деньги. Однако, уже в протоколе комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ были озвучены заявки, а в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отводе земельного участка по адресу: <адрес> (стр.), для строительства индивидуального жилого дома по заявлению ФИО6 Решением комиссии по землеотводам ФИО6 было отказано в отводе земельного участка ввиду нарушения норм ст. 43 Водного кодекса РФ, в дальнейшем в судебном порядке данное решение было признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ Николаевой О.И.,       Николаева А.А., Прокопенко А.А. обратились в комиссию по землеотводам с заявлением о внесении изменений в решение комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 63.17, 63.18, 63.19) в части согласования отвода спорных земельных участков и отведении их без ограничений. Решение комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено в силе до разработки проекта планировки и межевания данной территории. Заявители полагают, что указанное распоряжение нарушает положения ст. 36 Конституции РФ и ст. 28 Земельного кодекса РФ.

В последующем Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. уточнили исковые требования и просили признать незаконным обжалуемое распоряжение в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории», обязать администрацию ЗГО отвести:

- Николаевой О.И. земельный участок по адресу: <адрес>троительный после проведения работ по формированию земельного участка;

- Николаева А.А. земельный участок по адресу: <адрес>троительный после проведения работ по формированию земельного участка;

- ПрокопенкоА.А. земельный участок по адресу: <адрес>троительный после проведения работ по формированию земельного участка.

Истцы Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель истцов Азаркова Н.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях и в уточнениях к ним.

Представитель администрации ЗГО Мезенов Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истцов. В письменном отзыве указал, что поскольку спорные земельные участки не сформированы, поэтому не могут быть предметом сделки и в связи с этим не могут быть предоставлены какому-либо лицу. На сегодняшний день территория, на которой испрашиваются земельные участки, не освоена. На данной территории отсутствуют дороги, проезды, отсутствует система канализаций и так далее. В связи с этим не представляется возможным отвести спорные земельные участки.

Заслушав представителей истцов, ответчика, исследовав материалы дела,

суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 255 ГПК РФ)

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. обратились с заявлениями на имя главы Златоустовского городского округа об отводе земельных участков примерной площадью 1500 кв.м. каждый, расположенных соответственно по следующему адресу: <адрес>, севернее <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство.

В газете «Златоустовский рабочий» за ДД.ММ.ГГГГ опубликовано, что в администрацию ЗГО от Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. поступили заявления на предоставление в аренду земельных участков примерной площадью 1500 кв.м. каждый, расположенных соответственно по следующим адресам:

- <адрес>троиельный, для строительства индивидуального жилого дома;

- <адрес>троиельный, для строительства индивидуального жилого дома;

- <адрес>троиельный, для строительства индивидуального жилого дома.

Решением комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), опубликованным в газете «Златоустовский рабочий» за ДД.ММ.ГГГГ, заявителям, в том числе Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А., указано на необходимость согласования возможности отвода земельных участков с МУ «Управление по экологии и природопользованию» территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес>.

Данное решение истцами не обжаловалось.

ДД.ММ.ГГГГ Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. обратились в комиссию по землеотводам с заявлением о внесении изменения в п. 63.17, п. 63.18, 63.19 вышеуказанного решения в части согласования возможности отвода земельных участков по адресу: <адрес>, -строительный, -строительный, -строительный, с МУ «Управление по экологии и природопользованию» и Территориальным отделом Роспотребнадзора в г. Златоусте и Кусинском районе и отводе испрашиваемых земельных участков без ограничений.

Распоряжением администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованного в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ, решение комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) по пунктам 63.15, 63.24, 63.17, 63.18, 63.19 оставлено в силе до разработки проекта планировки и межевания данной территории.

Из текста исковых заявлений Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А., пояснений представителя истцов Азарковой Н.А. в судебном заседании следует, что с данным распоряжением они не согласны в части того, что первоначальное решение от 2007 года дополнено еще одним условием по предоставлению земельных участков, а именно «до разработки проекта планировки и межевания данной территории». Истцы полагают, что решением комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ должны были отвести земельные участки без каких-либо ограничений. Разработкой проекта планировки и межевания территории занимается администрация ЗГО. После разработки проекта планировки и межевания спорной территории их заявки учитываться не будут, земельные участки будут сформированы и выставлены на торги.

Указанные доводы суд находит обоснованными, а п. 63.17, п. 63.18,          п. 63.19 распоряжения администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ              «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» об оставлении решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории» - незаконным.

Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).

В соответствии со ст. 36 (части 2 и 3) Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статьей 260 ГК РФ предусмотрено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Согласно п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

То есть законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для целей индивидуального строительства, в порядке и на условиях установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 ЗК РФ.

