Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 марта 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Квашниной Е.Ю., при секретаре Бедрик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика администрации ЗГО Мезенова Е.В., гражданское дело по иску Васильевой Е.В. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в отводе земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, обязывании отвести земельные участки после проведения работ по их формированию. у с т а н о в и л: Васильева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации ЗГО, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа ей в отводе двух земельных участков, примерной площадью 1200 кв.м. каждый по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (п.2 подпункты 10, 11 протокола комиссии), обязать ответчика отвести ей указанные земельные участки после проведения работ по их формированию (л.д.3). В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в комиссию по землеотводам ЗГО с заявлениями на отвод указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, в отводе земельных участков ей было отказано протоколом комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду нахождения участков в санитарно-защитной зоне Большого Тесьминского водохранилища. Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в отводе ей земельных участков было признано незаконным. Суд обязал администрацию ЗГО в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять по ее заявлению решение, предусмотренное ст. 34 Земельного кодекса РФ. Протоколом заседания комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованного в газете «Златоустовский рабочий» в ДД.ММ.ГГГГ., ответчик отказал ей в отводе указанных выше земельных участков с формулировкой «до разработки проекта планировки и межевания данных территорий». С отказом в отведении испрашиваемых земельных участков истица не согласна, поскольку законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами. Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17) с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д.18-19), из которого следует, что распоряжение администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» является законным и обоснованным, поскольку Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории ЗГО регламентирован ЗК РФ, Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте, утвержденным решением Златоустовского городского собрания депутатов от 01.07.2004г. № 811, генеральным планом г. Златоуста и Правилами землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденными решением Собрания депутатов ЗГО от 02.03.2007г. №10-ЗГО. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения. На сегодняшний день территории, на которых испрашиваются земельные участки не освоены. На данной территории отсутствуют дороги, проезды, система канализации и т.д., в связи с чем на сегодняшний день не представляется возможным отвести спорные земельные участки. Кроме того указал, что один из испрашиваемых истицей земельных участков № находится в зоне А.1, где строительство жилых домов и ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено. Истица Васильева Е.В. в судебное заседание не явилась о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает (л.д.24). Заслушав представителя администрации ЗГО, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом, согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса. В силу п. 3 ст. 32 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, и местоположение, испрашиваемое право на землю. Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте. Данным Положением установлено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка (п.п. 9, 10 п. 3). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1. соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели; 2. соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством РФ предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (п.3 п.п. 12). Администрация округа в случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (п. 3 п.п. 13). Решение комиссии публикуется в газете «Златоустовский рабочий» (п.п.3 п. 6). Из рассматриваемого заявления, вступившего в законную силу решения Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9) следует, что ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.В. обратилась к главе ЗГО с заявлением об отводе ей для ведения личного подсобного хозяйства двух земельных участков примерной площадью по 1200 кв.м. каждый по адресу: <адрес>. В отводе земельных участков комиссией по землеотводам, протокол заседания которой № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, Васильева Е.В. было отказано в отводе указанных земельных участков в связи с нахождением испрашиваемых земельных участков в санитарно-защитной зоне Большого Тесьминского водохранилища. Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в отводе Васильева Е.В. земельных участков было признано незаконным. Суд обязал администрацию ЗГО в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять по заявлению Васильева Е.В. решение в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 34 Земельного кодекса РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте (л.д.7-9). Из протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ № (подпункты 10, 11 пункта 2), утвержденного распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № с поправками, утвержденными распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Васильева Е.В. вновь было отказано в отводе земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства с формулировкой - «до разработки проекта планировки и межевания данных территорий» (л.д.31-34,20-21). Распоряжение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4). В соответствии со ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 7.