Об обязывании произвести капремонт дома



Дело г.

                       Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года        г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи: Квашниной Е.Ю.,

при секретаре:      Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда с участием истца Леина Т.А., представителя истца Леина А.Л., представителя ответчика администрации ЗГО Мезенова Е.В., представителей третьих лиц ТСЖ «Скворец» Леина А.Л., МУ «ЖКХ» Сопиной Н.А., третьего лица Леиной Н.А.,

гражданское дело по иску Леиной Т.А. к администрации ЗГО о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению капитального ремонта,

у с т а н о в и л:

Леина Т.А., являющаяся собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа, просит признать незаконным бездействие ответчика по не проведению капитального ремонта указанного жилого дома и обязать администрацию ЗГО произвести капитальный ремонт фасада, крыши, входной группы жилого дома в соответствии с выполненным по заявке ТСЖ «Скворец» заключением ОГАУ Госэкспертиза Челябинской области по сметной стоимости капитального ремонта фасада и крыши, входной группы МКД №33 по ул. Скворцова в г. Златоусте Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на условиях софинансирования в размере 5% от общего объема средств из средств собственников жилья (л.д. 3-5).

Впоследствии, уточнив свои исковые требования заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, истица просит признать незаконным бездействие ответчика по не проведению капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес>, возложить на ответчика обязанность произвести капитальный ремонт указанного жилого дома в соответствии со сметной стоимостью капитального ремонта фасада, крыши, входной группы (крыльца и козырька) на общую сумму 460876,00 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88).

В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что являющаяся собственником жилищного фонда администрация ЗГО необоснованно отказывается произвести капитальный ремонт указанного жилого дома, не обеспечивает нормальные и безопасные условия проживания, что создает угрозу жизни и здоровью истицы и проживающих в доме граждан, тогда как капитальный ремонт жилого дома не производился с 1960-х годов, дом имеет 65% износа, и за ответчиком, как бывшим наймодателем, несмотря на то, что часть квартир приватизировано, сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В судебном заседании истица по указанным выше основаниям настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований, изложенных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель истицы Леин А.Л., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-84), считает иск не подлежащим удовлетворению по указанным в отзывах основаниям (л.д. 43, 128-129), из которых следует, что Леина Т.А., как собственник <адрес>, не вправе обращаться в суд с иском в интересах всех собственников квартир в доме, так как соответствующими полномочиями выступать от имени собственников не наделена. Кроме того, собственники помещений в жилом <адрес>, избрав способ управления домом посредством товарищества собственников жилья, обязаны в силу ст. 158 ЖК РФ, 210 ГК РФ содержать общее имущество соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Указанный жилой дом в реестре муниципального имущества не числится, поскольку реестр ведется поквартирно и в реестре муниципальной собственности числятся только квартиры .

Представитель третьего лица ТСЖ «Скворец» Леин А.Л., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85) считает иск подлежащим удовлетворению, указав, что решением общего собрания собственником жилого <адрес> летом ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об избрании способа управления домом - товарищество собственников жилья. С ДД.ММ.ГГГГ истица, как собственник квартиры в указанном жилом доме, а впоследствии и как председатель ТСЖ «Скворец», неоднократно обращалась к ответчику с просьбой произвести капитальный ремонт фасада, крыши, входной группы (крыльца и козырька) дома, но ремонт до настоящего времени не произведен. ТСЖ «Скворец» направило ответчику и в МУ «ЖКХ» необходимый пакет документов на участие в целевой адресной программе «Капитальный ремонт МКД в ЗГО на 2009-2011 гг.», утвержденной решением Собрания депутатов ЗГО № 100-ЗГО от 30.12.2008 г., однако в списки на капитальный ремонт на 2010 г. их дом включен не был. При этом, администрация ЗГО нарушила порядок отбора многоквартирных жилых домов на капитальный ремонт на условиях софинансирования и включало в списки на ремонт жилые дома с низким процентом износа. Указанные действия (бездействие) администрации ЗГО ТСЖ «Скворец» в установленном законом порядке не обжаловало.

