Дело № 2-1059/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 мая 2011года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Закировой С.Л. при секретаре Батуровой О.С. с участием прокурора Козловой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Нава» о возложении обязанности, у с т а н о в и л : Прокурор <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Нава» с требованием об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ООО «Нава» в соответствии с Уставом осуществляет фармацевтическую деятельность, в том числе: оптовая и розничная продажа медикаментов, изделий медицинского назначения. В связи с указанной деятельностью ООО «Нава» имеет сеть аптек в <адрес>, в том числе аптеку №, расположенную по адресу: <адрес>. В нарушение требований закона в здании указанной аптеки отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Отсутствие условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание аптеки нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ, а так же права на социальную защиту и социальную поддержку. Аналогичные требования прокурор <адрес> предъявил к ответчику по зданию аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>ёная, 18; по зданию аптеки №, расположенной по <адрес> по зданию аптеки №, расположенной по <адрес> Определением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ перечисленные иски были объединены в одно производство для дальнейшего совместного рассмотрения, поскольку в них участвуют одни и те же стороны, заявлены аналогичные требования, объединение дел способствует правильному и своевременному рассмотрению и разрешению споров и уменьшению судебных расходов, связанных с извещением участников процесса (л.д. 29). В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Представитель ответчика ООО «Нава» Вавилин С.Б., действующий на основании устава общества и решения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17, 10), в судебном заседании требования прокурора <адрес> признал в полном объеме. Указал, что ООО «Нава» в добровольном порядке готово обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания аптек ООО «Нава» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установив пандусы в соответствии с требованиями СНиП. Для обеспечения условия беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки №, расположенной <адрес> готов проект по установке пандуса. Проект установки пандуса в аптеке, расположенной <адрес> находится в разработке. ООО «Нава» добровольно установит пандусы в здание аптеки №, расположенной по <адрес>, в здание аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>. Проектов установки пандусов в указанных аптеках не требуется. Третье лицо Вавилин С.Б. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора <адрес> не возражал. Указал, что как собственник нежилых помещений: аптеки №, расположенной по <адрес>; аптеки №, расположенной по <адрес>, не возражает против установки пандусов для беспрепятственного доступа инвалидов в зданиях указанных аптек. Представитель третьего лица Вавилиной Н.Э. - Вавилин С.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал. Указал, что Вавилина Н.Э., как собственник нежилого помещения аптеки №, расположенной <адрес> не возражает против установки пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года № 832. Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров иустройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами понимается комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий. Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования инвалидов объектами транспорта, средствами связи и информации, а так же последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года «Об утверждении порядка реализации требований доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Санитарными нормами и правилами 3501-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 73 от 16 июля 2001 года, предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильной группы населения, с поверхности земли (п. 3.13). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п. 3.32). Как установлено из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нава» было зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 8, 9). Согласно п. 2 ст. 3 Устава, ООО «Нава», в числе прочего, осуществляет фармацевтическую деятельность, в том числе: оптовую и розничную продажу медикаментов, изделий медицинского назначения (л.д. 12- оборот). В связи с указанной деятельностью ООО «Нава» имеет в <адрес> сеть аптек, в том числе: аптеку №, расположенную по адресу: <адрес>; аптеку №, расположенную <адрес>; аптеку №, расположенную <адрес> аптеку №, расположенную <адрес> (сведения - л.д. 6, выписка из ЕГРЮЛ - л.д. 20-24). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Нава» является собственником нежилого помещения - аптеки №, расположенного по <адрес> (л.д.7). Собственником нежилых помещений - аптеки №, расположенной по <адрес>, а так же аптеки №, расположенной <адрес> является Вавилин С.Б. (л.д. 37, 96). На основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, указанные нежилые помещения переданы ООО «Нава» для использования в целях, определяемыми уставными задачами юридического лица (л.д. 38, 39, 97, 98). Собственником нежилого помещения - аптеки №, расположенного <адрес> является Вавилина Н.Э. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, указанное нежилое помещение передано ООО «Нава» для использования в целях, определяемыми уставными задачами юридического лица (л.д. 68, 69, 70). Прокурор <адрес> в обоснование своих требований указывает, что в нарушение положений действующего законодательства в зданиях аптек ООО «Нава» отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В судебном заседании представитель ответчика Вавилин С.Б. исковые требования признал в полном объеме, о признании иска заявил добровольно, просил суд принять признание исковых требований. Порядок и последствия признания ответчиком исковых требований по ст. 39, 173 ГПК РФ ответчику разъяснены судом и понятны. В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Согласно положениям действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения. Суд полагает, что с учётом своего назначения аптеки ООО «Нава» относятся к объектам социальной инфраструктуры. С учетом признания иска ответчиком, установленного отсутствия условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здания аптек, принадлежащих ООО «Нава», что приводит к нарушению прав инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ, а так же права на социальную защиту и социальную поддержку, суд находит заявленные требования прокурора <адрес> о возложении на ООО «Нава» обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания вышеуказанных аптек законными и обоснованными. Срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным, не нарушает каким - либо образом права ответчика. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в доход Златоустовского городского округа. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Нава» удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Нава» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов: в здание аптеки №, расположенной <адрес> в здание аптеки №, расположенной <адрес> в здание аптеки №, расположенной <адрес> в здание аптеки №, расположенной <адрес> Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Нава» в доход Златоустовского городского округа государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд. Председательствующий С.Л. Закирова РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