Дело № 2-395/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 марта 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Короленко В.А., при секретаре Петуховой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимова Ф.М. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязывании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, у с т а н о в и л : Ибрагимов Ф.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее - «ГУ ЧРО ФСС РФ»), в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.; обязать ГУ ЧРО ФСС РФпредоставить за счет средств федерального бюджета путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом II группы бессрочно и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив необходимые для получения путевки медицинские документы. В марте 2010 года им дополнительно представлена справка серии МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ Однако, путевка ему предоставлена не была. Определением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ на надлежащего - Министерство финансов РФ, Министерство социальных отношений Челябинской области, а ГУ ЧРО ФСС РФ и Управление социальной защиты населения ЗГО (далее - «УСЗН ЗГО») привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. Истец Ибрагимов Ф.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2428-р. Ответчик с иском не согласен, так как полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение переданы с ДД.ММ.ГГГГ, а предметом иска является обеспечение санаторно-курортной путевкой за 2010 год. Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, Представитель третьего лица ГУ ЧРО ФСС РФ Романенко С.В. с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году Ибрагимов Ф.М. обратился в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ ДД.ММ.ГГГГ, одновременно предоставил справку по форме 070/у-04. В день обращения ФИО4 было выдано уведомление о постановке на очередь для получения путёвки, на момент обращения номер очереди - 1417. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все санаторно-курортные путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления на предоставление путёвок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Ибрагимов Ф.М. остался не обеспеченным санаторно-курортной путёвкой в 2010 году. По окончании 2010 года номер очереди Ибрагимов Ф.М. - 484. С ДД.ММ.ГГГГ обязательства Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе в части предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта Российской Федерации - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области. Согласно Правилам предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнение переданных субъекту РФ - Челябинской области указанных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Челябинской области в форме субвенций. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным обеспечить Ибрагимов Ф.М. санаторно-курортной путевкой за счет средств федерального бюджета. Представитель третьего лица УСЗН ЗГО Серебрякова Н.Н. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, чтомежду Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Министерством социальных отношений <адрес> указанные полномочия осуществляются с ДД.ММ.ГГГГ Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Ибрагимов Ф.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Ибрагимов Ф.М. является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно(справка МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ1 в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - «Порядок»), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со ст. 6.3 Федерального закона от 17.07. 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе инвалидам. В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка). Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка). Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов Ф.М. обратился в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2010 год. К заявлению была приложена справка для получения путевки формы №/у-04 № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ довёл до сведения Ибрагимов Ф.М., что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ принято на учет для предоставления санаторно-курортной путевки по профилю лечения болезни системы кровообращения, путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена ему в установленном порядке, с учетом даты подачи заявления. Ибрагимов Ф.М. было разъяснено, что о выделении путевки и сроках ее получения он будет уведомлен дополнительно. Судом установлено, что до настоящего времени истец путевкой на санаторно-курортное лечение за 2010 год в установленном законом порядке не обеспечен,что ответчиками не оспаривается. Суд считает бездействие ГУ ЧРО ФСС РФ в предоставлении Ибрагимов Ф.М. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год незаконным, нарушающим его права. Поскольку истец своевременно, в соответствии с п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг, обратился в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с приложением необходимых документов, то у Фонда социального страхования возникла обязанность предоставить ему санаторно-курортную путевку в 2010 году, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности, при отсутствии денежных средств. Статье 9 Федерального закона от 28.11.2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлено, что объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, на 2010 год определяется в соответствии со ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Указанные объемы средств учитываются в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2010 год сверх сумм, установленных п. 1 ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Установлено, что остатки межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, образовавшиеся на 01.01.2011 г. в бюджете Фонда в результате неполного использования Фондом в 2009 году бюджетных ассигнований на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, а также проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим на это право, на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг и обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, используются Фондом в 2010 году на указанные цели, включая завершение расчетов по договорам, заключенным в 2009 году. Указанные объемы средств учитываются в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2010 год сверх сумм, установленных п. 1 ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4). Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п. 19). Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 20). Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21). Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Ибрагимов Ф.М. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не были лишены возможности на основании указанных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ. На основании изложенного, суд находит установленным факт бездействия ГУ ЧРО ФСС РФ, выразившийся в непредоставлении Ибрагимов Ф.М. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год. Как установлено судом, между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено Соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р. С ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области. В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронная база данных, по состоянию на 31.12.2010 г. Временным механизмом предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение определено, что Министерство социальных отношений Челябинской области ведет список учета обратившихся инвалидов, в том числе вставших на учет в ФСС до 31.12.2010 г. (в первоочередном порядке), при этом основанием для включения указанных инвалидов в список учета являются документы, поданные инвалидами до 31.12.2010 г. в ФСС и переданные в органы социальной защиты от ФСС в соответствии с заключенным соглашением (пункт 4). Поскольку в соответствии с заключенным соглашением, указаниями Министерства социальных отношений Челябинской области, Временным механизмом предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение на Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа возлагаются обязанности по организации приема заявлений и необходимых личных документов от вновь обращающихся граждан, включение граждан в областной реестр лиц, имеющих соответствующее право, а также установление процедуры постановки граждан на учет, организация системы учета поступающих заявлений, формирование прогнозных заявок в адрес Министерства социальных отношений области с целью определения потребности в предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации, при этом решение о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, либо отказе в ее предоставлении на основании направленных УСЗН документов принимается Министерством социальной защиты населения, обязанность по предоставлению Ибрагимов Ф.М. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета подлежит возложению на Министерство социальных отношений Челябинской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, р е ш и л : Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Челябинское региональное отделения Фонда социального страхования РФ, выразившееся в не предоставлении Ибрагимову Ф.М. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год. Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Ибрагимову Ф.М. за счет средств федерального бюджета путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год, соответствующую профилю лечения его заболевания. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий: Короленко В.А. Решение не вступило в законную силу