Третье лицо Леина Н.А, являющаяся собственником <адрес> в <адрес> (л.д. 87), исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель третьего лица МУ «ЖКХ» Сопина Н.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.127), возражения ответчика поддержала, просит истице в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что МУ «ЖКХ» на основании распоряжения администрации ЗГО осуществляет работу по финансированию капитальных ремонтов жилых домов на территории ЗГО. Жилой <адрес> включен в перечень по капитальному ремонту многоквартирных домов на ДД.ММ.ГГГГ под в рамках целевой адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в ЗГО на 2009-2011 г.г.» и в ходе реализации данной программы в доме запланирован ремонт крыши, фасада, внутридомовой инженерной системы энергоснабжения. Вне данной программы собственники жилых помещений в доме, создавшие ТСЖ, обязаны капитальный ремонт жилого дома производить за счет собственных средств, на администрации ЗГО такой обязанности не лежит.

Третье лицо Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес> о времени и месте слушания дела извещено (л.д. 123, 126), представитель в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Леина Т.А. удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Как установлено судом, истица зарегистрирована и проживает в многоквартирном жилом <адрес> в принадлежащей ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатной <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), справкой о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96).

В указанном доме, согласно выписке из реестра муниципального имущества Муниципального образования Златоустовский городской округ № МС-904 от 09.03.2010 г., квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлись собственностью МО ЗГО на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов № 261/1-М от 22.09.1992 г. (л.д. 21).

Согласно техническому паспорту на указанный жилой дом и поэтажному плану по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, семиквартирный жилой <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ последний капитальный ремонт дома произведен в ДД.ММ.ГГГГ процент его износа составляет 65% (л.д. 100-105).

В соответствии с рекомендуемым приложением №3 к Положению об организации и поведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эффективной эксплуатации деревянных лестниц 20 лет, кровли из асбестоцементных листов и волнистого шифера 30 лет, стен каменных обыкновенных (кирпичных при толщине 2-2,5 кирпича) 40 лет, герметизированных стыков в местах примыкания оконных (дверных) блоков к граням проемов 25 лет (л.д. 130-131).

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.

Как следует из пояснений представителя администрации ЗГО в судебном заседании, в многоквартирном жилом <адрес> <адрес> периодически проводился силами жилищно-эксплуатирующей организации текущий ремонт общего имущества с элементами капитального, но капитальный ремонт дома, в том числе ремонт фасада, входной группы и крыши не поводился довольно длительный период времени; сведениями относительно того, когда в указанном жилом доме последний раз производился капитальный ремонт дома и какие конкретно работы были произведены, он не обладает

Доказательств того, что капитальный ремонт указанного жилого дома ответчиком до начала приватизации жилых помещений в указанном доме производился, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

Представленными суду актами осмотра здания - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 23-32) подтверждается, что дом находится в ветхо-аварийном состоянии, требуется капитальный ремонт кровли, фасада, перекрытий, крыльца, ворот, необходимо проведение ревизии электросистемы.

Указанные обстоятельства также подтверждены составленными инженером МУП «КГХ» дефектными ведомостями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-68) на ремонт фасада, кровли, лестничного марша (крыльца), показаниями допрошенного в качестве свидетеля ФИО8 (л.д. 117-118).

Исходя из добытых в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности доводов истицы о том, что жилой <адрес> нуждается в капитальном ремонте крыши, фасада, входной группы. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены., доказательств обратного суду не представлено.

Вместе с тем, суд считает, что по указанным истцом основаниям исковые требования Леина Т.А. удовлетворению не подлежат.

Истица просит обязать ответчика произвести капитальный ремонт крыши, фасада, входной группы и признать его бездействия по не проведению капитального ремонта жилого дома незаконным, поскольку дом не ремонтировался с 60-х годов, имеет износ 65% и за ответчиком, как бывшим наймодателем, сохраняется обязанность произвести ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, если на момент приватизации дому требовался капитальный ремонт.

В силу ст. 210 ГК РФ, 158 ЖК РФ, истица, как собственник <адрес> многоквартирном жилом <адрес> <адрес>, обязана нести бремя содержания принадлежащего ей жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Частью 2 ст. 65 ЖК РФ определено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котом находится сданное внаем жилое помещение, и осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке потребовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Аналогичны указанным содержались нормы и в ЖК РСФСР.

Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2008 г.) установлено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу указанной нормы, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, возникшая у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется вплоть до исполнения обязательства.

Как следует из материалов дела, истица является собственником <адрес> не на основании договора приватизации занимаемого в жилом доме жилого помещения, а на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Из пояснений истицы следует, что при покупке квартиры в указанном доме, она видела состояние жилого дома, его крыши, фасада и входной группы, что несомненно влияло на цену квартиры по договору купли-продажи.

