Дело № 2-946/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 мая 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд г. Златоуста Челябинской области в составе: председательствующего судьи Васильева С.В., при секретаре Курчатовой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Чванов Д.Р. о возложении обязанности устранить допущенное нарушение, у с т а н о в и л : Прокурор <адрес> иском в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Чванову Д.Р. о возложении обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а именно, провести очистку русла реки от размещенного грунта и провести рекультивацию земельного участка, на котором расположен котлован. В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе обследования территории напротив <адрес> непосредственно у <адрес> вырыт котлован. Грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, размещен вокруг котлована, а со стороны реки грунт размещен в акватории <адрес>. В результате размещения грунта со стороны реки произошло сужение ее русла, что создает угрозу подтопления соседних домов, расположенных по <адрес> грунт является отходом, то во время паводка и после него, при размывании размещенного со стороны реки грунта произойдет ее загрязнение. Из пояснений ответчика следует, что для оформления прав на земельный участок, на котором расположен котлован, он никуда не обращался, разрешение на проведение работ у него отсутствует. Добровольно устранить выявленные нарушения Чванов Д.Р. отказывается. В судебном заседании прокурор г. Златоуста настаивал на заявленных требованиях. Ответчик Чванов Д.Р. в судебном заседании исковые требования признал полностью. Суду пояснил, что котлован им был вырыт самовольно для купания и использования воды для поливки огорода в летний период времени. Согласен с тем, что своими действиями он нарушает экологическое законодательство. Намерен исполнить требования прокурора в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ликвидировав котлован и проведя очистку русла реки. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения «Управление по экологии и природопользованию ЗГО», в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Указанный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. 2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию (ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002г.). В силу ст. 10 указанного ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Положением об обеспечении охраны окружающей среды и экологическом контроле и границах Златоустовского городского округа, утвержденным Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 30 декабря 2005 г. N 106-ЗГО, организация работы по обеспечению охраны окружающей среды и осуществление муниципального экологического контроля на территории муниципального образования Златоустовский городской округ осуществляет МУ "Управление по экологии и природопользованию Златоустовского городского округа". Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения гражданина ФИО3 (л.д. 15) проведено обследование территории напротив <адрес>, о чем МУ "Управление по экологии и природопользованию Златоустовского городского округа" составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). В ходе проведения обследования установлено, что напротив <адрес> непосредственно у уреза воды <адрес> вырыт котлован. Глубину и размеры определить не представляется возможным, поскольку на момент обследования котлован засыпан снегом. Грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, размещен вокруг котлована. Со стороны речки грунт размещен в акватории <адрес>. Из объяснений, данных помощнику прокурора <адрес>, Чвановым Д.Р. (л.д. 18), следует, что по указанному адресу проживает с семьей. Летом 2010г. им самовольно при помощи трактора был вырыт котлован размером 5 на 10 метров. Водой котлован наполняется сразу во время проведения земляных работ, находится в метрах 2 от русла реки. Грунт, образовавшийся при раскапывании котлована, был отсыпан в сторону. Часть попала в реку. Для оформления прав на земельный участок он не обращался, разрешение на проведение земляных работ не получал. Считает, что котлован угрозу затопления соседних домов не представляет. Заместитель директора МУ "Управление по экологии и природопользованию Златоустовского городского округа" - ФИО4 в объяснении, данном помощнику прокурора <адрес>, указала, что совместно со специалистом был осуществлен выход к котловану на <адрес>, где было установлено, что котлован действительно был вырыт Чвановым Д.Р., в результате чего произошло сужение русла реки в результате размещения грунта со стороны реки. Во время паводка произойдет загрязнение реки за счет размывания размещенного грунта. Поэтому в водоохранных зонах и запрещается размещение отвалов размываемых грунтов. Согласно ответу на запрос, выданного МУ «КУИ ЗГО» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), на земельный участок, расположенный по <адрес>, напротив <адрес> договор аренды земли, купли-продажи не заключался. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 24 июля, 27 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г.) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. В силу ст. 65 Водного Кодекса водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью, в даннном случае, от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, при самовольном использовании полосы земли вдоль береговой линии <адрес> ответчик не учел, что общедоступность водного объекта не есть вседозволенность: согласно части указанной выше статьи Водного Кодекса водопользователь Чванов Д.Р. должен был руководствоваться правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд. Вместе с тем, в силу ст. 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Кроме того, грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786. В тексте Водного кодекса не расшифровываются понятия "загрязнение" и "засорение". Однако, в статье 1 Водного Кодекса РФ 1995 г., признанного 3 июня 2006 г. утратившим силу, под загрязнением понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Таким образом, в Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия, и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, включая диффузное (загрязнение через поверхность земли и воздух). В данном случае, при размывании со стороны реки Большая Тесьма во время поводка имеется вероятность загрязнения реки, что повлечет причинение вреда или созданию угрозы причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Таким образом, охрана водных объектов от загрязнения и засорения является основным направлением сохранения водных ресурсов и предусматривается в многочисленных нормативных правовых актах. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При таким обстоятельствах, в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также предупреждения возможных негативных последствий сужения русла реки Б. Тесьма, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес>, возложив на Чванова Д.Р. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а именно, провести очистку русла реки от размещенного грунта и провести рекультивацию земельного участка, на котором расположен котлован В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины. Следовательно, с Чванова Д.Р. подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 200 рублей На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить полностью. Обязать Чванов Д.Р. в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а именно, провести очистку русла реки Большая Тесьма от размещенного грунта и провести рекультивацию земельного участка, на котором расположен котлован (ликвидировать котлован) напротив <адрес> в <адрес>. Взыскать с Чванов Д.Р. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через суд, вынесший решение. Председательствующий С.В. Васильев Решение не вступило в законную силу