Дело № 2-947/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Васильева С.В., при секретаре Курчатовой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению внутренних дел по <адрес>, Управлению внутренних дел по Златоустовскому городскому округу о признании незаконным бездействия, приостановлении деятельности ИВС УВД по ЗГО, возложении обязанности выполнить мероприятия по организации и обеспечению режима, по исполнению требований пожарной безопасности в ИВС УВД по ЗГО, у с т а н о в и л: Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению внутренних дел по <адрес> (далее ГУ УВД), Управлению внутренних дел по Златоустовскому городскому округу (далее -УВД по ЗГО) о признании незаконным бездействия руководства ГУ УВД и УВД по ЗГО, выразившимся в отсутствии установленной организации и обеспечения режима, не выполнении мероприятий по исполнению требований1 пожарной безопасности в ИВС УВД по ЗГО, возложении обязанности выполнить следующие мероприятия по оборудованию камер: - столами и скамейки по лимиту мест в камере; - шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей продуктов; - санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; - краном с водопроводной водой; - вешалкой для верхней одежды; - полкой для туалетных принадлежностей; - бачком для питьевой воды; - радиоприемником для вещания общегосударственной программы; - кнопкой вызова дежурного. Просил также возложить обязанность на ГУ УВД и УВД по ЗГО в ИВС УВД по ЗГО по адресу <адрес> выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности: - по удалению горючей краски на путях эвакуации общего коридора; - провести переосвидетельствование огнетушителей; двери основного эвакуационного выхода выполнить открывающимися по ходу выхода из здания; - выполнить план эвакуации людей из помещений, на случай возникновения пожара выполненной на основе фотолюминесцентных материалов согласно ГОСТ 12.2.143-2009; - временную электропроводку демонтировать, соединения проводов выполнить при помощи спайки или зажимов, распределительные коробки закрыть крышками; - электросветильники закрыть плафонами. Просил также приостановить деятельность УВД по ЗГО, расположенный по адресу <адрес>, до устранения нарушений норм и требований пожарной безопасности, требований содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания. В обосновании заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе проверок по исполнению должностных лиц требований пожарной безопасности в ИВС УВД по ЗГО был выявлен ряд грубых нарушений, о чем выносились представления об устранении нарушений. Однако, до настоящего времени меры, направленные на устранение выявленных нарушений указанного законодательства и создание условий, способствующих соблюдению прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в ИВС УВД по ЗГО, не принято. Ответчиком нарушены ФЗ № 103 от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005г. № 950, Положение «Об управлении внутренних дел по ЗГО Челябинской области». В нарушение требований ст. 23 ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в ИВС УВД по ЗГО подозреваемым и обвиняемым не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. В нарушение п. 45 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС УВД по ЗГО не оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиоприемником для вешания общегосударственной программы; кнопкой вызова дежурного. Кроме того, в здание ИВС УВД по ЗГО допущен ряд нарушений норм и требований пожарной безопасности, а именно: - отделка стен на путях эвакуации общего коридора выполнена с применением горючих материалов; - огнетушители не переосвидетельствованы; - дверь основного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из помещений ИВС; - отсутствует план эвакуации людей из помещений, на случай возникновения пожара выполненной на основе фотолюминесцентных материалов согласно ГОСТов; - электропроводка выполнена с нарушением требований документов по электроэнергетике; - предусмотренные конструкцией электролампы используются со снятыми со снятыми защитными колпаками. Административное здание, в котором расположен ИВС УВД по ЗГО по адресу <адрес> является собственностью РФ передано в оперативное управление УВД по ЗГО. Следовательно, ответственность необходимо возложить на руководство УВД по ЗГО. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении УВД по ЗГО является ГУ УВД по <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Казакова Т.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала, за исключением тех нарушений, которые были устранены ответчиком в период рассмотрения гражданского дела в суде. Представитель ответчика УВД по ЗГО - Семенов С.Б., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что в настоящее время нет возможности приостановить деятельность ИВС, поскольку в нем содержатся лица, в отношении которых ведется расследование, на свободу они не могут быть выпущены, иного места для содержания нет. Согласно заключений, представленных в суд, перенос двери, как того требует прокурор, технически невозможен. Кроме того одной из причин невозможности устранить недостатки является отсутствие финансирования. В настоящее время построено новое здание ИВС, которое не введено в эксплуатацию, по не зависящим от воли УВД обстоятельствам. В предыдущем судебном заседании (л.д. 76) Семенов С.Б. пояснял, что недостатки, указанные прокурором, приняты к рассмотрению и часть из них уже устранена, в частности, устранены недостатки в электрической проводке, поставлены защитные колпаки на электролампы, заключен договор о снятии горючего покрытия со стен и нанесении покрытия, соответствующего правилам пожарной безопасности. О проделанных работах составлен акт приемки выполненных работ. Все старые огнетушители были заменены на новые. Планы эвакуации изготовлены, но будут переданы подрядной организацией после поступления и перечисления ей денежных средств. Кроме того, в настоящее время количество спальных мест в камерах превышает количество подозреваемых и обвиняемых, размещаемых в ИВС. ИВС состоит 7 камер, количество содержащихся людей не регламентировано какими-то локальными актами (приказами), но требования законодательства в отношении данной категории лиц не нарушаются. Не решен вопрос по оборудованию камер кнопками вызова ввиду отсутствия достаточного финансирования. Оборудование камеры санитарным узлом, отвечающим требованиям приватности не возможно, в связи с маленькими размерами камер. В камере отсутствуют краны с водопроводной водой. Бачки с питьевой водой установлены. Представитель ответчика ГУВД по <адрес> - Гурьянов В.В., действующий на основании доверенности, и иском не согласен, в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзывах (л.д. 50, 100-101). Суду пояснил, что устранение выявленных нарушений не возможно ввиду отсутствия финансирования. В обязанности ГУВД не входит надзор за пожарной безопасностью в ИВС <адрес>. ГУВД также не является финансирующей организацией для УВД городов. ГУВД является распорядителем целевых средств, поступающих в область из федерального бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ МВД РФ не выделяло средства на ремонт ИВС в <адрес>. Сведений по ДД.ММ.ГГГГ у него нет. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика пояснял, что прокурор неверно трактует деятельность ГУВД по <адрес>. Часть недостатков, указанных в иске прокурора устранены. Устранение остальных недостатков требует огромных денежных средств. В настоящее время закончено строительство нового здания ИВС в <адрес>, в связи с чем, считает, что отсутствует целесообразность в проведении капитального ремонта в старом ИВС. Для приведения здания ИВС в соответствие с требованиями законодательства неоднократно были затребованы денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ годах. Однако, поступивших средств не достаточно. Кроме того, ежегодно обнаруживаются новые недостатки. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые). В силу ст. 15 указанного ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка). (ст.16 указанного ФЗ). В соответствии с п. 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950, в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Пункт 45 Правил № 950 предусматривает оборудование камер ИВС: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. В судебном заседании установлено, что собственником административного двухэтажного здания общей площадью <данные изъяты> кв.м., литера <данные изъяты> с подвалом по адресу <адрес>, является Российская Федерация (свидетельство л.д. 10). Как следует из свидетельства (л.д. 9), субъектом права указанного здания является УВД по ЗГО на основании оперативного управления. Из материалов дела следует, что в соответствии с п.п. 17, 18 Положения «Об управлении внутренних дел по ЗГО Челябинской области», утвержденному приказов ГУВД Челябинской области от 28.12.2006г. № 78с (л.д. 16-20), к полномочиям УВД по ЗГО относится содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование.Начальник УВД в установленном порядке руководит деятельностью УВД и подчиненных подразделений, распоряжается доведенными лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов, распределяет и перераспределяет материально-технические средства в соответствии с нормами полноценности между структурными подразделениями и подчиненными подразделениями и подчиненными подразделениями УВД; осуществляет оперативное управление имуществом УВД, обеспечивает рациональное и эффективное использование материальных ценностей, денежных ассигнований. Как достоверно установлено в ходе судебного заседания, следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> были проведены проверки законности содержания лиц в ИВС УВД по ЗГО (л.д. 38-40). По результатам проверок выявлены следующие нарушения содержания лиц под стражей: - не оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере; - шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; - санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; - краном с водопроводной водой; - вешалкой для верхней одежды; - полкой для туалетных принадлежностей; - бачком для питьевой воды; - радиоприемником для вешания общегосударственной программы; - кнопкой вызова дежурного. В адрес начальника ГУВД по <адрес> направлены представления об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33). Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что ответчиками нарушаются требования пожарной безопасности. Согласно ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу ст. 38 Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством, несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с вышеуказанным законом приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами вцелях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», которыми установлено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации, в том числе для покрытия пола в коридорах, не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем установлено СНиП для данного типа помещения (п. 6.25). Противопожарные преграды (стены, перегородки, перекрытия) должны быть класса «непожароопасные», в специально оговоренных случаях - «малопожароопасные». Заполнение противопожарных преград (двери, ворота, люки, окна, завесы) должно быть огнестойким. В соответствии с разделом 6 «Обеспечение безопасности людей», и положения, требования указанного раздела направлены на: своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара. Выходы являются эвакуационными, если они ведут: а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку; б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б; выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б. Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. В соответствии со ст. 105 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к огнетушителям предъявлены следующие требования: 1. Переносные и передвижные огнетушители должны обеспечивать тушение пожара одним человеком на площади, указанной в технической документации организации-изготовителя. 2. Технические характеристики переносных и передвижных огнетушителей должны обеспечивать безопасность человека при тушении пожара. 3. Прочностные характеристики конструктивных элементов переносных и передвижных огнетушителей должны обеспечивать безопасность их применения при тушении пожара. В соответствии с п. 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 108 (далее Правила), помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 Правил). Пунктом 60 Правил, при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступившим в законную силу с 01 мая 2009 года, предусмотрены требования, аналогичные п. 6.25, 5.14* СнИП 21-01-97 - ст. 88-89 ФЗ № 123. Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323 утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Согласно п. 4 Общих положений ППБ 01-03 руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В соответствии с п. 10 Правил 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно п. 6.25 СНиП 21-01-97в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой <адрес> на основании требования о предоставлении специалиста для проведения проверки была проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении, в том числе помещения ИВС УВД по ЗГО, порезультатамкоторой составлен акт проверки (л.д. 25-26) испециалистом пожарной безопасности выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-24), согласно которому выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - отделка стен на путях эвакуации общего коридора выполнена с применением горючих материалов; - огнетушители не переосвидетельствованы; - дверь основного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из помещений ИВС; - отсутствует план эвакуации людей из помещений, на случай возникновения пожара выполненной на основе фотолюминесцентных материалов согласно ГОСТов; - электропроводка выполнена с нарушением требований документов по электроэнергетике; - предусмотренные конструкцией электролампы используются со снятыми со снятыми защитными колпаками. Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе сотрудников милиции составлен акт обследования технического состояния помещения и средств охранной сигнализации ИВС УВД по ЗГО (л.. 56-57), согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что техническая укрепленность помещений ИВС в целом соответствует требованиям Приказа №ДСП МВД РФ. Даны дополнительные рекомендации по вопросу устранения выявленных нарушений. Кроме того, из материалов дела следует, что часть выявленных нарушений устранена. Из письма от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 58) в адрес прокурора <адрес> от начальника ГУВД по <адрес> следует, что в настоящее время приняты организационные и практические меры по устранению недостатков. Указал, что завершается строительство нового ИВС с помещением под размещение специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Объект отвечает всем нормам и требованиям ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995г. О проведении строительных работ, необходимости финансировании строительства представлены копии писем (л.д. 63-69). Представителями ответчика представлен акт проверки выполнения работ в ИВС УВД по ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82), из которого следует, что в камере № для содержания 4-х человек оборудовано и установлено 4 спальных места, стол на 4 человека, скамья на 2 человека, шкаф для хранения личных вещей 4-х секционный, 2 табурета, вешалка для верхней одежды на 4 крючка, полочка для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды; - в камере № для содержания 3-х человек оборудовано 3 спальных места, стол на 3 человека, скамья на 2 человека, шкаф для хранения личных вещей 4-х секционный, 1 табурет, вешалка для верхней одежды на 4 крючка, полочка для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды; - в камере № для содержания 4-х человек оборудовано и установлено 4 спальных места, стол на 4 человека, скамья на 2 человека, шкаф для хранения личных вещей 4-х секционный, 2 табурета, вешалка для верхней одежды на 4 крючка, полочка для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды; - в камере № для содержания 4-х человек оборудовано и установлено 4 спальных места, стол на 4 человека, скамья на 2 человека, шкаф для хранения личных вещей 4-х секционный, 2 табурета, вешалка для верхней одежды на 4 крючка, полочка для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды; - в камере № для содержания 2-х человек оборудовано и установлено 2 спальных места, стол на 2 человека, скамья на 2 человека, шкаф для хранения личных вещей 4-х секционный, вешалка для верхней одежды на 4 крючка, полочка для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды; - в камере № для содержания 4-х человек оборудовано и установлено 4 спальных места, стол на 4 человека, скамья на 2 человека, шкаф для хранения личных вещей 4-х секционный, 2 табурета, вешалка для верхней одежды на 4 крючка, полочка для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды; - в камере № для содержания 8-ми человек оборудовано и установлено 4 спальных места, стол на 4 человека, скамья на 2 человека, шкаф для хранения личных вещей 4-х секционный, 2 табурета, вешалка для верхней одежды на 4 крючка, полочка для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды. Кроме того, из представленных материалов следует, что в ИВС УВД по ЗГО по адресу <адрес> установлен огнетушитель, имеющий заводской номер №л.д. 83-84). ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ЗГО выдано новое заключение пожарной безопасности (л.д. 85), из которого следует, что не устранёнными нарушениями является отсутствие двери основного эвакуационного выхода, поскольку она открывается не по направлению выхода из помещений ИВС и отсутствие плана эвакуации людей из помещений. Из технического заключения, выданного ООО СК «<данные изъяты>» (л.. 114-116) и ООО «<данные изъяты>», следует, что обеспечить открывание двери по направлению путей эвакуации не представляется возможным без кардинального изменения объемно-планировочных и конструктивных решений помещения. В связи с установлением в судебном заседании отсутствия технической возможности переустройства входной группы (дверей) суд считает, что в указанной части иска прокурору следует отказать. В адрес начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России начальником милиции ГУВД по <адрес> направлена заявка (л.д. 104-105) на проведение первоочередных работ по капитальному и текущему ремонту административных зданий и нежилых помещений ГУВД по <адрес> (письмо л.д. 103). О том, что в настоящее время проводится работа по проведению противопожарным мероприятиям представлены сопроводительное письмо (л.д. 123) в адрес ГУВД по <адрес>, письмо об оплате необходимых счетов, письмо с просьбой о выделении денежных средств на противопожарные мероприятия (л.д. 126-133, 135-136), а также сведения в целях организации проведения капитального ремонта помещения ИВС УВД по ЗГО (л.д. 134). При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени противопожарные мероприятия, перечисленные в исковом заявлении выполнены не в полном объеме, требования прокурора <адрес> в части выполнения мероприятий по оборудованию камер, а именно санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, кнопкой вызова дежурного, а также требования о выполнении мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности: выполнить план эвакуации людей из помещений, на случай возникновения пожара выполненный на основе фотолюминесцентных материалов согласно ГОСТ № являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Как следует из Положения о Главном управлении внутренних дел по <адрес> (л.д. 106-113), ГУВД по <адрес> осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные отделы внутренних дел по районам, городам, городским округам, является распорядителем бюджетных средств, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально-технические средства между подразделениями аппарата ГУВД, подчиненными органами внутренних дел. В соответствии со ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; 2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; 4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится. Таким образом, учитывая, что распорядителем денежных средств в отношении УВД по ЗГО является ГУВД по <адрес>, принимая во внимание то, что в судебном заседании достоверно установлено отсутствие финансирования со стороны ГУВД по <адрес>, а также ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны УВД по ЗГО, следовательно, бездействие ответчиков следует признать незаконными, обязанность по устранению нарушений санитарной и пожарной безопасности следует возложить в том числе и на ГУВД <адрес>, как распорядителя бюджетных средств. Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. В соответствии с п.2 ст. 1065 ГК РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда. Хотя прокурором суду представлено достаточно доказательств, подтверждающих все необходимые основания для удовлетворения иска о приостановлении вредоносной деятельности, в удовлетворении указанной части иска должно быть отказано исходя из общественного интереса (абз. 2 п. 2 ст. 1065). Данный вопрос отнесен законом на усмотрение суда, судом взвешены все положительные и отрицательные последствия этой деятельности, а также учтено, то, что общество Златоустовского городского округа не может обойтись без изолятора временного содержания на данном этапе своего развития, поскольку изолятор предназначен для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений, невозможность осуществления данной деятельности может причинить и ли создать большую угрозу причинения вреда для общества в целом. Однако с учетом всех этих обстоятельств, отклонение в приостановлении такой деятельности не может служить основанием к отказу в требовании о возмещении уже причиненного вреда и не лишает потенциальных потерпевших права в будущем требовать возмещения вреда, который может быть им причинен. Руководствуясь ст. ст. 12, 198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие руководства Главного управления внутренних дел по <адрес>, Управления внутренних дел по Златоустовскому городскому округу выразившееся в отсутствии установленной законодательством РФ организации и обеспечения режима, не выполнении мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности в ИВС УВД по ЗГО. Обязать Главное управление внутренних дел по <адрес>, Управление внутренних дел по Златоустовскому городскому округу в ИВС УВД по ЗГО, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия по оборудованию камер: - санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, - краном с водопроводной водой, - кнопкой вызова дежурного. Обязать Главное управление внутренних дел по <адрес>, Управление внутренних дел по Златоустовскому городскому округу в ИВС УВД по ЗГО, расположенном по адресу: <адрес> выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности: выполнить план эвакуации людей из помещений, на случай возникновения пожара выполненный на основе фотолюминесцентных материалов согласно ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2009. В остальной части требований прокурору <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение. Председательствующий С.В. Васильев Решение не вступило в законную силу