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что администрация ЗГО не является по отношению к Леина Т.А. бывшим наймодателем, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность перед истицей по производству капитального ремонта жилого дома, как у бывшего наймодателя.

Полномочиями на обращение с данными исковыми требованиями в интересах иных лиц, проживающих в указанном жилом доме, истица Леина Т.А. не обладает.

В соответствии со ст. 39, п. 1 ч. 2 ст. 44, ст. 158 ЖК РФ и п.п.21,31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество. Статьей 161 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном жилом доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

В жилом <адрес> <адрес> выбран способ управления домом товариществом собственников жилья. ТСЖ «Скворец» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ (л.д. 6, 97-98). Председателем правления ТСЖ «Скворец» общим собранием членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ избрана истица Леина Т.А. (л.д. 111).

Устав ТСЖ «Скворец» утвержден решением общего собрания собственников помещений жилого дома ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62). Согласно п. 2.1 Устава, к основным видам деятельности ТСЖ «Скворец» относятся, в том числе обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в доме, текущий и капитальный ремонт помещений, конструкций многоквартирного жилого дома, инженерных сооружений, для чего оно в силу п. 3.1 Устава вправе заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и др.

Как пояснил в судебном заседании представитель ТСЖ «Скворец» Леин А.Л., договоры по содержанию и ремонту общего имущества в доме ТСЖ не заключало, в 2009 и 2010 г. в смете расходов и доходов ТСЖ предусмотрен сбор средств с членов ТСЖ на капитальный ремонт жилого дома, всего было собрано около 35000,00 руб., но поскольку администрация ЗГО ремонт в доме не делала, то средства были потрачены на иные нужды.

Решением Собрания депутатов ЗГО от 30.10. 2008 г. № 100-ЗГО и постановлением администрации ЗГО № 315-п от 18.11.2009 г. (в редакции постановления администрации ЗГО № 172 (1)-п от 14.05.2010 г. ) утверждена целевая адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в ЗГО на 2009-2011 г.г.», целью которой является приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий, обеспечивающих безопасность проживания граждан; создание института эффективных собственников жилья; создание благоприятных условий для организации товариществ собственников жилья (л.д. 133-137, 138, 145-147).

ТСЖ «Скворец» неоднократно обращался с заявлениями в администрацию ЗГО и Собрание депутатов ЗГО, МУ «ЖКХ», МУП «КГХ», ОАО «КГХ» с просьбой предоставить ТСЖ «Скворец» бюджетные средства на условиях долевого софинансирования в сумме 75000,00 руб. согласно целевой статье в структуре расходов бюджета ЗГО на 2010 г. и включить жилой дом в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется финансовая поддержка на капитальный ремонт (л.д. 8-15, 22, 69-74 ), а также с заявлениями по данному вопросу в прокуратуру г. Златоуста (л.д. 16-18).

Решением общего собрания членов ТСЖ «Скворец» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о проведении капитального ремонта дома и об участии в долевом финансировании капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома за счет средств собственников помещений в размере не менее 5% от стоимости работ и об обращении в администрацию ЗГО с заявкой на участие в муниципальной адресной программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов в ЗГО на ДД.ММ.ГГГГ., утвержден перечень работ по капитальному ремонту многоквартирного дома: ремонт крыши и фасада (л.д. 64-65).

В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства Челябинской области от 25.03.2008 г. № 83-П «Об организации работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в Челябинской области, в соответствии с постановлением администрации ЗГО от 18.11.2009 г. № 315-п «Об утверждении адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Златоустовском городском округе на 2009-2011 г.г.» полномочия по организации финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории ЗГО распоряжением администрации ЗГО № 1428-р от 01.06.2010 г. возложены на МУ «ЖКХ». (л.д. 44, 45-54).

Как следует из пояснений представителя третьего лица МУ «ЖКХ» в судебном заседании и представленных документов, многоквартирный жилой <адрес> на основании постановления администрации ЗГО № 172(1)-п от 14.05.2010 г. по заявке ТСЖ «Скворец» включен в перечень подлежащих капитальному ремонту жилых домов в рамках адресной программы на ДД.ММ.ГГГГ под , в доме предусмотрен ремонт крыши, фасада, внутридомовой инженерной системы электроснабжения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов (л.д. 146-147).

Таким образом, администрацией ЗГО приняты меры по организации работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Леиной Т.А. к администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению капитального ремонта, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.

Председательствующий судья: подпись Е.Ю.Квашнина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200