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с обязательным соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). В соответствии со ст. 36 (части 2 и 3) Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статьей 260 ГК РФ предусмотрено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО12 к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в отводе земельных участков, возложении обязанности по выделению земельных участков, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что земельные участки, испрашиваемые истцами, с адресным ориентиром северо-восточнее <адрес> находятся вне пределов зоны с особыми условиями использования; спорные земельные участки не изъяты из хозяйственного оборота, запрет на их оборот неустановлен (л.д.7-9). Из пояснений представителя ответчика и письма начальника УАиГ администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35) следует, что испрашиваемый участок № по указанному выше адресному ориентиру находится в зоне жилой застройки - В.1.1. - зона усадебной застройки, коттеджей. Участок № частично находится в природоохранной зоне А.1. - леса, луга. Вместе с тем, частичное нахождение участка № в зоне А.1. не являлось основанием для отказа истице в предоставлении указанного земельного участка. Как пояснял представитель администрации ЗГО при рассмотрении заявления ФИО13 испрашиваемые земельные участки, являющиеся смежными, можно сформировать на местности таким образом, что все точки земельных участков будут находиться в зоне В.1.1.(л.д. 7-9). Кроме того, согласно пояснениям представителя Администрации ЗГО, границы территориальных зон и зон с особыми условиями использования на местности не определены, данные зоны в координатах и характерных точках не сформированы, выполнение таких работ является дорогостоящей процедурой, а кроме того отсутствует необходимость в их выполнении, поскольку градостроительное зонирование носит стратегический характер и четкое определение таких зон будет препятствовать развитию территории г. Златоуста. В настоящее время они нанесены на графические карты в масштабе 1:10000, что при наложении на фактические земельные участки может привести к очень большим погрешностям и спорам в связи попаданием в разные зоны уже сформированных и переданных в пользование земельных участков. Оспариваемое в части распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Васильева Е.В. в предоставлении испрашиваемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства с формулировкой - «до разработки проекта планировки и межевания данных территорий» не основано на законе. Иные основания для отказа в отводе спорных земельных участков органом местного самоуправления не приведены. Доводы представителя ответчика о том, что территория, на которой испрашиваются земельные участки, не освоена, на данной территории отсутствуют дороги, проезды, отсутствует система канализации и т.д., в связи с чем на сегодняшний день не представляется возможным отвести спорные земельные участки, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Более того, из пояснений представителя администрации следует, что до настоящего времени работы по проектированию планировки и межеванию территории, на которой расположены испрашиваемые земельные участки, не начаты, и когда планируется проведение таких работ по заказу ответчика, точно не известно. Принятое органом местного самоуправления решение об отказе в отводе земельных участков истцам принято в нарушение требований закона, а также нарушает предусмотренное ст.28 ЗК РФ право истцов на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, требование Васильева Е.В. о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе земельных участков примерной площадью по 1200 кв. м, каждый, расположенных по адресу: <адрес> (подпункты 10,11 пункта 2 протокола комиссии), подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 29,34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующий территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка. Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, также предусмотрено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, при этом в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка. В случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным Положением критериям, администрация ЗГО в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. При этом, соответствие испрашиваемого земельного участка критериям предоставления, определяется администрацией ЗГО. Судом установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратились к Главе Златоустовского городского округа с заявлениями об отводе ей для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды двух земельных участков примерной площадью 1200 кв.м. каждый, расположенных по адресному ориентиру: <адрес> (л.д.25,28). При поступлении от истицы таких заявлений, администрация ЗГО должна была принять решение в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ и утвержденным решением городского собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», что сделано не было. Работы по формированию испрашиваемых земельных участков также не проведены. Указанная процедура установлена в целях защиты прав иных граждан и юридических лиц на получение в пользование на праве аренды, либо на ином виде права, спорных земельных участков. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на Администрацию ЗГО обязанность произвести отвод Васильева Е.В. двух земельных участков примерной площадью по 1200 кв. м. каждый, расположенных по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства после проведения работ по их формированию. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198, 254-258 ГПК РФ, р е ш и л: Признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части утверждения решения комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования об отказе Васильевой Е.В. в отводе для ведения личного подсобного хозяйства двух земельных участков примерной площадью по 1200 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Златоустовского городского округа произвести отвод Васильевой Е.В. двух земельных участков примерной площадью по 1200 кв. м. каждый, расположенных по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства после проведения работ по их формированию. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Председательствующий: Квашнина Е.Ю. Решение не вступило в законную силу