о признании решения незаконным



Дело № 2-922/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года       г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи           Васильева С.В.,

при секретаре                                         Курчатовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мандрыгиной Н.А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в <адрес>» о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода работы, возобновлении выплаты пенсии,

у с т а н о в и л :

Мандрыгина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» (далее - ГУ УПФ РФ в <адрес>), в котором просила признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии незаконным, возобновить выплату досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование своих требований сослалась на то, что являлась получателем пенсии досрочно. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в <адрес> вынесло решение о прекращении выплаты ей досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого 25-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ. С решением она не согласна. Несколько месяцев она получала пенсию без каких-либо претензий со стороны ответчика. Решения на тот момент принимались избирательно. Некоторые преподаватели дополнительного образования, которым назначена пенсия на аналогичных условиях, ей, продолжают получать данную пенсию по настоящее время.

В судебном заседании истец Мандрыгина Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме. Суду пояснила, что перед подачей заявления о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в УПФ в <адрес>, она консультировалась по вопросу возможности назначения пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена досрочная пенсия. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии была прекращена. На протяжении ДД.ММ.ГГГГ она проработала в должности преподавателя по классу фортепьяно в детской школе искусств.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Златоусте - Сидорова Н.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования, считает решение о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 22).

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Мандрыгиной Н.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.

На основании п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом, введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых педагогическим трудом, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.

Как следует из копии трудовой книжки истца (л.д. 10-11), ее пояснений, Мандрыгина Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ начала заниматься преподавательской деятельностью. В том числе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности преподавателя по классу фортепиано МОУ ДОД «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ Мандрыгина Н.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п. 19 п. 1 ст. 27 № 173 ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Решением ГУ УПФ РФ в <адрес> Мандрыгиной Н.А. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости по указанным выше основаниям. Однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) Мандрыгиной Н.А. прекращена выплата досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого 25-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) в специальный стаж работы истца не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу фортепиано МОУ ДОД «<данные изъяты>», поскольку заявителем не выполнен п. 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.

Прекращение выплаты досрочной трудовой пенсии по старости суд считает законным обоснованным на основании следующего.

Обстоятельства работы Мандрыгиной Н.А. в спорный период работы в должности преподавателя по классу фортепиано МОУ ДОД «<данные изъяты>» представителем ответчика не оспариваются, подтверждаются представленными в судебное заседание письменными доказательствами.

В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (с изменениями от 26 мая 2009 г.), работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа Мандрыгиной Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу фортепиано МОУ ДОД «Детская школа искусств» могла быть зачтена в специальный стаж ее работы только в том случае, если бы на указанную дату истец имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в судебном заседании достоверно установлено, следует из таблицы трудовой деятельности (л.д. 15), протокола заседания комиссии (л.д. 8), что у Мандрыгиной Н.А. имеется факт ее работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу фортепиано МОУ ДОД «<данные изъяты> », учтен период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При этом, общий специальный трудовой стаж застрахованного лица Мандрыгина Н.А. составил 15 лет 3 месяца 4 дня, т.е. менее ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, у заявителя отсутствуют основания для включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу фортепиано МОУ ДОД «<данные изъяты>», а, следовательно и не соблюдены условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 27 № 173 ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 25 лет педагогической деятельности в учреждениях детей, независимо от их возраста.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной сложностью и ведущую к утрате трудоспособности и до достижения обще установленного пенсионного возраста, по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, т.е. по отношению к трудовой пенсии по старости досрочные пенсии, назначаемые в связи с педагогической деятельностью носят льготный характер. Пенсионное обеспечение в России основано на страховых принципах. При этом все категории работающих, в том числе педагогические работники, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на общих основаниях по единому тарифу. Объем этих взносов не обеспечивает обязательств по финансированию назначенных им досрочно пенсий.

Конституция РФ не закрепляет порядок назначения пенсий в связи с особыми условиями труда, а акцент сделан на то, что государственные пенсии устанавливаются Законом. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. в соответствии с Конституцией РФ устанавливает основания и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. В случаях, предусмотренных этим Законом, правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ и на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В соответствии с этим правом периоды работы истца ответчиком ГУ УПФ РФ в <адрес> рассмотрены правомерно в соответствии с действующим пенсионным законодательством, указанные правила применяются буквально и расширительному толкованию не подлежат.

На основании вышеизложенного, решение о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости Мандрыгиной Н.А. следует признать законным и обоснованным, не ущемляющим конституционные права истца. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Мандрыгиной Н.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Мандрыгиной Н.А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в <адрес>» о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода работы, возобновлении выплаты пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                      С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу