Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 февраля 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Квашниной Е.Ю., при секретаре Бедрик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с участием прокурора Козловой С.Г., истца Манторова К.А., представителя ответчика администрации ЗГО Мезенова Е.В., гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Манторова К.А. к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор г. Златоуста в интересах Манторова К.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа просит обязать администрацию ЗГО предоставить Манторова К.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м, соответствующее санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте Златоустовского городского округа (л.д. 2-5). В обоснование заявленных требований прокурор г. Златоуста ссылается на то, что истец Манторова К.А. является инвалидом второй группы, страдает открытой формой туберкулеза, состоит на учете в ГУЗ «Областная туберкулезная больница №». Распоряжение главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № Манторова К.А. был включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как страдающий тяжелой формой заболевания. Манторова К.А. проживает в комнате жилой площадью 9,5 кв.м., расположенной в коммунальной 3-х комнатной квартире по адресу: <адрес>, совместно с мамой ФИО5, тетей ФИО6 В соответствии с п. 5 ст. 14 ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ч. 2 ст. 52, п.п. 3 п.2 ст. 57 ЖК РФ, он имеет право на получение вне очереди благоустроенного изолированного жилого помещения, исходя из установленной органом местного самоуправления нормы предоставления жилого помещения и требований ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, общей площадью не менее 20 кв.м в черте Златоустовского городского округа. В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям. Манторова К.А. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-40) с исковыми требованиями не согласен по изложенным в отзыве на иск основаниям (л.д. 58). Как следует из отзыва на иск, в соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» страдающим заразной формой туберкулеза лицам, проживающих в указанных в статье жилых помещениях, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъекта РФ. Однако, на территории Челябинской области такого закона до настоящего времени не принято. В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилого фонда предоставляются только малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. Жилищное законодательство не предусматривает возможность обеспечения органами местного самоуправления жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, не являющихся нуждающимися в жилых помещениях и не состоящих на учете, поскольку они, как того требует ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, в установленном порядке не наделены государственными полномочиями по предоставлению таким гражданам жилых помещений. Кроме того, Манторова К.А. распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно был включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, ввиду того, что не признан малоимущим и нет оснований для признания его нуждающимся в жилье. Третьи лица: Правительство Челябинской области и Министерство финансов РФ в лице УФК по Челябинской области о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.72-73,75-76). Согласно отзыву Правительства Челябинской области на исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-56), в силу ст. 13 ЖК РФ, ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами за счет средств бюджета субъекта РФ, не отнесены вопросы обеспечения жильем инвалидов и лиц, страдающих тяжелыми формами отдельных хронических заболеваний. Законодательством Челябинской области также не предусмотрено обеспечение таких больных жилыми помещениями за счет средств бюджета области. Поскольку нормы ЖК РФ (ст. 13 ЖК) имеют высшую юридическую силу по сравнению с ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», то истцу может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с п.2 и 3 ст. 57 ЖК РФ. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Манторова К.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец Манторова К.А. является инвалидом первой группы по общему заболеванию (л.д. 63-64), страдает фиброзно-кавернозным туберкулезом в фазе инфильтрации, II Б МБТ (+) МЛУ Н, S, Е, диагноз соответствует А 15.0 по МКБ-10, входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и состоит на учете в ГУЗ «Областная туберкулезная больница №», что подтверждается справкой филиала № ФГУ «ГБ МСЭ по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-64), актом ГУЗ «ОТБ №» обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), выписным эпикризом из истории болезни № (л.д. 19), справками ГУЗ «ОТБ №» № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 27), № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 32), ответчиком не оспорено. Как следует из акта ГУЗ «ОТБ №» обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), адресной справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), карточки лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), справки (выписки из поквартирной карточки о составе семьи и регистрации по месту жительства) от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.20), справки о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), копии поквартирной карточки (л.д.79), истец проживает в 4-х этажном доме на 2 этаже, занимает 1 комнату площадью 9,5 кв.м. с мамой и тетей в 3-х комнатной коммунальной <адрес>. Жилое помещение имеет водопровод, канализацию, централизованное отопление, места общего пользования на 2-х хозяев (л.д.65-67). Указанная комната принадлежит на праве собственности ФИО6, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). ДД.ММ.ГГГГ истец Манторова К.А. обратился в администрацию ЗГО с заявлением на имя Главы ЗГО о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в связи с болезнью и правом на внеочередное получение жилья (л.д.9). К заявлению были приложены необходимые документы, подтверждающие его нуждаемость в жилом помещении, как больного заразной формой туберкулеза, а именно: акт обследования жилищных условий ГУЗ «ОТБ №», справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, адресная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отсутствии у него на праве собственности объектов недвижимости, транспортных средств (л.д. 10-18,20-23). Распоряжением главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении Манторова К.А., страдающего тяжелой формой заболевания, в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма» на основании п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ истец включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения на договору социального найма (л.д.25-26). В соответствии со ст. 1, п. 5 ст. 14 ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), больным заразными формами туберкулеза, то есть активной формой туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется из государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, закон Челябинской области, который бы определял порядок предоставления жилых помещений определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, до настоящего времени не принят. Статьями 51 и 52 ЖК РФ определен порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 4 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Эта норма обеспечивает защиту прав лиц, в составе семьи которых есть такой больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. Указанная категория граждан признается нуждающейся в жилом помещении и обеспечивается им в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет и из нормы предоставления (ч. 1, 5 ст. 57 ЖК РФ). Истец Манторова К.