о признании отказа в произведении перерасчета ежемесячной денежной выплаты незаконным



Дело № 2-218/11          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 г.         г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе :

председательствующего судьи Яковлевой А.А.,

при секретаре     Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И. к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании отказа в произведении перерасчета необоснованным, взыскании суммы, обязывании производить ежемесячную денежную выплату,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании незаконным отказа управления социальной защиты населения ЗГО в произведении перерасчета инвалиду <данные изъяты> группы Клюкиной К.И. единовременной денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ до размера 50 % от расхода на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из фактически занимаемой площади и потребленных коммунальных услуг, взыскании с ответчика в пользу Клюкиной К.И. суммы денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> обязывании ответчика производить ежемесячную денежную выплату Клюкиной К.И. в размере не менее 50% от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги.

В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что в прокуратуру г. Златоуста с заявлением о незаконных действиях УСЗН ЗГО по вопросу назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг обратилась Клюкина ФИО15 В ходе проверки было установлено, что Клюкиной К.И. состоит на учете в УСЗН ЗГО, как федеральный льготник-инвалид <данные изъяты> группы. В соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды имеют право на получение мер социальной поддержки в виде скидки не ниже 50% на оплату жилья и коммунальных услуг. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на основании Постановления Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. № 5-П, в ДД.ММ.ГГГГ Клюкиной К.И. были проведены выплаты фактически не соответствующие реальной стоимости начисленной за жилье и коммунальные услуги. До ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата производилась с переплатой, а с ДД.ММ.ГГГГ размер денежной выплаты изменился в связи с принятием постановления Губернатора Челябинской области от 10.11.2010 года № 343 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Челябинской области в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», и стал меньше размера натуральных льгот, предоставляемых до перехода на денежные выплаты. При обращении в УСЗН ЗГО с требованием о произведении перерасчета Клюкиной К.И. было отказано в проведении перерасчета на том основании, что размер денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ превысил в совокупности размер натуральной льготы на <данные изъяты> Указанная позиция органа местного самоуправления является незаконной по следующим основаниям. Усредненные показатели, применяемые при расчете ежемесячной денежной выплаты, фактически допустили необоснованное завышение полученных сумм в одном периоде и их недополучение в другом, что целям защиты льготных категорий граждан, нарушает принцип равенства всех перед законом. Переплата ежемесячной денежной выплаты по сравнению с размером натуральной льготы не является основанием для произвольного уменьшения объема гарантий инвалиду, установленному федеральным законом.

Впоследствии прокурор г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И. уточнил предмет иска в части п. 3 исковых требований, и просил обязать ответчика УСЗН ЗГО производить ежемесячную денежную выплату Клюкиной К.И. в размере не менее 50% от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Прокурор г. Златоуста Козлова С.Г. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в интересах Клюкиной К.И. с учетом их уточнений по основаниям, изложенным в иске.

Истица Клюкиной К.И. поддержала исковые требования и пояснения прокурора г. Златоуста Козловой С.Г.. Дополнительно пояснила, что она является инвалидом третьей группы бессрочно, ранее ею оплачивались коммунальные платежи в размере 50%, от суммы указанной в извещении об оплате коммунальных платежей. В настоящее время она в полном объеме не получает те гарантии, которые положены инвалиду, чем ущемляются ее права, установленные федеральным законом. За ДД.ММ.ГГГГ. ею была недополучена сумма по льготе в размере <данные изъяты>

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Аминова И.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ-л.д.84, с исковыми требованиями прокурора г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И. не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.35), в котором указано, что Клюкиной К.И. является инвалидом <данные изъяты> группы и пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». На территории Челябинской области меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется инвалидам в виде ежемесячной денежной выплаты. Орган социальной защиты осуществляет перерасчет ежемесячной денежной выплаты в течение одного месяца с момента предоставления гражданином документов. При осуществлении перерасчета учитываются расчетные квитанции, подтверждающие фактические расходы гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и получение гражданином суммы денежных выплат за период с начала финансового года. Клюкиной К.И. обратилась с заявлением в УСЗН ЗГО ДД.ММ.ГГГГ и представила расчетные квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг по ДД.ММ.ГГГГ Ей был произведен расчет размера натуральной льготы по методике, применяемой до перехода муниципального образования на денежные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг. По итогам расчета размер получаемых Клюкиной К.И. сумм денежных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ выше размера натуральной льготы на <данные изъяты>

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство социальных отношений по Челябинской области, Министерства финансов РФ, представители которых в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заместитель начальника юридического отдела Министерства социальных отношений Челябинской области Мальцева Н.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года- л.д.77) в письменном отзыве (л.д.78-80) просила рассмотреть дела без участия представителя, указав, что Министерство социальных отношений Челябинской области требования прокурора г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И. не поддерживает по следующим основаниям. Меры социальной поддержки инвалидам установлены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», где не установлены периодичность осуществления выплат (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно), не установлен порядок и вид осуществления скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения (авансовый или компенсационный характер), а установлен только ее размер. Таким образом, условие о ежегодном перерасчете ежемесячных денежных выплат, заложенное в «Порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области», утвержденном Постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.20101г. № 5-П и является показателем соответствия данного порядка нормам ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В соответствии с п. 14 Порядка, утвержденного Постановлением правительства Челябинской области от 21 января 2010 года № 5-П, граждане ежегодно предоставляют в орган социальной защиты расчетные квитанции, подтверждающие размер платежей за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 18, 19 Порядка, граждане, получающие ежемесячную денежную выплату, обязаны в течение месяца сообщать в органы социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера или прекращение выплаты. В случае невыполнения гражданами указанных условий, а также при предоставлении неверных сведений, выплаченные средства подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством РФ. В том случае, если суд примет решение об удовлетворении исковых требований прокурора г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И., просят определить соответственно в каком порядке подобная выплата должна производиться, т.к. механизм расчета денежной выплаты в зависимости от фактических начислений жилья и коммунальных услуг нормативно не урегулированы. Управлением социальной защиты населения перерасчет денежных выплат может быть осуществлен как в большую, так и меньшую сторону.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного заседания, Клюкина ФИО16 является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию бессрочно (л.д.51), в связи с чем, пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Клюкина ФИО17 состоит на учете в Управлении социальной защиты населения как федеральный льготник-инвалид <данные изъяты> группы.

В соответствии с ч.13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ     « О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения(в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг(независимо от принадлежности жилищного фонда).

Постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 года № 5-П утверждено Положение о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области.

Ежемесячная денежная выплата является одной из форм предоставления мер социальной поддержки. Устанавливая порядок ее расчета, фактически постановлением определен размер компенсации, выплачиваемой гражданам в целях предоставления мер социальной поддержки.

Положение ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», закрепляющее право инвалидов на 50 % скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод.

Нормативные правовые акты субъектов РФ не могут ухудшать положение граждан, существовавшее при предоставлении им мер социальной поддержки на основании фактических начислений на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В прокуратуру г. Златоуста с заявлением о незаконных действиях УСЗН ЗГО по вопросу назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг обратилась Клюкиной К.И. (л.д. 6-11).

В ходе проверки было установлено, что на основании Постановления Правительства Челябинской области от 21.01.2010 года № 5-П, в ДД.ММ.ГГГГ Клюкиной К.И. были проведены выплаты фактически не соответствующие реальной стоимости начислений за жилье и коммунальные услуги. До ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата производилась с переплатой, а с ДД.ММ.ГГГГ размер денежной выплаты изменился в связи с принятием постановления Губернатора Челябинской области от 10.11.2010 года № 343 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Челябинской области в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», и стал меньше размера натуральных льгот, предоставляемых до перехода на денежные выплаты.

Как пояснила сама Клюкиной К.И., и подтверждается извещениями оп оплате жилья и коммунальных услуг (л.л.12-22), ранее ею оплачивались коммунальные платежи в размере 50%, от суммы указанной в извещении об оплате коммунальных платежей. В настоящее время она в полном объеме не получает те гарантии, которые положены инвалиду, чем ущемляются ее права, установленные федеральным законом. ДД.ММ.ГГГГ ею была недополучена сумма по льготе в размере <данные изъяты> Данное обстоятельство подтверждается расчетом денежного эквивалента(л.д.36), предоставленным ответчиком, из которого следует, что Клюкиной К.И. в ДД.ММ.ГГГГ недоплатили <данные изъяты> переплата по итогам ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>

Клюкиной К.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа с требованием о произведении перерасчета, и представила квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).

Ответчиком Управлением социальной защиты населения ЗГО Клюкиной К.И. было отказано в проведении перерасчета на том основании, что размер денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ превысил в совокупности размере натуральной льготы на <данные изъяты>

Суд считает данный отказ Управления социальной защиты населения ЗГО незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года(статья 153) при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливается субъектами РФ в силу ст. 159 ЖК РФ для использования при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области установлены постановлением Губернатора Челябинской области от 23.11.2009 г. № 307 с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора Челябинской области от 23.11.2009 г. № 307 с учетом изменений, внесенных Постановлением Губернатора Челябинской области от 10.11.2010 года № 343 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Челябинской области в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» установлены региональные стандарты в твердой денежной сумме в рублях на 1 человека в месяц.

Исходя из порядка расчета регионального стандарта, установленного вышеуказанным постановлением, полученные в результате расчета суммы являются усредненными показателями и не индивидуализируют льготу, как это предусмотрено федеральным законодательством.

Ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые, в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

На уровне РФ правовое регулирование отношений в области социальной поддержки населения осуществляется Конституцией РФ, ФЗ от 24.1.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Конституция РФ, провозглашая РФ социальным государством, в котором устанавливаются гарантии социальной защиты, относящейся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, вместе се тем не определяет конкретные способы, условия и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и ст. 1 Устава Челябинской области, Челябинская область является субъектом РФ.

Правительство Челябинской области, как представительный орган государственной власти осуществляет нормативно-правовое регулирование на территории Челябинской области по вопросам, относящимся к его компетенции.

В соответствии со ст. 48 Закона Челябинской области от 25.05.2006 г. № 22-30 «Устав (Основной закон) Челябинской области», Правительство Челябинской области является высшим исполнительным органом государственной власти области и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области.

25.12.2008 г. принят закон Челябинской области № 345-30 «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг».

Ст. 1 вышеназванного закона предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в форме денежных выплат, осуществляемых следующими способами: на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, на основании фактических начислений на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Ст. 2 данного закона предусмотрено, что размер денежной выплаты на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг не может быть ниже денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и твердого топлива.

Для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде снижения платы за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги, действующим федеральным законодательством возможность исполнения региональных стандартов не установлена.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» размер предоставления мер социальной поддержки поставлен в зависимость от фактически занимаемой гражданином жилой площади и фактически потребленных им коммунальных услуг или стоимости топлива.

Данным федеральным законом также предусмотрена дифференциация мер социальной поддержки в зависимости от степени благоустройства и принадлежности жилого помещения к той или иной категории жилищного фонда, что исключено в утвержденных региональных стандартах.

При установлении денежного эквивалента мер социальной поддержки, он должен соответствовать установленному законом процентному соотношению расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой льготником площади, потребленных им коммунальным услуг, стоимости топлива в пределах норм, установленных для продажи населению.

Таким образом, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области являются усредненными показателями и не индивидуализируют льготу, как это предусмотрено федеральным законодательством.

Кроме того, установление ежемесячных выплат в таком порядке допускает необоснованное завышение полученных сумм одними льготниками и их не                                                                                              дополучение другими, что не отвечает целям защиты льготных категорий граждан, нарушает принцип равенства всех перед законом, гарантированный Конституцией РФ.

Усредненные показатели, примененные при расчете ежемесячной денежной выплаты, фактически допустили необоснованное завышение полученных сумм в одном периоде и их недополученные в другом, что не отвечает целям защиты льготных категорий граждан, нарушает принцип равенства всех перед законом.

Переплата ежемесячной денежной выплаты по сравнению с размером натуральной льготы не является основанием для произвольного уменьшения объема гарантий инвалиду, установленному федеральным законом.

Следовательно, установление Правительством Челябинской области ежемесячной выплаты денежных средств льготным категориям граждан, к которым относятся и инвалиды, проживающие в Челябинской области, в твердой денежной сумме из расчета величины регионального стандарта лишает эту категорию граждан, права на оплату коммунальных услуг и жилого помещения в объеме, установленном федеральным законом.

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что отказ Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в произведении перерасчета Клюкиной К.И. единовременной денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ до размера 50 процентов от расхода на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из фактически занимаемой площади и потребленных коммунальных услуг является незаконным, в связи с этим подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы сумма денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> Кроме того, суд полагает, что требования о необходимости обязать Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа производить ежемесячную денежную выплату Клюкиной К.И. в размере не менее 50 процентов от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги, начиная с ДД.ММ.ГГГГ также обоснованным и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,198 ГПК РФ,

       р е ш и л:

Исковые требованияпрокурора г. Златоуста в интересах Клюкиной К.И. к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании отказа в произведении перерасчета необоснованным, взыскании суммы, обязывании производить ежемесячную денежную выплату удовлетворить полностью.

Признать отказ Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в произведении перерасчета Клюкиной К.И. единовременной денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ до размера 50 процентов от расхода на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из фактически занимаемой площади и потребленных коммунальных услуг незаконным.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в пользу Клюкиной К.И. сумму денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Обязать Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа производить ежемесячную денежную выплату Клюкиной К.И. в размере не менее 50 процентов от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение, в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий        А.А. Яковлева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200