Из содержания п. 1 ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Из положений ст. 22 Закона Челябинской области от 28.08.2003 г.            № 171-ЗО «О земельных отношениях» к компетенции органов местного самоуправления в числе прочих относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На территории Златоустовского городского округа действует положение «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», утвержденное решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01.07.2004 г. № 811.

В п. 5 положения указано, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем ст. 301 ЗК РФ, действующая с 01.10.2005 г., закрепляет иной порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 301 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в иных правовых источниках должны соответствовать положениям настоящего кодекса, а так же, что ст. 301 ЗК РФ была введена позднее положения «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», суд полагает, что возникшие правоотношения должны регулироваться ст. 301 ЗК РФ.

Из протокола рабочего совещания по вопросу предоставления земельных участков в санитарно-защитной и водоохраной зонах Большого - Тесьминского водохранилища от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отведение земельных участков на не застроенной территории (<адрес>), в санитарно - защитной и водоохраной зонах Большого Тесьминского водохранилища было приостановлено до разработки и утверждения проекта планировки и межевания. Ответственным лицом определена администрация ЗГО.

Суд полагает, что оспариваемое распоряжение администрации ЗГО с формулировкой - «до разработки проекта планировки и межевания данных территорий» не основано на законе, так как спорные земельные участки не изъяты из хозяйственного оборота, запрет на их оборот не установлен.      Какие-либо иные основания для отказа Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. в отводе спорных земельных участков органом местного самоуправления не приведены.

Доводы представителя администрации ЗГО о том, что территория, на которой испрашиваются земельные участки, не освоена, на данной территории отсутствуют дороги, проезды, отсутствует система канализации и т.д., в связи с чем на сегодняшний день не представляется возможным отвести спорные земельные участки, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Более того, из пояснений представителя администрации ЗГО следует, что до настоящего времени работы по проектированию планировки и межеванию территории, на которой расположены испрашиваемые земельные участки, не начаты, данная территория подлежит разработке только в 2015 году.

Испрашиваемые земельные участки согласно схеме зонирования территории города находятся в зоне, предусматривающей новое строительство на свободных территориях, что представителем администрации ЗГО не оспаривалось.

Принятое органом местного самоуправления оспариваемое решение по существу об отказе заявителям в предоставлении испрашиваемых земельных участков принято в нарушение требований закона, а также нарушает предусмотренное ст. 28 ЗК РФ право граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Таким образом, требование заявителей о признании незаконным п. 3распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» об оставлении пунктов 63.17, 63.18, 63.19 решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории» подлежит удовлетворению.

В силу п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Судом установлено, что Николаевой О.И., Николаева А.А.,           Прокопенко А.А. обратились с заявлениями об отводе спорных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство ещё ДД.ММ.ГГГГ          О поступлении заявок на отвод земельных участков администрация ЗГО опубликовала сообщение в печатном органе. Работы по формированию земельных участков до настоящего времени не проведены, на торги участки не выставлялись, каких-либо заявок от иных граждан об отводе спорных земельных участков в администрацию ЗГО за указанный период не поступило.При поступлении от Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. данных заявлений администрация ЗГО должна была принять решение в соответствии со ст.ст. 30, 30-1ЗК РФ, положением «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», что сделано не было.

Указанная процедура установлена в целях защиты прав иных граждан и юридических лиц на получение в пользование на праве аренды, либо на ином виде права, спорных земельных участков.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию ЗГО обязанность произвести отвод Николаевой О.И. земельного участка примерной площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>троительный; Николаева А.А. - земельного участка примерной площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>троительный; Прокопенко А.А. - земельного участка примерной площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>троительный, для индивидуального жилищного строительства после проведения работ по формированию участка, поскольку испрашиваемые участки полностью соответствуют критериям предоставления, определенным Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что при обращении в суд с иском Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. была оплачена государственная пошлина в сумме по 200 руб. каждым, суд полагает необходимым взыскать с администрации ЗГО в пользу каждого истца по 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 254-258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иски Николаевой О.И., Николаева А.А., Прокопенко А.А. к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным в части, обязании произвести отвод земельных участков удовлетворить.

Признать незаконным пункт 3 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» об оставлении пунктов 63.17, 63.18, 63.19 решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории».

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа произвести отвод Николаевой О.И. земельного участка примерной площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>троительный, для индивидуального жилищного строительства после проведения работ по формированию земельного участка.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа произвести отвод Николаеву А.А. земельного участка примерной площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>троительный, для индивидуального жилищного строительства после проведения работ по формированию земельного участка.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа произвести отвод Прокопенко А.А. земельного участка примерной площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>троительный, для индивидуального жилищного строительства после проведения работ по формированию земельного участка.

Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Николаевой О.И. 200 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Николаеву А.А. 200 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Прокопенко А.А. 200 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Короленко В.А.

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200