Дело № 2-900/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 мая 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Васильева С.В., при секретаре Курчатовой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванвоа В.Ф. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании решений, признании нуждающейся в предоставлении субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья, у с т а н о в и л : Иванова В.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании Распоряжения Администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, решений Межведомственной комиссии по распределению жилья ЗГО об отказе Ивановой В.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), отменить в указанной части; возложить обязанность принять на учет; взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей. В обоснование своих требований истец сослалась на то, что является вдовой участника Великой отечественной войны и ветераном Великой отечественной войны. В ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в администрацию ЗГО о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с изменениями в ФЗ «О ветеранах». Однако, в удовлетворении ее требований отказано в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ. ею был отчужден жилой дом по адресу <адрес>, который был признан ветхим и взамен которого было предоставлено специализированное жилое помещение. Впоследствии она повторно обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ей повторно отказали в постановке на учет по аналогичным основаниям. Впоследствии истец уточнила исковые требования (л.д. 80). Вместо требования о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем просила признать себя нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность, а также возложить обязанность предоставить субсидию. Истец Иванвоа В.Ф. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца - Пургин А.П., действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме. Суду пояснил, что на момент дарения жилого дома истцу не было известно о существовании программы, следовательно, Иванова В.Ф. не могла преследовать цель ухудшить условия жизни. Представитель ответчика - Администрации Златоустовского городского округа - Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 94). Суду пояснил, что отчуждение жилого дома является единственным основанием для отказа Ивановой В.Ф. в предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, жилой дом по <адрес> не был признан ветхо-аварийным, следовательно, оснований для постановки истца на учет также не было в связи с пригодностью к проживанию. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ивановой В.Ф. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, сторонами не оспаривается, Иванова В.Ф. является вдовой участника Великой отечественной войны, Ветераном Великой отечественной войны, а также ветераном труда. Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 47-48), Иванова В.Ф. проживает в однокомнатной квартире по адресу <адрес> (справка л.д. 68). Указанная квартира является муниципальной собственностью (л.д. 68). ДД.ММ.ГГГГ между МУ «<данные изъяты>» и Ивановым Г.Р. (супругом истца) был заключен договор о безвозмездном пользовании жилым помещением по указанному адресу (л.д. 69-70). ДД.ММ.ГГГГ, Иванова В.Ф. обратилась к Главе ЗГО с заявлением (л.д. 65) в связи с улучшением жилья участников и ветеранов Великой отечественной войны, указав на то, что проживает в специализированном жилом доме для ветеранов Великой отечественной войны. Из выписки из Распоряжения Администрации ЗГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), распоряжения №-р (л.д. 60), письма в адрес истца (л.д. 52) следует, что Ивановой В.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Иванова В.Ф. повторно обратилась к начальнику отдела жилищной политики ЗГО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жиля в собственность (л.д. 42-43). Однако, заседанием межведомственной комиссии по распределению жилья ЗГО (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) принято решение отказать в связи с отсутствием законных оснований, о чем Иванова В.Ф. извещена письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41). В письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), а также от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), на имя Ивановой В.Ф. указано, что до ДД.ММ.ГГГГ она проживала в жилом доме на праве личной собственности по адресу <адрес>, который в ДД.ММ.ГГГГ был подарен дочери. Следовательно, Иванова В.Ф. совершила действия, в результате которых могла бы быть признана нуждающейся в жилом помещении, ранее, чем через ДД.ММ.ГГГГ со дня совершения указанных действий. В соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным. К жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г., будут ограниченно применяться нормы ЖК РСФСР. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 23.2 указанного ФЗ). В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 марта 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 г. N 149-П субсидия предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, указанным в пункте 1 настоящего Положения (далее именуются - ветераны, претендующие на получение субсидии), в безналичной форме путем перечисления средств федерального бюджета лицу, в чьей собственности ранее находилось жилое помещение, на счет, открытый в банке. Ветераны, претендующие на получение субсидии, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее именуются - органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии. Органами местного самоуправления составляются списки ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на 1 марта 2005 года (далее именуются - списки) по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется - Министерство социальных отношений). Списки предоставляются в Министерство социальных отношений на бумажных и электронных носителях. В ЖК РСФСР имелись случаи первоочередного предоставления жилья и были перечислены в ст. 36, согласно которой в первую очередь жилые помещения предоставлялись нуждающимся в улучшении жилищных условий: 1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам; 2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней. В силу ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ В настоящее время указанной категории граждан жилье по договору социального найма предоставляется при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, которые определены ст. 51 ЖК РФ в порядке, установленном ст. 52 ЖК РФ. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. По - мнению суда, отказ Администрации ЗГО в постановке на учет на получение субсидии на приобретение жилья в собственность Ивановой В.Ф. является законным и обоснованным. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией МУ «<данные изъяты>» составлен акт (л.д. 6) о том, что Иванова В.Ф. вместе со своим мужем проживала в частном неблагоустроенном жилом доме по адресу <адрес>. <данные изъяты>. по состоянию здоровья нуждается в благоустроенном жилье, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ МУ «<данные изъяты>» выдано разрешение № на заселение квартиры по адресу <адрес>. Из заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), следует, что для признания индивидуального жилого дома по адресу <адрес> комиссия рекомендует завершить проводимые собственниками ремонтные работы. Из заключения об оценке величины физического износа индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, выданного ООО «<данные изъяты>» (л.д. 15-21), следует, что в результате анализа исходной информации и произведенных расчетов эксперты пришли к выводу о том, что величина физического износа жилого дома по указанному адресу составляет 67,5%, что соответствует предельному состоянию здания и переходу в аварийное состояние. Эксперты ООО «Архитектурно-планировочное бюро» в своем заключении (л.д. 22-27) пришли к выводу о том, что для дальнейшей эксплуатации жилого дома требуется усиление стен цокольного этажа и усиление балок перекрытия. Для предохранения наружных стен от дальнейшего разрушения необходимо выполнить облицовку стен. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ, до момента заключения сделки дарения (л.д. 72), истец являлась собственником жилого дома по адресу <адрес>, пригодном для проживания, о чем представлены заключения экспертов. Жилой дом имеет общую площадь 58, 1 кв.м. В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 6 мая 2009 г. N 22-ЗГО "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений" учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 9 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и в отдельных квартирах многоквартирных домов. Таким образом, учитывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого <адрес> в <адрес> составляла № кв.м., следовательно, на одного члена семьи Ивановой в составе из одного человека приходилось по 58, 1 кв.м., что более учетной нормы, предусмотренной жилищным законодательством. Кроме того, с момента отчуждения жилого дома, не истек 5-летний срок, следовательно, оснований для признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и возложении в соответствии с этим обязанности признать Иванову В.Ф. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставлении субсидии на приобретение жилья у Администрации ЗГО не имелось. Кроме того, суд находит не состоятельным и довод представителя истца о том, что жилой <адрес> в <адрес> на момент его продажи являлся не пригодным для проживания, поскольку данный довод опровергается представленными в судебное заседание письменными доказательствами, а именно заключениями ООО «<данные изъяты>» (л.д. 15-21), ООО «<данные изъяты>» (л.д. 22-27). Кроме того, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 49 указанного Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В судебном заседании не были подтверждены доводы истца о непригодности проживания в частном доме, не подтвержден факт обращения в орган местного самоуправления о признании жилого дома № № по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания и признании его ветхо-аварийным, а также рассмотрения ее заявления и издания соответствующего акта органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, оснований для предоставления Ивановой жилого помещения в связи с признанием ее жилого дома ветхо-аварийным также не обоснованно, не законно и не может быть принято во внимание. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Действия Ивановой по отчуждению объекта недвижимости, по мнению суда, обоснованно ответчик отнес к действиям, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а, следовательно принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещениях возможно не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании изложенного, суд приходит к выводу о то, что, несмотря на имеющийся у истца статус вдовы Участника Великой Отечественной войны, Ветерана Великой Отечественной войны, Ветерана труда который признает особые заслуги перед государством граждан Российской Федерации, удостоенных указанного звания, устанавливает их права и льготы, которые призваны обеспечить экономическое и социальное благополучие, требования истца Ивановой В.Ф. о признании решений Администрации ЗГО, признании нуждающейся в предоставлении субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании не установлен факт нарушения ответчиком администрации ЗГО ее законных прав и интересов, не подтвержден факт нуждаемости в жилье. На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Иванвоа В.Ф. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконными: распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, решений Межведомственной комиссии по распределению жилья ЗГО, признании нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение. Председательствующий С.В. Васильев Решение не вступило в законную силу
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.