А. как лицо, страдающее заразной активной формой туберкулеза, является нуждающимся в жилом помещении, признан таковым распоряжением Главы ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д. 25). Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и письма зам.Главы ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83), указанное распоряжение в установленном порядке не отменялось и не изменялось. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2005 г. № 378, предусмотрены активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, код заболеваний по МКБ-10 А15-А19. Судом установлено, что истец страдает активной формой туберкулеза в фазе инфильтрации, код заболевания по МКБ-10 А15.0 (л.д. 27,32), проживает в комнате в коммунальной квартире на двух хозяев, состоящей из трех комнат, в которой истцу отдельную комнату выделить нельзя (л.д.65-67,80-82), совместное проживание граждан с ним вместе в одной квартире невозможно. Ссылку представителя ответчика на то, что жилое помещение, где в настоящее время проживает истец, занято одной семьей, а не двумя и более, как это требует п.п. 4 ч.1 ст. 51, п.п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, данное жилое помещение имеет отдельный вход из коридора, является изолированным от других жилых помещений в доме, суд находит несостоятельной, поскольку, данный обстоятельства опровергаются пояснениями истца, поквартирными карточками, актом обследования жилищных условий ГУЗ «ОТБ №», техническим паспортом на квартиру, выданному ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (л.д.20,78-79, 80-82), из которых следует, что <адрес> в <адрес> является коммунальной, комната площадью 9,5 кв.м. в которой проживает Матноров К.А. является изолированной, однако кухня и места общего пользования в квартире являются общими на две семьи (л.д.80-82). Кроме истца, его матери и тети, в спорной квартире зарегистрирован по месту жительства ФИО9, который не является членом семьи Манторова К.А. (л.д.78-79). Указанные обстоятельства подтверждают объективную нуждаемость истца в жилом помещении и дают ему право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне. Норма предоставления жилого помещения на территории Златоустовского городского округа установлена решением Собрания депутатов № 22-ЗГО от 06.05.2009 г. и составляет не менее 10 кв.м и не более 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, истец Манторова К.А. имеет право на получение благоустроенного изолированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м в черте г. Златоуста. Доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, что Манторова К.А. ошибочно распоряжением главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и то, что органы местного самоуправления в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляют жилые помещения исключительно тем гражданам, которые занимают жилые помещения по договорам социального найма, при условии, что они являются малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными. Указанные нормы ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет. Нахождение гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч 5 ст. 57 ЖК РФ). Вместе с тем, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Ни часть 2 ст. 57 ЖК РФ, ни иная норма ЖК РФ, не предполагают включение гражданина в какую-нибудь очередь при предоставлении жилого помещения вне очереди и не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди, путь даже по списку внеочередников. Кроме того, распоряжение Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении Манторова К.А., страдающего тяжелой формой заболевания, в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма» не отменено, изменения в него не вносились (л.д.25, 83). Из пояснений истца и материалов дела следует, что в марте 2009 г. в связи с предоставлением жилого помещения по списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний по ЗГО, Манторова К.А. пригласили в отдел жилищной политики администрации ЗГО, где выдали талон для осмотра жилой площади по адресу: <адрес>. Как пояснил истец, данная квартира находится на первом этаже жилого дома, дом без фундамента, половые доски в квартире настелены на землю, от земли сырость. В квартире не предусмотрено горячее водоснабжение, газовая плита находилась в неисправном состоянии, канализационная система также не работала, электропроводка была оборвана, электроэнергии не было, и несмотря на то, что в квартире была свежая побелка и покраска, он отказался от данного жилого помещения. Затем ему предложили для осмотра комнату по адресу: <адрес>, в доме - бывшем общежитии коридорного типа. На этаже 15-20 комнат, общий туалет и душевая. В комнату он не входил, так как дверь была закрыта, и в ней находились чужие вещи, что было видно через замочную скважину. От данного жилого помещения он также отказался, указав в талоне осмотра, что нет условий для проживании больного туберкулезом. Пояснения истца подтверждаются письмами отдела жилищной политики администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28,29), талонами для осмотра жилой площади (л.д.30,31). Ссылку представителя ответчика на то, что предложенные Манторова К.А. для осмотра жилые помещения по <адрес> и <адрес> соответствовали санитарным и техническим требованиям, были пригодны для проживания лица, страдающего заразной формой туберкулеза, но истец необоснованно отказался от заселения в эти жилые помещения, суд считает несостоятельной, поскольку соответствующих доказательств в обоснование этих доводов ответчиком не представлено. Доводы администрации ЗГО о том, что орган местного самоуправления не наделен государственными полномочиями по предоставлению истцу, страдающему заразной формой туберкулеза, изолированного жилого помещения, и возложение на ответчика обязанности по обеспечению Манторова К.А. жильем приведет к его дополнительным расходам, так как находящееся в муниципальной собственности жилое помещение предназначено для реализации целей именно муниципального образования, а не субъекта РФ, не могут являться основанием для отказа в иске. Частью 3 статьи 49 ЖК РФ в редакции ФЗ от 29.12.2006 г. № 250-ФЗ определено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (то есть не малоимущим, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Это указание базируется на конституционном положении: органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, отсутствие закона субъекта РФ о порядке предоставления таким гражданам жилой площади, а также отсутствие наделения муниципальных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не могут служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. Жилое помещение лицу, страдающему заразной формой туберкулеза, из муниципального жилищного фонда по договору социального найма должно быть предоставлено в установленном главой 7 ЖК РФ порядке, поскольку иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Предоставление администрацией ЗГО истцу жилого помещения, предназначенного для реализации собственных полномочий муниципального образования, не умаляет право ответчика на компенсацию из бюджета субъекта РФ дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. 132,133 Конституции РФ). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд, р е ш и л : Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Манторова К.А. к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма, - удовлетворить. Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Манторову К.А. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требования и находящееся в черте г. Златоуста. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий Е.Ю.Квашнина Решение не вступило в законную силу