Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 марта 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Квашниной Е.Ю. при секретаре Бедрик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Казаковой Т.Б., представителя ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ Романенко С.В., представителя ответчика УСЗН ЗГО Серебряковой Н.Н., гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Опрышко Ф.Ш. к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении путевки, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, у с т а н о в и л : Прокурор г. Златоуста в интересах Опрышко Ф.Ш. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ ЧРО ФСС РФ и просит признать незаконным отказ ГУ ЧРО ФСС РФ в предоставлении Опрышко Ф.Ш. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ г., обязать ГУ ЧРО ФСС РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-4). В обоснование заявленных требований указал, что Опрышко Ф.Ш. является инвалидом 2 группы бессрочно и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив необходимые для получения путевки медицинские документы. Однако, путевка ей предоставлена не была. Отказ Опрышко Ф.Ш. в ДД.ММ.ГГГГ от получения набора социальных услуг не является основанием для освобождения ГУ ЧРО ФСС РФ от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку за ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такую обязанность в установленный срок ответчик не выполнил по независящим от Опрышко Ф.Ш. обстоятельствам. Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, УСЗН ЗГО, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области (л.д. 25, 41-42) Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор г. Златоуста уточнил и дополнил исковые требования в интересах Опрышко Ф.Ш., предъявив их к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, в котором просит признать незаконным отказ ГУ ЧРО ФСС РФ в предоставлении Опрышко Ф.Ш. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, обязать Министерство социальных отношений Челябинской области, УСЗН ЗГО предоставить Опрышко Ф.Ш. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47,48). В судебном заседании прокурор г. Златоуста на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным выше основаниям. Истец Опрышко Ф.Ш. о времени и месте слушания дела извещена, в судебное заседание не явилась, на иске настаивает, просит дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 98). Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ Романенко С.В., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-20), из которого следует, что Опрышко Ф.Ш. заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ЗФ № ГУ ЧРО ФСС РФ подано ДД.ММ.ГГГГ В день обращения с заявлением Опрышко Ф.Ш. было получено уведомление о принятии заявления. Поскольку средства фонда социального страхования используются строго на определенные цели, выделяются в ограниченном количестве менее заявленной потребности, Опрышко Ф.Ш. осталась необеспеченной санаторно-курортной путевкой на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку к окончанию ДД.ММ.ГГГГ все приобретенные за счет средств федерального бюджета санаторно-курортные путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления ранее. В связи с отказом истицы от набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ. Опрышко Ф.Ш. была исключена из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утратила право на предоставление путевки и исключена из списков лиц на получение санаторно-курортной путевки. Представитель ответчика УСЗН ЗГО Серебрякова Н.Н., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80) с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на иск № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81), из которого следует, что в соответствии с соглашением между ГУ ЧРО ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, последнему переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронная база данных. В переданных документах и базе данных Опрышко Ф.Ш., как нуждающаяся в предоставлении санаторно-курортной путевки, не значится. На УСЗН с ДД.ММ.ГГГГ.возложена обязанность только по приему документов от лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, и направление документов в Министерство социальных отношений области. Предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение УСЗН не занимается. Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.93-94) Согласно представленному отзыву на исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93-94), между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №. Считает, что Министерство социальных отношений Челябинской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение переданы им с ДД.ММ.ГГГГ, а предметом иска является обеспечение санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.96). Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ФИО7 является инвалидом II группы по общему заболеванию (справка МСЭ № - л.д.5). В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ1 в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе инвалидам. В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка). Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка). Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Опрышко Ф.Ш. обратилась в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ (заявление л.д.22). К заявлению была приложена справка для получения путевки формы № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.23). Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ЗФ № ГУ ЧРО ФСС РФ довёл до сведения Опрышко Ф.Ш., что ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ принято на учет для предоставления санаторно-курортной путевки по профилю лечения болезни опорно-двигательного аппарата. Путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена ей в установленном порядке, с учетом даты подачи заявления. О выделении путевки и сроках ее получения Опрышко Ф.