Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 апреля 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Квашниной Е.Ю. при секретаре Бедрик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Камалетдинова Ф.Б., гражданское дело по иску Камалетдинова Ф.Б. к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, обязывании предоставить путевку, у с т а н о в и л : Камалетдинова Ф.Б. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ ЧРО ФСС РФ, УСЗН ЗГО, в котором просит признать незаконными бездействия ГУ ЧРО ФСС РФ, УСЗН ЗГО, обязать УСЗН ЗГО предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год (л.д. 2). В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010г., представив необходимые для получения путевки медицинские документы. Однако, путевка ему предоставлена не была. В ответ на его обращение руководителем УСЗН ЗГО ему было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что при отказе от предоставления набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ., им утрачено право на обеспечение санаторно-курортной путевкой. Считает данный отказ незаконным, поскольку отказ от набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ. не освобождает ответчиков от обязанности по обеспечению его санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ и нарушает его права на получение государственной социальной помощи. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил и дополнил исковые требования, предъявив их к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области, и просит признать незаконным отказ ГУ ЧРО ФСС РФ в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 г., обязать Министерство социальных отношений Челябинской области за счет средств федерального бюджета предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 11). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области, УСЗН ЗГО исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, также к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области (л.д. 12) В судебном заседании Камалетдинова Ф.Б. на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным выше основаниям. Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.63). Из предоставленного суду письменного отзыва на иск № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-21) следует, что Камалетдинова Ф.Б. заявление о предоставлении путевки в 2010 г. на санаторно-курортное лечение в ЗФ № ГУ ЧРО ФСС РФ подано ДД.ММ.ГГГГ В день обращения с заявлением Камалетдинова Ф.Б. было получено уведомление о постановке его не очередь для получения путевки под № 1722. Поскольку средства фонда социального страхования используются строго на определенные цели, выделяются в ограниченном количестве менее заявленной потребности, Камалетдинова Ф.Б. остался необеспеченным санаторно-курортной путевкой на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку к окончанию 2010 года все приобретенные за счет средств федерального бюджета санаторно-курортные путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления ранее. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди Камалетдинова Ф.Б. на получение путевки - 294. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.67-68,70,71). Согласно отзыву на исковое заявление №-ю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67-68), Министерство социальных отношений Челябинской области осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, переданные в соответствии с Соглашением, с ДД.ММ.ГГГГ Считает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку предметом иска является обеспечение санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ Представители третьих лиц УСЗН ЗГО, Министерства финансов РФ в лице УФК по Челябинской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Представитель УСЗН ЗГО просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.72,73). Из представленного УСЗН ЗГО отзыва на исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55) следует, что по информации ГУ УПФР в г. Златоусте в ДД.ММ.ГГГГ Камалетдинова Ф.Б. отказался от набора социальных услуг, в который входит бесплатное санаторно-курортное лечение, вследствие чего утратил право на эту льготу. В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» в случаях, если гражданин в течение календарного года отказался от набора социальных услуг, предоставление санаторно-курортной путевки в ДД.ММ.ГГГГ не предоставляется возможным. Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые Камалетдинова Ф.Б. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Камалетдинова Ф.Б. является инвалидом II группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно (справка № от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.3). В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе инвалидам. В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка). Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка). Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Камалетдинова Ф.Б. обратился в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ (заявление л.д.56). К заявлению была приложена справка для получения путевки формы № № от ДД.ММ.ГГГГ, по истечении срока действия которой истцом была представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57,58). Согласно уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ЗФ № ГУ ЧРО ФСС РФ довёл до сведения Камалетдинова Ф.Б., что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ принято на учет для предоставления санаторно-курортной путевки по профилю лечения болезни системы кровообращения. Путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена ему в установленном порядке, с учетом даты подачи заявления. О выделении путевки и сроках ее получения Камалетдинова Ф.Б. будет уведомлен дополнительно (л.д.4, 59). До настоящего времени истец путевкой на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ. в установленном законом порядке не обеспечен, что ответчиками не оспаривается. Из пояснений Камалетдинова Ф.Б. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к депутату Собрания депутатов ЗГО ФИО4 по вопросу предоставления ему льготной путевки, после чего им было получено письмо из УСЗН ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что обеспечение санаторно-курортными путевками граждан, указанных в п. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» осуществляется в рамках набора социальных услуг. Периодом предоставления гражданам набора социальных услуг, в который входит обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение является календарный год. По информации ГУ УПФР в г. Златоусте Камалетдинова Ф.Б. отказался от предоставления набора социальных услуг на 2011г., следовательно, утратил право на обеспечение санаторно-курортной путевкой. В связи с этим истец вынужден был обратиться в суд. Суд считает не предоставление ГУ ЧРО ФСС РФ Камалетдинова Ф.Б. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим его права. Поскольку истец своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг, обратился в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с приложением необходимых документов, то у Фонда социального страхования возникла обязанность предоставить ему санаторно-курортную путевку в ДД.ММ.ГГГГ, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств. Статьями 7, 10 Федерального закона от 25.11.2008г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.г.» установлено, что в 2010 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных ФЗ "О государственной социальной помощи", в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.Объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, на 2010 год определяется в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных. постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4). Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19). Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20). Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21). Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Камалетдинова Ф.Б. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не были лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ. Согласно справки ГУ УПФР в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ, Камалетдинова Ф.Б. заявлением от ДД.ММ.ГГГГ отказался от получения набора социальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 22,23). Отказ истца от набора социальных услуг на № также не является основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований, поскольку обязанность по предоставлению путевки ГУ ЧРО ФСС РФ в установленный законом срок не выполнило по независящим от истца обстоятельствам. На основании изложенного, суд находит установленным факт бездействия ГУ ЧРО ФСС РФ, выразившийся в не предоставлении Камалетдинова Ф.Б. путевки на санаторно-курортное лечение за №. Между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено Соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № С ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области (л.д.36,38-54). В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронная база данных, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( акт - л.д. 37). Как следует из пояснений представителей ГУ ЧРО ФСС и УСЗН ЗГО в судебных заседаниях, документы на Камалетдинова Ф.Б. Министерству социальных отношений Челябинской области переданы, сведения о нем в электронной базе данных имеются. Временным механизмом предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение определено, что Министерство социальных отношений Челябинской области ведет список учета обратившихся инвалидов, в том числе вставших на учет в ФСС до 31.12.2010 г. (в первоочередном порядке), при этом основанием для включения указанных инвалидов в список учета являются документы, поданные инвалидами до 31.12.2010 г. в ФСС и переданные в органы социальной защиты от ФСС в соответствии с заключенным соглашением (пункт 4). В соответствии с заключенным соглашением, указаниями Министерства социальных отношений Челябинской области (л.д.38-54), Временным механизмом предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение на Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа возлагаются обязанности по организации приема заявлений и необходимых личных документов от вновь обращающихся граждан, включение граждан в областной реестр лиц, имеющих соответствующее право, а также установление процедуры постановки граждан на учет, организация системы учета поступающих заявлений, формирование прогнозных заявок в адрес Министерства социальных отношений области с целью определения потребности в предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации, при этом решение о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, либо отказе в ее предоставлении на основании направленных УСЗН документов принимается Министерством социальной защиты населения. В связи с этим, обязанность по предоставлению Камалетдинова Ф.Б. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета подлежит возложению на Министерство социальных отношений Челябинской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требованияКамалтдинова Фариха Барыевича, - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившееся в непредоставлении Камалетдинову Ф.Б. на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить за счет средств федерального бюджета Камалетдинову Ф.Б. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующую профилю лечения его заболевания. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий Е.Ю.Квашнина Решение не вступило в законную силу