о признании решения незаконным



Дело № 2-807/11        Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 апреля 2011 года         г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Яковлевой А.А.,

при секретаре     Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Златоуста в интересах Бочкаревой Г.С. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании решения незаконным, обязывании ответчика зачесть спорные периоды в трудовой стаж, обязывании ответчика назначить пенсию,

    

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Бочкаревой Г.С. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФР), в котором просил признать незаконным решение ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Бочкаревой Г.С. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов нахождения Бочкаревой Г.С. на курсах повышения квалификации ; обязать ГУ УПФР включить в специальный стаж Бочкаревой Г.С. периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование исковых требований прокурор сослался на то, что решением комиссии ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии Бочкаревой Г.С. отказано в связи с отсутствием 30-ти летнего специального трудового стажа. В специальный стаж Бочкаревой Г.С. не включены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор считает необоснованным отказ ГУ УПФР во включении в специальный стаж Бочкаревой Г.С. времени обучения на курсах повышения квалификации, поскольку повышение квалификации медицинских работников является обязательным условием выполнения работы. Период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, следовательно, подлежит включению в специальный стаж.

В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, и просил признать незаконным решение ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Бочкаревой Г.С. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов нахождения Бочкаревой Г.С. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; обязать ГУ УПФР включить в специальный стаж Бочкаревой Г.С. периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты>, обязать ответчика ГУ УПФР назначить Бочкаревой Г.С. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Казакова Т.Б., истица Бочкаревой Г.С. на удовлетворении исковых требований настаивали с учетом их уточнений в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФР Косарева А.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39), с иском не согласна, считает решение ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости законным по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск прокурора г. Златоуста в интересах Бочкаревой Г.С. подлежащим удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Подпунктом 11 п.1 ст. 28 ФЗ-173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»,в редакции действовавшей до 30.12.2008 г.,было предусмотрено назначение трудовой пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В настоящее время аналогичные положения, предусматривающие назначение трудовой пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предусмотрены пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При этом введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.

Как видно из копии трудовой книжки истицы (л.д. 10-12), протокола заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан (л.д.8), и следует из пояснений истицы, она с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в различных учреждениях.

ДД.ММ.ГГГГ Бочкаревой Г.С. обратилась с заявлением в ГУ УПФР в г. Златоусте о назначении ей трудовой пенсии, как выработавшая необходимый для назначении досрочной трудовой пенсии по старости 30-летний медицинский стаж (л.д. 30-33).

Решением Комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ специальный трудовой стаж истицы определен продолжительностью <данные изъяты> (л.д. 8).

В специальный стаж истицы не включены время командировок (обучение на курсах повышения квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании абз. 4 п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996г., абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 с изменениями, утв. постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. № 381.

Рассмотрев документы Бочкаревой Г.С. и решение Комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком ГУ УПФР в г. Златоусте принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бочкаревой Г.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого 30 летнего трудового стажа на соответствующих видах работ (л.д.6).

Отказ во включении в специальный медицинский стаж истицы вышеуказанных периодов, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд считает незаконным, а именно, не обоснован отказ ответчика во включении в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности; сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Из п. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г. следует, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Статьей 196 Трудового кодекса РФ, устанавливается, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Из справки главного врача МЛПУЗ детская больница » следует, что Бочкаревой Г.С. на цикле усовершенствования с отрывом от производства, находилась в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ от ДД.ММ.ГГГГ л.д.37. По окончании курсов повышения квалификации Бочкаревой Г.С. были выданы соответствующие сертификаты (л.д.14-16).

Согласно пп. д п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением СМ ССР от 17.12.1959г. № 1397, работникам здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Согласно пункту 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Как следует из п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со статьей 112 КЗОТ РФ, статьей 187 вступившего в действие с 01.02.2002 г. ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Кроме того, в пункте 21 Рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

На основании вышеизложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются периодами работы истицы по фактической должности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, подлежат включению в стаж работы по специальности. Общая продолжительность периодов составляет <данные изъяты>

Из решения Комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что специальный стаж Бочкаревой Г.С. определен продолжительностью <данные изъяты> Правильность подсчета специального стажа прокурором и истицей не оспаривается.

Следовательно, с учетом спорных периодов специальный трудовой стаж истицы, дающий право для назначения ей пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет <данные изъяты> что на день обращения истицы с заявлением о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ достаточно для ее назначения.

При таких обстоятельствах, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости ( протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части невключения в специальный стаж Бочкаревой Г.С. периодов нахождения в командировке (обучение на курсах повышения квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует признать незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора г. Златоуста в интересах Бочкаревой Г.С. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании решения незаконным, обязывании ответчика зачесть спорные периоды в трудовой стаж, обязывании ответчика назначить пенсию, удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение Комиссии Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении Бочкаревой Г.С. досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части непринятия к зачету в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации (командировки) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» принять к зачету в специальный стаж Бочкаревой Г.С. периоды нахождения на курсах повышения квалификации (командировки) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» назначить Бочкаревой Г.С. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

       Председательствующий:                                                      А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу