О признании распоряжения незаконным



Дело № 2-233/2011

Р Е Ш Е НИ Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                        05 марта 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Закировой С.Л.

при секретаре     Батуровой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Писаренко Д.И. о признании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа незаконным, обязании совершить действие,

у с т а н о в и л :

Писаренко Д.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части п. 63.24 об оставлении решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе до разработки проекта планировки и межевания данной территории; обязании Администрации ЗГО отвести ему земельный участок по адресу: <адрес> - строительный на условиях аренды.

В обоснование своих требований ссылается на то, что в феврале 2007 года обратился в комиссию по землеотводам Администрации ЗГО с заявкой на отвод земельного участка примерной площадью 1500 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> - строительный. В решении комиссии было указано на необходимость согласования возможности отвода земельных участков с МУ «Управление по экологии и природопользованию» и территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес>. В апреле 2007 года обратился в Роспотребнадзор, где ему пояснили, что для получения указанного в комиссии по землеотводам согласования, необходимо получить санитарно - эпидемиологическое заключение на земельный участок. А для его получения необходимо предоставить список документов, в том числе предоставить отчет «Об оценке воздействия намечаемого строительства на окружающую среду (ОВОС)». В дальнейшем заявитель обратился в ООО «Версия» <адрес>, для того чтобы сделать «ОВОС». Для проведения вышеуказанного расчета необходимо было предоставлять определенные данные, для получения которых требовались время и деньги. Однако уже в протоколе комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ была озвучена заявка, а в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отводе земельного участка по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома по заявлению Кортушовой А.П. Решением комиссии по землеотводам Кортушовой было отказано в отводе земельного участка ввиду нарушения норм ст. 43 Водного кодекса РФ, в дальнейшем в судебном порядке данное решение было признано незаконным. В июне 2010 года Писаренко Д.И. обратился в комиссию по землеотводам с заявлением о внесении изменений в решение комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ п. 63.24 в части согласования отвода спорного земельного участка и отведении его без ограничений. Решение комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ оставлено в силе до разработки проекта планировки и межевания данной территории. Заявитель полагает, что указанное распоряжение нарушает ст. 36 Конституции РФ и ст. 28 Земельного кодекса РФ.

В последующем уточнил требования, просил признать незаконным распоряжение в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории», обязать Администрацию отвести ему земельный участок по адресу <адрес> - строительный после проведения работ по формированию участка (л.д. 48).

Заявитель Писаренко Д.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

Представитель заявителя - Азаркова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), в судебном заседании на удовлетворении своих требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в уточнении к нему.

Представители Администрации Златоустовского     городского     округа     Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Писаренко Д.И. В письменном отзыве указано, что поскольку спорный земельный участок не сформирован, поэтому он не может быть предметом сделки и в связи с этим не может быть предоставлен какому - либо лицу. На сегодняшний день территория, на которой испрашивается земельный участок, не освоена. На данной территории отсутствуют дороги, проезды, отсутствует система канализаций и так далее. В связи с этим не представляется возможным отвести спорный земельный участок (л.д. 25-26).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ)

Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ Писаренко Д.И. обратился с заявлением на имя главы Златоустовского городского округа об отводе земельного участка (строительный), примерной площадью 1500 кв.м., расположенного <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 5).

В газете «Златоустовский рабочий» за ДД.ММ.ГГГГ опубликовано, что в Администрацию Златоустовского городского округа от Писаренко Д.И. поступило заявление на предоставление в аренду земельного участка примерной площадью 1500 кв.м., расположенного <адрес> для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 7).

Решением комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), опубликованным в газете «Златоустовский рабочий» за ДД.ММ.ГГГГ, заявителям, в том числе Писаренко Д.И., указано на необходимость согласования возможности отвода земельных участков с МУ «Управление по экологии и природопользованию» и территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес> (п. 63.24) (л.д. 9).

Данное решение заявителем не обжаловалось.

В июне 2010 года Писаренко Д.И. обратился в комиссию по землеотводам с заявлением о внесении изменения в п. 63.24 вышеуказанного решения в части согласования возможности отвода земельного участка по адресу: <адрес>, - строительный с МУ «Управление по экологии и природопользованию» и Территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес> и отводе испрашиваемого земельного участка без ограничений (л.д. 33).

Распоряжением Администрации Златоустовского городского округа - р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованному в газете «Златоустовский рабочий» за ДД.ММ.ГГГГ, решение комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) по пунктам 63.15, 63.24, 63.17, 63.18, 63.19 оставлено в силе до разработки проекта планировки и межевания данной территории (л.д. 13).

Из текста заявления в суд, объяснений представителя заявителя Азарковой Н.А. в судебных заседаниях следует, что с данным распоряжением Писаренко Д.И. не согласен в части того, что первоначальное решение 2007 года дополнено еще одним условием по предоставлению земельного участка, а именно до разработки проекта планировки и межевания данной территории. Полагает, что решением комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ должны были отвести земельный участок без каких - либо ограничений. Разработкой проекта планировки и межевания территории занимается Администрация Златоустовского городского округа. После разработки проекта планировки и межевания спорной территории её заявка учитываться не будет, земельный участок будет сформирован и выставлен на торги.