Ш. будет уведомлена дополнительно (л.д.24). До настоящего времени истица путевкой на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не обеспечена, что ответчиками не оспаривается. ДД.ММ.ГГГГ по факту не предоставления путевки Опрышко Ф.Ш. обратилась в прокуратуру с жалобой (л.д. 6-7). Согласно ответу Златоустовского филиала № ГУ ЧРО ФСС РФ на запрос прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ путевка Опрышко Ф.Ш. не была предоставлена в связи с недостаточным финансированием (л.д. 9-11). Суд считает отказ ГУ ЧРО ФСС РФ в предоставлении Опрышко Ф.Ш. путевки на санаторно-курортное лечение за 2009 год незаконным, нарушающим ее права. Поскольку истица своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг, обратилась в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с приложением необходимых документов, то у Фонда социального страхования возникла обязанность предоставить ей санаторно-курортную путевку в 2009 году, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств. Статьями 7, 10 Федерального закона от 25.11.2008г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что в 2009 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных ФЗ "О государственной социальной помощи", в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.Объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, на 2009 год определяется в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных. постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4). Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19). Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20). Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21). Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Опрышко Ф.Ш. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не были лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ. Согласно справки ГУ УПФР в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ, Опрышко Ф.Ш. заявлением от ДД.ММ.ГГГГ отказалась. от получения набора социальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 36). Отказ истицы от набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ также не является основанием для отказа в удовлетворении её исковых требований, поскольку обязанность по предоставлению путевки ГУ ЧРО ФСС РФ в установленный законом срок не выполнил по независящим от истицы обстоятельствам. На основании изложенного, суд находит установленным факт бездействия ГУ ЧРО ФСС РФ, выразившийся в не предоставлении Опрышко Ф.Ш. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ Между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено Соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области (л.д.54-71). В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронная база данных, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( акт - л.д. 72). Как следует из пояснений представителей ГУ ЧРО ФСС и УСЗН ЗГО, документы на Опрышко Ф.Ш. Министерству социальных отношений Челябинской области переданы не были, сведений о ней в электронной базе данных не имеется. Временным механизмом предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение определено, что Министерство социальных отношений Челябинской области ведет список учета обратившихся инвалидов, в том числе вставших на учет в ФСС до ДД.ММ.ГГГГ (в первоочередном порядке), при этом основанием для включения указанных инвалидов в список учета являются документы, поданные инвалидами до ДД.ММ.ГГГГ в ФСС и переданные в органы социальной защиты от ФСС в соответствии с заключенным соглашением (пункт 4). Поскольку в соответствии с заключенным соглашением, указаниями Министерства социальных отношений Челябинской области (л.д.78-79), Временным механизмом предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение на Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа возлагаются обязанности по организации приема заявлений и необходимых личных документов от вновь обращающихся граждан, включение граждан в областной реестр лиц, имеющих соответствующее право, а также установление процедуры постановки граждан на учет, организация системы учета поступающих заявлений, формирование прогнозных заявок в адрес Министерства социальных отношений области с целью определения потребности в предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации, при этом решение о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, либо отказе в ее предоставлении на основании направленных УСЗН документов принимается Министерством социальной защиты населения, у суда отсутствуют основания для возложения на Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа обязанности по предоставлению Опрышко Ф.Ш. путевки на санаторно-курортное лечение за 2009 год, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать. Обязанность по предоставлению Опрышко Ф.Ш. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета подлежит возложению на Министерство социальных отношений Челябинской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требованияпрокурора г. Златоуста в интересах Опрышко Ф.Ш., - удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившееся в непредоставлении Опрышко Ф.Ш. Фание Шамгуновнепутевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить за счет средств федерального бюджета Опрышко Ф.Ш. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующую профилю лечения ее заболевания. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Златоуста в интересах Опрышко Ф.Ш. к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа об обязывании предоставить Опрышко Ф.Ш. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующую профилю лечения ее заболевания за счет средств федерального бюджета, - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий Е.Ю.Квашнина Решение не вступило в законную силу