О признании распоряжения незаконным



Дело № 2-1280/2011

Р Е Ш Е НИ Е Именем Российской Федерации

г. Златоуст             11 июля 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Закировой С.Л.

при секретаре     Батуровой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Фефелова Е.В. к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным,

у с т а н о в и л :

Фефелов Е.В. обратился в суд с заявлением к Администрации ЗГО о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, ул. В.П. Чкалова, между секциями жилых домов и «а», для строительства продовольственного магазина: площадью 19 кв.м., кадастровый номер площадью 23 кв.м., кадастровый номер ; площадью 258 кв.м., кадастровый номер

В обоснование своих требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию ЗГО с заявлением об отводе вышеуказанных земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Златоустовский рабочий», в которой было опубликовано оспариваемое распоряжение, узнал, что по указанным земельным участкам организовано проведение торгов на предоставление в аренду данных земельных участков. С данным распоряжением не согласен, так как при поступлении его заявления в Администрацию, последняя должна была обеспечить проведение работ по формированию земельного участка, предварительно и заблаговременно опубликовать сообщение о наличии предполагаемого к передаче земельного участка. Вопрос о проведении торгов либо передаче земельного участка единственному заявителю необходимо принимать только после выполнения работ по формированию земельного участка и истечения установленного срока на подачу заявок.

Заявитель Фефелов Е.В. в судебном заседании на удовлетворении своих требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации Златоустовского     городского     округа     Мезенов И.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-66), в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Фефелова Е.В., пояснив, что испрашиваемые земельные участки сформированы с разрешенным видом использования - под строительство продовольственного магазина. Однако они ни за кем не закреплены, поэтому было принято решение о выставлении их на торги, т.к. Фефелов Е.В. просил их отвести под строительство магазина. Право заявителя на отвод земельных участков не нарушено, он может принимать участие в торгах.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» Бобылев В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67), поддержал позицию представителя Администрации ЗГО, дополнительно пояснив, что дата проведения торгов еще не определена.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по землеотводам (протокол ) Фефелову Е.В. были отведены земельные участки площадью 11 кв.м. для размещения временного сооружения - киоска, расположенного между жилыми домами и по ул. Чкалова в <адрес>, и площадью 23 кв.м. - для благоустройства территории по этому же адресу (п. 30.4) (л.д. 38).

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанным земельным участкам присваиваются кадастровые номера. Так, участку с фактической площадью 19 кв.м., на котором размещался киоск, был присвоен кадастровый номер (л.д. 40). Земельному участку, огибающему с трех сторон участок под киоском, предоставленный заявителю для благоустройства территории, имеющему фактическую площадь 23 кв.м., был присвоен кадастровый номер (л.д. 43). На данные участки ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды , расторгнутый по соглашению сторон ДД.ММ.ГГГГ в связи с отводом земельного участка под строительство (л.д. 46).

Подпунктами 1,2 пункта 8 Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48), с учетом уточнений, изложенных в подпункте 2 пункта 14 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58), был изменен разрешенный вид использования земельных участков:

с кадастровым номером отведенного ранее для размещения временного сооружения - киоска для мелкорозничной торговли, на строительство продовольственного магазина,

с кадастровым номером , отведенного ранее для благоустройства территории, на строительство продовольственного магазина.

ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в кадастровый паспорт участка с кадастровым номером в части вида разрешенного использования (л.д. 49).

Распоряжением Главы Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт соц. от ДД.ММ.ГГГГ предварительного согласования места для строительства продовольственного магазина на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру <адрес> между секциями жилых домов и а. Фефелову Е.В. поручалось обеспечить проведение работ по формированию земельного участка (л.д. 39).

В ходе проведения межевых работ по образованию земельного участка, расположенного между секциями жилых домов и а, площадью 258 кв.м., было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами имеют адресный ориентир <адрес>, между жилыми домами и , в то время как земельный участок с кадастровым номером расположен по адресному ориентиру <адрес> между секциями жилых домов и 4а. Фактически же эти участки являются взаимоприлегающими (л.д. 52-55).

Администрацией ЗГО ДД.ММ.ГГГГ предлагалось установить один адресный ориентир вышеуказанным земельным участкам. Для объединения трех участков в один Фефелову Е.В. предлагалось иметь действующий договор аренды на участки с номерами а по участку - наличие государственной регистрации права аренды, поскольку сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости после вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также кадастровый паспорт образуемого земельного участка.

В этом же разъяснении Администрация ЗГО указывала заявителю на то, что в силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ истек срок действия распоряжения главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р, поэтому ему предлагалось повторно обратиться с заявлением в комиссию по землеотводам (л.д. 56-57).

ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в кадастровый паспорт участка с кадастровым номером 74:25:03087 01:0024 в части местоположения земельного участка - <адрес> между секциями жилых домов и 4а (л.д. 61).

ДД.ММ.ГГГГ Фефелов Е.В. обращается в Администрацию ЗГО об отводе трех вышеуказанных земельных участков под строительство продовольственного магазина без акта предварительного согласования и без проведения торгов, а также заключения с ним договоров аренды на данные участки (л.д. 59,60).

Подпунктами 5,6,7 пункта 9 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованному в газете «Златоустовский рабочий» ДД.ММ.ГГГГ, на МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» возложено формирование земельных участков и организация проведения торгов на предоставление в аренду земельных участков: площадью 19 кв.м., кадастровый номер площадью 23 кв.м., кадастровый номер ; площадью 258 кв.м., кадастровый номер расположенных по адресу: <адрес> между секциями жилых домов и «а», для строительства продовольственного магазина (л.д. 63).

Из текста заявления, объяснений Фефелова Е.В. и его представителя Васильева Ю.В, допущенного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), в судебных заседаниях следует, что с данным распоряжением заявитель не согласен, так как оно противоречит п. 6,3,4 ст. 30 ЗК РФ, а именно на спорные земельные участки была подана одна заявка, других заявок не было, споров по испрашиваемым участкам нет. Администрация должна была обеспечить проведение работ по формированию земельного участка, предварительно и заблаговременно опубликовать сообщение о наличии предполагаемого к передаче земельного участка. Вопрос о проведении торгов либо передаче земельного участка единственному заявителю необходимо принимать только после выполнения работ по формированию земельного участка и истечения установленного срока на подачу заявок.

С указанными доводами заявителя суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.

Т.е. законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для целей строительства, в порядке и на условиях установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен ЗК РФ, то есть путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Согласно п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 30 названного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Подпунктом 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок формирования земельного участка включает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Таким образом, предметом торгов может быть поставленный на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого проведены необходимые землеустроительные работы, включающие установление границ земельного участка и его межевание на местности.

Из положений ст. 22 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года № 171-ЗО «О земельных отношениях», действующего до 26.05.2011 года, к компетенции органов местного самоуправления в числе прочих относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На территории Златоустовского городского округа действует положение «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», утвержденные решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811.

В п. 5 положения указано, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

Принятое решение о проведении работ по формированию земельных участков и организации проведения торгов на предоставление их в аренду соответствует порядку, определенному подпунктом 3 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ.

Позицию заявителя и его представителя о том, что спорный земельный участок они просили выделить без торгов, суд находит несостоятельной, так как основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59) следует, что Фефелов Е.В. обратился в Администрацию ЗГО с просьбой отвести сформированные земельные участки, имеющие присвоенные кадастровые номера, под строительство продовольственного магазина.

Участниками процесса не оспаривалось, что спорные участки ни кому не предоставлены. Изложенное также подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 15-17).

Следовательно, к данным правоотношениям применимы лишь положения п. 3,4 и 6 ст. 30 ЗК РФ.

Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В судебном заседании достоверно установлено, что предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков не имелось.

Таким образом, условия, при которых в случае наличия только одной заявки, возможно передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), не соблюдены.

Также при разрешении данного дела не имеет правового значения довод Фефелова Е.В. о том, что при проведении торгов на него дополнительно будут возложены расходы по приобретению земельного участка и при таком порядке предоставления земельного участка проходит гораздо больше времени до момента заключения договора аренды земельного участка. Изложенные мотивы не привели к немотивированному отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, Администрация ЗГО вправе была принять решение об организации проведения торгов в отношении спорных земельных участков.

Утверждение заявителя о том, что ему отказали в выделении трех земельных участков, не основано на фактических обстоятельствах дела.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части принятия решения в отношении спорных земельных участков является законным и обоснованным, не нарушающим каких - либо прав и законных интересов заявителя Фефелова Е.В., в связи с чем заявленное требование о признании данного распоряжения незаконным удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать Фефелову Е.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части формирования земельных участков и организации проведения торгов на предоставление в аренду земельных участков: площадью 19 кв.м., кадастровый номер площадью 23 кв.м., кадастровый номер площадью 258 кв.м., кадастровый номер расположенных по адресу: <адрес>, ул. В.П. Чкалова, между секциями жилых домов и «а», для строительства продовольственного магазина.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий      Закирова С.Л.

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200