Указанные доводы заявителя суд находит обоснованными, а п. 63.24 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа - р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» об оставлении решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории» - незаконным.

Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).

В соответствии со ст. 36 (части 2 и 3) Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статьей 260 ГК РФ предусмотрено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Согласно п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.

Т.е. законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для целей индивидуального строительства, в порядке и на условиях установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ.

Из содержания п. 1 ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Из положений ст. 22 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года № 171-ЗО «О земельных отношениях» к компетенции органов местного самоуправления в числе прочих относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На территории Златоустовского городского округа действует положение «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», утвержденные решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811.

В п. 5 положения указано, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем ст.301 ЗК РФ, действующая с 01 октября 2005 года, закрепляет иной порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства.

Так, в соответствии с п. 3 ст.301 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в иных правовых источниках должны соответствовать положениям настоящего кодекса, а так же, что ст. 301 ЗК РФ была введена позднее положения «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», суд полагает, что возникшие правоотношения должны регулироваться ст. 301 ЗК РФ.

Из объяснений представителя Администрации Златоустовского городского округа и протокола рабочего совещания по вопросу предоставления земельных участков в санитарно - защитной и водоохраной зонах Большого - Тесьминского водохранилища от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отведение земельных участков на не застроенной территории (<адрес>), в санитарно - защитной и водоохраной зонах Большого Тесьминского водохранилища было приостановлено до разработки и утверждения проекта планировки и межевания. Ответственным лицом определена Администрация ЗГО (л.д. 32).

Суд полагает, что оспариваемое распоряжение Администрации Златоустовского городского округа с формулировкой - «до разработки проекта планировки и межевания данных территорий» не основано на законе, так как спорный земельный участок находится вне пределов зоны с особыми условиями использования, не изъят из хозяйственного оборота, запрет на его оборот неустановлен. Какие - либо иные основания для отказа Писаренко Д.И. в отводе спорного земельного участка органом местного самоуправления не приведены.

Доводы представителя Администрации ЗГО о том, что территория, на которой испрашиваются земельные участки, не освоена, на данной территории отсутствуют дороги, проезды, отсутствует система канализации и т.д., в связи с чем на сегодняшний день не представляется возможным отвести спорные земельные участки, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Более того, из пояснений представителя Администрации ЗГО следует, что до настоящего времени работы по проектированию планировки и межеванию территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не начаты, данная территория подлежит разработке только в 2015 году.

Испрашиваемый земельный участок согласно схеме зонирования территории города находится в зоне, предусматривающей новое строительство на свободных территориях, что представителями Администрации ЗГО не оспаривалось. В связи с чем, их довод о том, что участок расположен в санитарной зоне Большого Тесьминского водохранилища, суд находит несостоятельным.

Принятое органом местного самоуправления оспариваемое решение по существу об отказе заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка принято в нарушение требований закона, а также нарушает предусмотренное ст.28 ЗК РФ право граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Таким образом, требование заявителя о признании незаконным п. 3 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» об оставлении п. 63.24 решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории» подлежит удовлетворению.

В силу п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Судом установлено, что Писаренко Д.И. обратился с заявлением об отводе спорного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ещё ДД.ММ.ГГГГ. О поступлении заявки на отвод земельного участка Администрация ЗГО опубликовала сообщение в печатном органе. Работы по формированию земельного участка до настоящего времени не проведены, на торги участок не выставлялся, каких - либо заявок от иных граждан об отводе спорного земельного участка в Администрацию ЗГО за указанный период не поступило. При поступлении от Писаренко Д.И. данного заявления Администрация Златоустовского городского округа должна была принять решение в соответствии со ст.ст. 30, 30-1 ЗК РФ, положением «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», чего сделано не было.

Указанная процедура установлена в целях защиты прав иных граждан и юридических лиц на получение в пользование на праве аренды, либо на ином виде права, спорного земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на Администрацию ЗГО обязанность произвести отвод Писаренко Д.И. земельного участка по адресу <адрес> - строительный, для индивидуального жилищного строительства после проведения работ по формированию участка, поскольку испрашиваемый участок полностью соответствуют критериям предоставления, определенным Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в <адрес>.

Срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, заявителем не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что при обращении в суд с заявлением Писаренко Д.И. оплатил государственную пошлину в сумме 200 рублей (л.д. 2), суд полагает необходимым взыскать данную сумму в пользу заявителя с Администрации Златоустовского городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198, 254-258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Требования Писаренко Д.И. удовлетворить.

Признать незаконным п. 3 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» об оставлении п. 63.24 решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в силе в части слов «до разработки проекта планировки и межевания данной территории».

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа произвести отвод Писаренко Д.И. земельного участка, примерной площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> - строительный для индивидуального жилищного строительства после проведения работ по формированию земельного участка.

Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Писаренко Д.И. государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Закирова С.Л.

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200