Дело № 2-235/2011 г. Златоуст 10 февраля 2011 года Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: при секретаре Батуровой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Филинина В.Ю. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения комиссии по землеотводам, обязывании предоставления земельного участка, у с т а н о в и л: Филинин В.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части подп. 1 п. 14 о поручении Управлению архитектуры и градостроительства сформировать земельный участок, примерной площадью 1020 кв.м, расположенный по <адрес> после чего МУ «Комитет по управлению имуществом ЗГО» организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома; обязании Администрации ЗГО предоставить Филинину В.Ю. земельный участок, примерной площадью 1020 кв.м, расположенный по <адрес>строительный), в аренду без проведения торгов. В обоснование своих требований ссылается на то, что в соответствии с договором № «О передаче прав и обязанностей на аренду земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Златоустовского городского округа с заявлением об отводе ему дополнительного земельного участка, примерной площадью 1020 кв.м. по адресу: <адрес>, с восточной стороны земельного участка на <адрес> «а», для строительства индивидуального жилого дома. Оспариваемое решение считает незаконным, так как нарушает его права и свободы, поскольку он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, следовательно, участок должен быть предоставлен ему без предварительного согласования места размещения объекта. Кроме того, указал, что Администрацией был нарушен срок рассмотрения заявления гражданина об отводе земельного участка, так как решение по его заявлению было принято спустя 81 день. Не согласен с тем, что Администрация приняла решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, так как оно могло быть принято только в случае поступления других заявлений о предоставлении указанного участка в аренду. При принятии решения Администрацией не было учтёно, что он обратился с просьбой отвести дополнительный земельный участок к ранее предоставленному в аренду земельного участку № «а» по <адрес> в <адрес>. Полагает, что данным решением при проведении торгов на него дополнительно будут возложены расходы по приобретению земельного участка, кроме того, при таком порядке предоставления земельного участка проходит гораздо больше времени до момента заключения договора аренды земельного участка. Заявитель Филинин В.Ю. в судебном заседании на удовлетворении своих требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заявителя Славик В.Х., допущенная к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), в судебном заседании позицию своего доверителя поддержала. Дополнительно суду пояснила, что Администрация ЗГО должна отводить земельные участки под личное подсобное хозяйство без проведения торгов и без опубликования публичного предложения. Статья 34 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Из п. 2 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» следует, что приусадебный земельный участок может использоваться для возведения индивидуального жилого дома. Истец запрашивал именно дополнительный земельный участок к основному, ранее уже предоставленному в аренду. В последствие намеревался объединить два этих участка для строительства одного индивидуального жилого дома с последующим выкупом земельного участка, присвоением ему одного адреса. Индивидуальный жилой дом должен располагаться на одном земельном участке, поэтому они намерены объединить два участка. В соответствие с п.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ под индивидуальным жилищным строительством понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства истец испрашивал как дополнительный к уже существующему земельному участку, а ответчик выставил его на торги, чем нарушил его права. При отведении первоначального земельного участка, подданная заявка уже была опубликована в СМИ, все заинтересованные лица могли обратиться со своими заявками, но желающих на данный участок не было. Представитель Администрации Златоустовского городского округа Мезенов И.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-41), в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Филинина В.Ю. В письменном отзыве указал, что Земельный кодекс РФ предоставляет органам местного самоуправления право по своему усмотрению распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, а именно, либо уведомлять заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, либо принимать решение о выставлении земельных участков на аукцион (л.д. 42). Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ) Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлены следующие обстоятельства по делу. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы Златоустовского городского округа №-р Славик Т.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 1192 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: <адрес> «а» (строительный), для строительства индивидуального жилого дома на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Комитетом по управлению имуществом Златоустовского городского округа» и Славик Т.А. в исполнение данного распоряжения был заключен договор аренды № вышеуказанного земельного участка на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-30, 31). ДД.ММ.ГГГГ между Славик Т.А. и Филининым В.Ю. был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору № аренды земельного участка площадью 1192 кв.м., с кадастровым номером <адрес>), предоставленного для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с распоряжением Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 14-15). ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Комитетом по управлению имуществом Златоустовского городского округа» и Филиным В.Ю. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18, 19). ДД.ММ.ГГГГ Филинин В.Ю. обратился с заявлением на имя Главы Златоустовского городского округа об отводе дополнительного земельного участка примерно площадью 1020 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с восточной стороны земельного участка на <адрес> жилого дома (л.д. 11). В п. 14 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованному в газете «Златоустовский рабочий» ДД.ММ.ГГГГ, указано о необходимости Управлению архитектуры и градостроительства Администрации Златоустовского городского округа формирования земельного участка, после чего МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» должно было организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, в том числе: участка примерной площадью 1020 кв.м., расположенного по <адрес>) (п.п. 1) (л.д. 10). Из текста заявления, объяснений Филинина В.Ю. в судебных заседаниях следует, что с данным распоряжением он не согласен, так как просил выделить спорный земельный участок как дополнительный к уже существующему земельному участку, поэтому считает, что спорный земельный должен отводиться без проведения торгов. Дополнительный земельный участок требуется, так как на основном участке по <адрес>», нет места для размещения строений, которые планируется построить. Максимальный размер земельного участка, установленный в Златоустовском городском округе 2500 кв.м. Основной участок вместе с дополнительным не будут превышать указанную норму (л.д. 6-9, 49-50). С указанными доводами заявителя суд не может согласиться по следующим основаниям. В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ. Т.е. законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для целей индивидуального строительства, в порядке и на условиях установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами. Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ. Из содержания п. 1 ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Из положений ст. 22 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года № 171-ЗО «О земельных отношениях» к компетенции органов местного самоуправления в числе прочих относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. На территории Златоустовского городского округа действует положение «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», утвержденные решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811. В п. 5 положения указано, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Учитывая, что согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в иных правовых источниках должны соответствовать положениям настоящего кодекса, а так же, что ст. 301 ЗК РФ была введена позднее положения «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», суд полагает, что возникшие правоотношения должны регулироваться ст. 301 ЗК РФ. Из анализа положений ст. 301 Земельного кодекса РФ следует, что право выбора способа предоставленияземельногоучастка в аренду для индивидуального жилищного строительства отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который вправе по своему усмотрению определить, будет ли испрашиваемый земельныйучасток предоставлен заинтересованному лицу по результатам торгов либо на основании заявления гражданина путём публикации в периодическом печатном издании сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду земельногоучастка с указанием местоположения земельногоучастка, его площади, разрешённого использования. Таким образом, Администрация ЗГО вправе была принять решение об организации проведения торгов в отношении спорного земельного участка. Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предусмотрен п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Принятое решение о проведении работ по формированию земельного участка и организации проведения торгов на предоставление его в аренду соответствует порядку, определенному п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Позицию заявителя и его представителя о том, что спорный земельный участок они просили выделить, как дополнительный к уже существующему земельному участку и поэтому он должен был быть выделен без торгов, суд находит несостоятельной, так как такого понятия как дополнительный земельный участок Земельный кодекс РФ не содержит, данное обстоятельство так же не оспаривалось в ходе судебного разбирательства и самим заявителем и его представителем. Суд считает, что спорный земельный участок может быть выделен лишь в порядке, предусмотренном положениями главы V Земельного кодекса РФ. С учётом того, что заявление Филинина В.Ю. об отводе земельного участка поступило в Администрацию ЗГО ДД.ММ.ГГГГ, а распоряжение по данному заявлению было издано только ДД.ММ.ГГГГ, суд соглашается с доводами Филинина В.Ю. о том, что был нарушен установленный двухнедельный срок рассмотрения его заявления. Вместе с тем, данное нарушением не является основанием для признания распоряжения незаконным, так как не свидетельствует о его неправомерности, а так же о каком - либо нарушении прав и законных интересов заявителя Филинина В.Ю. Довод представителя заявителя о том, что у Администрации ЗГО предвзятое к отношение к их семье, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу не нашёл. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. На заявителе и его представителе лежала обязанность представить суду доказательства того, что в связи с предвзятым отношением, Администрацией ЗГО было принято решение о выставлении земельного участка на торги. Указанные обстоятельства были разъяснены Филинину В.Ю. и его представителю в судебном заседании (л.д. 54). Однако, какие - либо доказательства, однозначно свидетельствующие об этом, суду представлены не были и, кроме того, они опровергаются: ответом на запрос суда (л.д. 56), списком согласованных проектов ООО «ПСО Славик» в 2010 году (л.д. 61), списком проектов, разработанных ООО «ПСО Славик» и представленных в Управление архитектуры и градостроительства в 2010 году (л.д. 62-64), публикациями в газете «Златоустовский рабочий» решений комиссии по землеотводам (л.д. 57-60). Доводы представителя заявителя о том, что Администрация ЗГО должна отводить земельные участки под личное подсобное хозяйство без проведения торгов и публичного предложения с учётом положений ст. 34 ЗК РФ, ФЗ № «О личном подсобном хозяйстве», основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) следует, что Филинин В.Ю. обратился в Администрацию ЗГО с просьбой отвести земельный участок под строительство индивидуального жилого дома. Следовательно, к данным правоотношениям применимы лишь положения ст. 301ЗК РФ. Так же суд соглашается с позицией представителя Администрации ЗГО о том, что доводы истца относительно того, что спорный земельный участок вместе с тем, который уже находится в аренде у заявителя, не превышает 2500 кв.м., не имеет значения для данного дела, поскольку норма в 2500 кв.м. устанавливается для выкупа земельного участка в собственность. Доводы представителя заявителя о том, что на торги был выставлен земельный участок <адрес> а не участок по адресу: <адрес>, с восточной стороны земельного участка <адрес> какого-либо значения по существу рассматриваемого дела не имеет, поскольку заявителем не оспаривалось, что в распоряжении Администрации ЗГО речь шла именно о спорном земельном участке. Также при разрешении данного дела не имеет правового значения довод Филинина В.Ю. о том, что при проведении торгов на него дополнительно будут возложены расходы по приобретению земельного участка и при таком порядке предоставления земельного участка проходит гораздо больше времени до момента заключения договора аренды земельного участка. Изложенные мотивы не привели к немотивированному отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части принятия решения в отношении спорного земельного участка является законным и обоснованным, не нарушающим каких - либо прав и законных интересов заявителя Филинина В.Ю., в связи с чем заявленное требование о признании данного распоряжения незаконным не подлежит удовлетворению, а, как следствие этого, так же не может быть удовлетворено требование об обязывании Администрации Златоустовского городского округа предоставления Филинину В.Ю. земельного участка в аренду без проведения торгов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Отказать Филинину В.Ю. в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части принятия решения - поручить Управлению архитектуры и градостроительства сформировать земельный участок, примерной площадью 1020 кв.м, расположенный <адрес> после чего МУ «Комитет по управлению имуществом ЗГО» организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома; об обязывании Администрации Златоустовского городского округа предоставлении Филинину В.Ю. земельного участка, примерной площадью 1020 кв.м, расположенный по <адрес> (строительный), в аренду без проведения торгов. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд. Председательствующий Закирова С.Л.
председательствующего Закировой С.Л.