О признании незаконным бездействия, возложении обязанности, предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1281/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                    30 июня 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Закировой С.Л.

при секретаре Батуровой О.С.

с участием прокурора Козловой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Одиноковой Л.Ю. к Администрации Златоустовского городского округа, МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании незаконным бездействий, об обязании включения в реестры, о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, обязывании предоставления жилого помещения во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в интересах Одиноковой Л.Ю. обратился с иском к Администрации Златоустовского городского округа, МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» об обязании включить в реестр муниципальной собственности <адрес> в <адрес>; признании незаконным бездействия администрации ЗГО, выразившегося в не включении <адрес> в <адрес> в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа; обязании включить <адрес> в <адрес> в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа; признании за Одиноковой Л.Ю. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке; обязании предоставить Одиноковой Л.Ю. на состав семьи Одинокову Г.С., Одинокова К.И., Одинокову В.Ю. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, благоустроенной, равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 43, 6 кв.м., жилой площадью не менее 28 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям и находящееся в черте <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии Златоустовского городского округа по рассмотрению вопросов признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания «Об отнесении жилого помещения муниципального жилищного фонда к категории непригодного (пригодного) для проживания» <адрес> в <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания. Орган местного самоуправления не принял решение по итогам работы комиссии и не издал распоряжение с указанием о дальнейшем использовании <адрес> в <адрес>, сроках отселения лиц. До настоящего времени <адрес> в <адрес> не включен в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа. В <адрес> в <адрес> зарегистрирована семья Одиноковых, в том числе, Одинокова Л.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. Из поквартирной карточки на квартиру следует, что нанимателем указанной квартиры являлся отец Одиноковой Л.Ю. - Одиноков Ю.С., который умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта проверки жилищных условий семьи Одиноковых от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принадлежит городскому ЖЭУ, это же следует и из поквартирной карточки на квартиру. Таким образом, Одиноковы вселившись в указанную квартиру в соответствии с действующим на тот момент Жилищным кодексом РСФСР, приобрели права и обязанности, вытекающие из договора социального найма, предусмотренные ст. 53,54, 55 ЖК РСФСР. Вместе с тем, жилой дом в реестре муниципальной собственности не значится, чем нарушаются права и законные интересы истца на проживание в жилом помещении, отвечающем санитарным и техническим нормам и правилам. <адрес> в <адрес> находится в состоянии непригодном для проживания (снесен), однако решить вопрос о расселении жителей возможно только после принятии соответствующего решения Межведомственной комиссией и Главой Златоустовского городского округа. Отсутствие данных о включении <адрес> в <адрес> в реестр муниципальной собственности не должно препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления необходимых документов. <адрес> в <адрес> предназначен для решения вопросов местного значения, относится к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем, подлежит включению в реестр муниципальной собственности Златоустовского городского округа. Жилье указанной категории граждан должно быть п редоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Одинокова Л.Ю. зарегистрирована по адресу <адрес>1. Квартира в <адрес>, согласно данным технического паспорта, представляет собой отдельную квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 43,6 кв.м., жилой площадью 28 кв.м. Данное жилое помещение для проживания не пригодно, поэтому Одинокова Л.Ю. вынуждена проживать в жилом помещении маневренного фонда. Одиноковой Л.Ю. должно быть предоставлено жилое помещение, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью не менее 43,6 кв. м., жилой площадью не менее 28 кв.м.

В дальнейшем прокурор <адрес> дополнил заявленные требования требованием о признании незаконным бездействия администрации Златоустовского городского округа, МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», выразившегося в не включении <адрес> в <адрес> в реестр муниципальной собственности (л.д. 107-108).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, привлечено Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа (л.д. 97).

В судебном заседании прокурор <адрес> настаивает на удовлетворении исковых требований по вышеизложенным основаниям.

Истец Одинокова Л.Ю. в судебном заседании просит требования прокурора <адрес> в её интересах удовлетворить. Ранее указывала, что она и члены её семьи были вселены в <адрес> в <адрес> в 1978 году, а примерно 17 лет назад ей и ее сыну Одинокову К.И. выдали ордер на <адрес> этом же доме. Но фактически они в эту квартиру заселиться не успели, остались прописанными в <адрес>. Жилой дом стал приходить в ветхо-аварийное состояние, грозить обвалом, в связи с чем, истица неоднократно обращалась в домоуправление, чтобы в доме сделали капитальный ремонт, но на её обращения никак не реагировали, пока не выпал угол дома. После этого их переселили в маневренное жилье по адресу: <адрес> жилье предоставили на время, пока в доме делался ремонт. Так как дом по <адрес> был тоже ветхо-аварийным, начал разрушаться, то было предоставлено 2 комнаты из маневренного фонда по адресу: <адрес>. Когда начали ремонт <адрес>, он совсем разрушился, сейчас дома не существует, на его месте пустырь. Она ранее неоднократно обращалась в Администрацию ЗГО, чтобы её семье предоставили жилье, также обращалась в суд, но, поверив обещаниям администрации о предоставлении ей жилья, ее иск был оставлен без рассмотрения.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Гареева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86-87), с иском не согласилась, указав, что <адрес> в <адрес> на балансе какого-либо юридического лица не находится, муниципальному образованию ЗГО не передавался, поэтому собственностью муниципалитета спорный дом не является. В связи с чем, отсутствуют основания для включения спорного дома в реестр муниципальной собственности и в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда ЗГО. С требованием о предоставлении Одиноковой Л.Ю. на состав семьи Одинокову Г.С., Одинокова К.И., Одинокову В.Ю. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, благоустроенной, равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 43,6 кв. м., не согласна, поскольку такой квартиры с указанной площадью у Одиноковых не имеется. Одинокова Л.Ю. не имеет право на получение внеочередного жилья, поскольку <адрес> не является собственностью муниципалитета. Одиноковой Л.Ю. жилье должен предоставлять собственник дома - ЖЭК.

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» Бобылев В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106), с исковыми требованиями не согласился. Указал, что стороной истца не представлено надлежащих доказательств, что спорный объект, <адрес> в <адрес> является собственностью муниципального образования Златоустовский городской округ. Оснований для включения <адрес> в <адрес> в реестр муниципальной собственности не имеется, следовательно, исковые требования в части признания незаконным бездействия МУ «КУИ ЗГО» выразившееся в том, что указанный дом не был включен в реестра муниципальной собственности, а так же об обязании МУ «КУИ ЗГО» включить этот дом в реестр муниципальной собственности удовлетворению не подлежат. Включение жилых помещений в реестр муниципальной собственности ранее происходило путем подписания акта приема-передачи между лицом, ранее обладающим правами на жилое помещение и лицом, которому данное имущество передается. Акт приема-передачи являлся основанием для регистрации права собственности. В данном случае нет правоустанавливающих документов на дом, нет постановления, которым спорный объект передавался бы муниципальному образованию ЗГО, нет акта приема-передачи спорного объекта, поэтому спорный объект не может быть включен в реестр муниципальной собственности.

Третье лицо Одинокова В.Ю. исковые требования прокурора <адрес> в интересах Одиноковой Л.Ю. поддержала.

Третьи лица Одинокова Г.С., Одиноков К.И., представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 102-104).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Одиноковой Л.Ю. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ от 16 сентября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Передача объектов, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом (п. 7).

Согласно п. 1 Приложения № 3 к вышеуказанному постановлению к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Пунктом 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 и действовавшего до 31.07.2006 года было предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Одинокова Л.Ю., Одинокова Г.С., Одинокова В.Ю., а Одиноков К.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес>. Нанимателем указанной квартиры являлся Одиноков Ю.С., умерший ДД.ММ.ГГГГ (выписки из поквартирной карточки - л.д. 15, 49, 53, поквартирная карточка - л.д. 16).

