Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 февраля 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Квашниной Е.Ю., при секретаре Бедрик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с участием прокурора Козловой С.Г., истца Лебенковой Н.И., представителя ответчика администрации ЗГО Зверева Д.Б., гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Лебенковой Н.Г. к администрации Златоустовского городского округа об обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор г. Златоуста в интересах Лебенковой Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа (далее - администрация ЗГО), в котором просит обязать ответчика предоставить истице на семью, состоящую из трех человек, в том числе Ваганов А.Б., ФИО6 вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное, равнозначное по количеству комнат, по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 60,9 кв.м, в том числе жилой площадью 41,1 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте г. Златоуста (л.д. 2-5). В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что истица вместе со своими детьми Ваганов А.Б., Лебенков А.Б. зарегистрирована по месту жительства и проживает в принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию Златоустовский городской округ 3-х комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный дом на основании распоряжения Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № признан непригодным для проживания и включен в реестр ветхоаварийного жилья ЗГО. Письмом администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с реализацией областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также сносом аварийных домов, Лебенковой Н.И. было предложено предоставить в жилищный отдел администрации ЗГО необходимые документы. Соответствующие документы Лебенковой Н.И. были предоставлены в жилищный отдел администрации ЗГО. Администрацией ЗГО Лебенковой Н.И. на семью из 3 человек было предложено для осмотра жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 51,3 кв.м. по адресу: <адрес>, взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 60,9 кв.м. От занятия данного жилого помещения Лебенковой Н.И. отказалась. При предоставлении Лебенковой Н.И. двухкомнатной квартиры администрацией ЗГО не было учтено, что ранее семья Лебенковой Н.И. занимала отдельную квартиру состоящую из 3-х комнат, общая площадь которой составляла 60,9 кв.м., тогда как площадь предоставляемой квартиры составляет 51,3 кв.м. В судебном заседании прокурор, уточнив исковые требования исходя из данных технического паспорта занимаемого истицей жилого помещения, просит по указанным выше основаниям обязать ответчика предоставить истице на семью из трех человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 59,8 кв.м, в том числе жилой площадью 40,2 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте г. Златоуста. Истица Лебенковой Н.И. просит заявленные в её интересах исковые требования прокурора г. Златоуста удовлетворить. Представитель ответчика администрации ЗГО Зверев Д.Б., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29) с исковыми требованиями не согласен по изложенным в отзывах на иск основаниям (л.д. 30, 44-47), из которых следует, что в порядке расселения граждан из ветхо-аварийного жилья в рамках областной целевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Лебенковой Н.И. в связи с отсутствием трехкомнатных квартир общей площадью не менее 60,9 кв.м было предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 51,3 кв.м. После осмотра предложенной квартиры истица дала согласие на вселение в квартиру и подписала талон осмотра жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ с Лебенковой Н.И. на основании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в эту квартиру на момент рассмотрения дела она с семьей вселилась. Таким образом, администрация ЗГО выполнила свою обязанность по переселению семьи истицы из аварийного жилья. Кроме того, согласно нормам жилищного законодательства органы местного самоуправления не вправе обеспечивать граждан во внеочередном порядке жилыми помещениями по договору социального найма, если они не признаны малоимущими и не состоят на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истица не признана малоимущей, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит. В связи с чем, оснований для удовлетворения её исковых требований не имеется. Третьи лица Лебенков А.Б., Ваганов А.Б. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. 74-75). Ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержали в полном объеме. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Лебенковой Н.И. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истица Лебенковой Н.И. ДД.ММ.ГГГГ г., её сыновья Ваганов А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ., Лебенков А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма постоянно проживали в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (выписки из поквартирной карточки о составе семьи и регистрации по месту жительства, справки-л.д.14,17-21, копия поквартирной карточки - л.д.64). Согласно п. 3 заключенного между администрацией ЗГО и истицей договора социального найма указанного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15) совместно с нанимателем Лебенковой Н.И. в жилое помещение вселены в качестве членов ее семьи сыновья Ваганов А.Б., Лебенков А.Б. Квартира № в <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности муниципального образования Златоустовский городской округ, что представителем ответчика не оспаривается. Из договоров социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) ДД.ММ.ГГГГ(л.д.15), справок (выписок из поквартирной карточки о составе семьи и регистрации по месту жительства) (л.д.14,17-21), копии поквартирной карточки о составе семьи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64), карточек лицевого счета (л.д. 18-21), 3-х комнатная <адрес> в <адрес> имеет общую площадь 60,9 кв.м., жилую площадь 41,10 кв.м. Вместе с тем, согласно техническому паспорту на указанную квартиру, составленному ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-63), общая площадь этой трехкомнатной квартиры составляет 59,8 кв.м., жилая площадь 40,2 кв.м.. На основании чего в договоре социального найма, поквартирной карточке и лицевом счете на данную квартиру указаны иные общая и жилая площади, представитель ответчика пояснить не может. Оценив представленные доказательства в их совокупности суд считает установленным, что истица и члены её семьи фактически проживали в квартире <адрес> в <адрес>, состоящей из трех комнат, имеющей общую площадь 59,8 кв.м, в том числе жилую 40,2 кв.м. Согласно акту о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, в результате обследования жилого дома межведомственная комиссия пришла к выводу, что <адрес> в <адрес>, согласно требованиям «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для проживания» в соответствии с п. 3.4 следует отнести к непригодным для проживания, так как устранение выявленных дефектов экономически нецелесообразно (л.д. 48). Распоряжением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта межведомственной комиссии об отнесении жилых домов к категории непригодных для проживания» указанный акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден, на МУ «КГХ» возложено обеспечение переселения жителей в помещения муниципального маневренного жилищного фонда и снос зданий (л.д. 49,50). Фактически, как следует из пояснений представителя ответчика, расселение жильцов <адрес> в <адрес> в маневренный жилищный фонд не производилось. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом внесен в реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на территории ЗГО (л.д. 60-61). Объективная нуждаемость истицы в жилом помещении ответчиком не оспаривается. Отделом жилищной политики администрации ЗГО письмами № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8,9) истице для решения вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого предложено обратиться в администрацию ЗГО и предоставить необходимые документы. Истицей необходимые документы в администрацию ЗГО были предоставлены (л.д.10-21). Из письма заместителя главы ЗГО ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22) следует, что на заседании межведомственной комиссии по распределению жилья ЗГО был рассмотрен вопрос о распределении жилых помещений в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городах и района Челябинской области» и утверждении списков по распределению жилых помещений в <адрес>;. Лебенковой Н.И., как нанимателю жилого помещения общей площадью 60,9 кв.м по <адрес> распределено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 51,3 кв.м. Предоставить квартиру общей площадью 60,9 кв.м. нет возможности по причине отсутствия трехкомнатных квартир общей площадью 60,9 кв.м. Для осмотра предоставляемого жилого помещения истице и ее сыновьям был выдан талон для осмотра квартиры по <адрес> (л.д. 23). Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что после осмотра указанной квартиры она отказалась от вселения в нее, поскольку квартира меньшей площади и состоит из 2-х комнат. Однако, специалист жилищного отдела администрации ЗГО Венгеровская ей сказала, что если они откажется от предложенной ей квартиры, то ее отдадут другим людям, ее принудительно выселят из квартиры в <адрес>, а дом снесут. В связи с изложенными обстоятельствами истица была вынуждена согласиться на вселение в предоставленную квартиру, поскольку проживание в аварийном <адрес> было невозможным. ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № между администрацией ЗГО и Лебенковой Н.И. был заключен договор № социального найма жилого помещения- двухкомнатной квартиры общей площадью 51,3 кв.м., жилой площадью 31,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Прокурор и истица в обоснование иска ссылаются на то, что при предоставлении двухкомнатной квартиры администрацией ЗГО не было учтено, что ранее истица с семьей занимала отдельную трехкомнатную квартиру, общая площадь которой составляла 59,8 кв.м. Указанные доводы прокурора в обоснование предъявленных в интересах истицы Лебенковой Н.И. исковых требований основаны на законе. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется из государственного или муниципального жилищного фонда. Статьями 51 и 52 ЖК РФ определен порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одним из таких оснований, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, является проживание граждан в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статьей 85 ЖК РФ определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из него с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. В силу ст.ст. 87, 89 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, при этом, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Таким образом, предоставление в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных жилых помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимися в пользовании. Предоставление истице на семью из трех человек в декабре 2010 г. двухкомнатной квартиры по договору социального найма по <адрес> не освобождает ответчика от обязанности обеспечения истицы жилым помещением по договору социального найма в соответствии с требованиями ст. 89 ЖК РФ. Поскольку судом установлено, что истица и члены её семьи фактически проживали в <адрес> в <адрес>, состоящей из трех комнат, имеющей общую площадь квартиры 59,8 кв.м, в том числе жилую 40,2 кв.м, суд считает, что истица и проживающие вместе с ней члены семьи имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ст. 85, 87 ЖК РФ, в виде отдельной трехкомнатной квартиры, благоустроенной, равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 59,8 кв.м., в том числе жилой площади 40,2 кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящейся в черте города Златоуста. Доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, что органы местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 85-89 ЖК РФ предоставляют жилые помещения исключительно тем гражданам, которые занимают жилые помещения по договорам социального найма, при условии, что они являются малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными. Указанные нормы ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет. Нахождение гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч 5 ст. 57 ЖК РФ). Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Утвержденное Постановлением Главы ЗГО № 147-п от 05.06.2009 г. «Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу и выкупа помещений, являющихся собственностью граждан и юридических лиц», на нормы которого также ссылается ответчик в обоснование возражений на исковые требования устанавливает порядок и определяет единые условия предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, расположенного в многоквартирном жилом доме, подлежащем сносу (пункт 2), и также не предусматривает возможность предоставления органом местного самоуправления жилых помещений взамен признанных ветхоаварийными только тем гражданам, которые в установленном законом порядке признаны малоимущими и состоящими на учете нуждающихся в жилых помещениях (пп.1 пункта 11, пункт 17). Включение признанного аварийным жилого дома по <адрес> в <адрес> в Перечень многоквартирных домов, на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» не исключает обязанности администрации ЗГО по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд, р е ш и л : Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересахЛебенковой Надежды Ивановны к администрации Златоустовского городского округа об обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма, - удовлетворить. Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Лебенковой Н.Г. на состав семьи из трех человек, в том числе: Ваганова А.Б., Лебенкова А.Б., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в виде отдельной квартиры иным требованиям законодательства и находящееся в черте города Златоуста, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площади не менее 59,8 кв.м., по жилой площади не менее 40,2 кв.м и состоящее не менее чем из трех жилых комнат. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий Е.Ю.Квашнина Решение не вступило в законную силу