о признании незаконным бездействия и обязании предоставить путевку



Дело № 2-447/11          

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 г.        г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Яковлевой А.А.,

при секретаре        Дербеневой Н.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловова И.И. к Государственному учреждению- Челябинское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице Златоустовского филиала , Министерству финансов РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия, обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

у с т а н о в и л :

Соловов И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Челябинское региональное отделение фонда социального страхования РФ (Златоустовский филиал № 5)- (далее- ГУ ЧРО ФСС РФ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ обязании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указал, что, являясь лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес ответчика с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ предоставив все необходимые для получения путевки медицинские документы. Однако до настоящего времени путевка истцу не предоставлена, сотрудники учреждения отвечают устным отказом без основания причин, что истец считает незаконным.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил суд признать незаконными бездействия Государственного учреждения- Челябинское региональное отделение фонда социального страхования РФ, выразившиеся в непредоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ обязать предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Соловов И.И. настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

         Определениями суда в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте».

Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ-л.д.31) с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.32-35). Суду пояснил, что Соловов И.И. обратился в ЗФ № 5 ГУ ЧРО ФСС РФ ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ., и представил справку по форме для получения путевки. В ДД.ММ.ГГГГ исполнительные органы ФСС осуществляли оплату стоимости путевок гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, согласно действующим государственным контрактам в пределах средств, предусмотренных ФЗ «О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и выделенных ФСС РФ. В связи с тем, что средства федерального бюджета, переданные ГУ ЧРО ФСС РФ на цели санаторно-курортного обеспечения граждан льготной категории, в ДД.ММ.ГГГГ были израсходованы полностью, исполнительный орган не имел возможности обеспечить в полном объеме потребности льготных категорий граждан по независящим от него причинам. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все санаторно-курортные путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления на предоставление путевок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Соловов И.И. остался не обеспеченным путевкой в ДД.ММ.ГГГГ. Соловов И.И. отказался от получения набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ заменив его ежемесячной денежной выплатой. С ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ- Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области. В настоящее время очередь истца на предоставление путевки по г. Златоусту.

        Представители соответчиков Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов РФ, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

       В письменном отзыве Министерства социальных отношений Челябинской области указано, что они являются не надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение переданы им с ДД.ММ.ГГГГ, а предметом иска является обеспечение санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-50).

         В письменном отзыве Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа (л.д.13) указано, что Соловов И.И. состоит на учете в УСЗН ЗГО, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244/1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС». В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, Министерствам социальных отношений Челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронной базы данных. В переданных документах и базе данных Соловов И.И., как лицо, нуждающиеся в предоставлении санаторно-курортной путевки не значится.

         В письменном ответе на судебный запрос Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» указало, что Соловов И.И. обращался с заявлением о предоставлении полного набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Соловов И.И. не должен предоставляться набор социальных услуг (л.д.54).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Соловов И.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Соловов И.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.5).

В соответствии со ст. ст. 6.7 Федерального закона от 17.07.99 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой. Порядок обращения лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.99г. № 178-ФЗ1, в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу ч. 2. ст. 6.3 названного Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.04 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 99 г. N 178-ФЗ.

В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Соловов И.И. обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ. (заявление-л.д.36, выписка из журнала регистрации заявлений-л.д.60-61). К заявлению приложена справка для получения путевки формы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

Суд признает незаконным бездействие ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ, выразившееся в не предоставлении Соловов И.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, нарушающим его права.

Из материалов дела следует, что Соловов И.И. своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.04 N 328, обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с необходимыми для этого документами. В связи с чем, у Фонда возникла обязанность предоставить санаторно-курортную путевку заявителю в ДД.ММ.ГГГГ., что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка.

Федеральный закон от 17.07.99 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.04 N 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств.

Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.04г. № 864), финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4).

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19).

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20).

Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).

Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Соловов И.И. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ.

Отказ Соловов И.И. от набора социальных услуг начиная с ДД.ММ.ГГГГ также не является основанием для освобождения ответчика от обязанности предоставления санаторно-курортной путевки за ДД.ММ.ГГГГ

Между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2428-р.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ- Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области.

         В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений <адрес>, Министерствам социальных отношений челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронной базы данных. В переданных документах и базе данных Соловов И.И., как лицо, нуждающиеся в предоставлении санаторно-курортной путевки не значится. Как было установлено в судебном заседании, заявление истца и приложенные к нему документы не были переданы ГУ ЧРО ФСС РФ в Министерство социальных отношений, так как Соловов И.И. отказался с ДД.ММ.ГГГГ от набора социальных услуг, однако, как уже указывалось выше, это обстоятельство не является основанием для непредоставления истцу путевки за ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт бездействия Государственное учреждение Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившийся в непредоставлении Соловов И.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

Обязанность по предоставлению Соловов И.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ необходимо возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области. Данная путевка должна быть предоставлена за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

          Исковые требованияСоловова Игоря Ивановича к Государственному учреждению-Челябинское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Министерству финансов РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия, обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившееся в непредоставлении Соловову И.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Соловову И.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующую профилю лечения его заболевания за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                                  А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200