Указанный жилой дом в реестре муниципальной собственности не числится, собственностью Муниципального образования Златоустовский городской округ не является (л.д. 32, 33, 35).

Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес>1, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует (л.д. 84, 85).

Из акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом по адресу: <адрес>, принадлежит городскому ЖЭУ (л.д. 42-43). Данное обстоятельство также подтверждается данными технического паспорта, из которого видно, что владельцем является жилищно - эксплуатационная контора, фонд государственный (л.д. 104-105, 109 оборот)

На основании приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 жилищно-эксплуатационные предприятия, а также жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) относился к объектам муниципальной собственности и подлежал передаче в муниципальную собственность городов.

Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий городскому ЖЭУ, на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ подлежал обязательному включению в реестр муниципальной собственности.

Суд соглашается с доводами прокурора <адрес> о том, что отсутствие данных о включении <адрес> в <адрес> в реестр муниципальной собственности не должно препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от (не)оформления органами местного самоуправления необходимых документов.

По указанной причине суд не принимает доводы ответчиков о том, что в связи с отсутствием необходимых для включения в реестр муниципального имущества документов, отсутствуют основания для включения спорного объекта в реестр муниципальной собственности.

Учитывая изложенные обстоятельства, требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившееся в не включении <адрес> в <адрес> в реестр муниципальной собственности, а так же об обязании ответчиков включить указанный жилой дом в реестр муниципальной собственности подлежат удовлетворению.

Возлагая данные обязанности и на МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» суд исходит из того, что в соответствии со ст. 30 Устава Златоустовского городского округа Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа осуществляет прием в муниципальную собственность движимого и недвижимого имущества (п. 2) и ведет реестр муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, а также имущества, находящегося в муниципальной собственности (п. 4).

В соответствии со ст. 15 Устава ЗГО и Положения о МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», утвержденного решением Собрания депутатов ЗГО -ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, данное учреждение является органом местного самоуправления городского округа и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения (п.2,3 Положения); осуществляет приобретение в муниципальную собственность имущества за счет средств местного бюджета в порядке, установленном нормативными актами (п. 11 Положения); управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе осуществляет ведение реестра муниципального имущества (п. 12); осуществляет инвентаризацию муниципального имущества (п. 19).

К компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункты 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 49 указанного Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением главы Златоустовского городского округа
от 24.05.2006 года № 129-п утверждено Положение о межведомственной комиссии Златоустовского городского округа для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с     п. 14 указанного Положения на основании полученного заключения администрация Златоустовского городского округа принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как следует из заключения Златоустовского отдела государственной жилищной инспекции <адрес>, а также акта межведомственной комиссии Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> согласно п. 11 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания» отнесён к категории непригодных для проживания (л.д. 54, 55).

Из заключения начальника Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> находится в разрушенном состоянии, проживание в доме не возможно (л.д. 56).

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, в силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» администрация Златоустовского городского округа обязана была принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого <адрес>, сроках отселения граждан зарегистрированных в данном доме или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ по данному дому.

Вместе с тем, установлено, что администрация Златоустовского городского округа какого-либо решения по итогам работы межведомственной комиссии не приняла, до настоящего времени <адрес> в <адрес> не включен в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа.

На основании изложенного, суд находит обоснованными требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Златоустовского городского округа, выразившееся в не включении <адрес> в <адрес> в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа, а также об обязании включить указанный жилой дом в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа.

Учитывая период регистрации Одиноковой Г.С., Одиноковой Л.Ю., Одиноковой М.Ю. по вышеуказанному адресу - ДД.ММ.ГГГГ, а Одинокова К.И. - ДД.ММ.ГГГГ, что видно из поквартирной карточки (л.д. 16), суд считает, что при разрешении дела следует руководствоваться наряду с нормами ЖК РФ, нормами ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых жилищных правоотношений между сторонами, поскольку в соответствии со ст. 5 ФЗ РФ № 183-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после его введения в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным федеральным законом.

Согласно ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Положениями ст. 54 ЖК РФСФР установлено, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Суд полагает, что семья Одиноковых вселившись в <адрес> в <адрес> в соответствии с действующим на тот момент Жилищным кодексом РСФСР, приобрела права и обязанности, вытекающие из договора социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется из государственного или муниципального жилищного фонда.

Статьями 51 и 52 ЖК РФ определен порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одним из таких оснований, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, является проживание граждан в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Статьей 85 ЖК РФ определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из него с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

В силу ст.ст. 87, 89 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, при этом, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Таким образом, предоставление в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных жилых помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимися в пользовании.

Порядок предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу, предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Главы ЗГО -п от ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями, из которого следует, что предоставляемые жилые помещения должны соответствовать требованиям жилищного законодательства, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма по общей площади должна быть равнозначна жилому помещению, из которого происходит выселение.

Судом установлено, что <адрес> в <адрес> является непригодным для проживания. На основании акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ семья Одиноковой Г.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 42-43). Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Одинокова Г.С. состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ её очередь (л.д. 36).

Сведения о приобретения истицей, либо членами её семьи на праве собственности или ином праве другого жилого помещения материалы дела не содержат, доказательств обратного суду не представлено.

Поэтому требование о признании за Одиноковой Л.Ю. права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке суд находит законным и обоснованным.

Согласно технического паспорта на жилой <адрес> в <адрес> состоит из двух комнат, общая площадью <адрес>,6 кв.м., жилая площадь составляет 28 кв.м (л.д. 18, 105 оборот).

С учётом изложенного, суд считает, что истица и проживающие вместе с ней члены семьи имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ст. 85, 87 ЖК РФ, в виде отдельной квартиры, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, не менее 43,6 кв.м. общей площади, не менее 28 кв.м. жилой площадью, состоящее не менее чем из двух жилых комнат.

Довод стороны ответчика о невозможности предоставить Одиноковым отельную квартиру в связи с отсутствием соответствующих жилых помещений необоснован. Сама по себе недостаточность жилищного фонда Златоустовского городского округа для предоставления равноценных жилых помещений не может служить основанием ограничения предусмотренных законом прав для лиц, обладающих данным правом.

Доводы представителя ответчика о том, что органы местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 85-89 ЖК РФ предоставляют жилые помещения исключительно тем гражданам, которые занимают жилые помещения по договорам социального найма, при условии, что они являются малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными.

Указанные нормы ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет.

Нахождение гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч 5 ст. 57 ЖК РФ).

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Утвержденное Постановлением Главы ЗГО № 147-п от 05.06.2009 года «Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу и выкупа помещений, являющихся собственностью граждан и юридических лиц», на нормы которого также ссылается ответчик в обоснование возражений на исковые требования устанавливает порядок и определяет единые условия предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, расположенного в многоквартирном жилом доме, подлежащем сносу (пункт 2), и также не предусматривает возможность предоставления органом местного самоуправления жилых помещений взамен признанных ветхоаварийными только тем гражданам, которые в установленном законом порядке признаны малоимущими и состоящими на учете нуждающихся в жилых помещениях (пп.1 пункта 11, пункт 17).

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Одиноковой Л.Ю. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Златоустовского городского округа, Муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» выразившееся в невключении в реестр муниципальной собственности <адрес> в <адрес>.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа, Муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» включить в реестр муниципальной собственности <адрес> в <адрес>.

Признать незаконным бездействие Администрации Златоустовского городского округа, выразившееся в не включении <адрес> в <адрес> в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа включить <адрес> в <адрес> в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Златоустовского городского округа.

Признать за Одиноковой Л.Ю. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Одиноковой Л.Ю. на состав семьи Одинокову Г.С., Одинокова К.И., Одинокову В.Ю., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению в виде отдельной квартиры, не менее 43,6 кв.м общей площади, не менее 28 кв.м жилой площадью, состоящее не менее чем из двух жилых комнат.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                                                   С.Л. Закирова

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200