О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1550/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                      19 июля 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Закировой С.Л.

при секретаре Батуровой О.С.

с участием прокурора Козловой С.Г.

истицы      Лебедевой Е.А.

представителя ответчика Семеновой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Лебедевой Е.А. к Администрации Златоустовского городского округа об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> в интересах Лебедевой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа об обязании предоставить Лебедевой Е.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ходе проверки установлено, что на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лебедева Е.С. была принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Лебедевой Е.А. не предоставлено.

В судебном заседании прокурор Козлова С.Г. настаивала на удовлетворении исковых требований.

         Истец Лебедева Е.А. в судебном заседании требования прокурора <адрес> в своих интересах поддержала, указав, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено, жиля на праве собственности не имеет.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Семёнова С.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-38), с заявленными требованиями согласилась, указав, что отделом жилищной политики администрации Златоустовского городского округа предпринимаются все меры по поиску подходящего для Лебедевой Е.А. жилого помещения. На данный момент ей предложена комната в <адрес>. Если данное жилое помещение устроит Лебедеву, то оно будет ей предоставлено и с ней будет заключен договор социального найма.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 08.02.1998 года, действующей на момент признания Лебедевой Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятия ее на учет по списку детей-сирот) (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что матерью Лебедевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ФИО7, отец юридически отсутствовал (свидетельство о рождении л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> Лебедева Е.А. была определена в детский дом на полное гособеспечение. Жилое помещение по адресу: г Златоуст, <адрес>, было закреплено до её совершеннолетия (л.д. 4).

<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 была лишена родительских прав в отношении сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в отношении дочери Лебедевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 5).

В период с 1991 года по 1999 год Лебедева Е.А. проживала в Есаульском детском доме для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10).

На основании постановления и.о. Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лебедева Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на очередь по списку детей - сирот (л.д. 8, 9, 11)

Из искового заявления, объяснений прокурора, Лебедевой Е.А., письменных объяснений Лебедевой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33) следует, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Лебедевой Е.А. не предоставлено. После выпуска из детского дома она была поставлена на учёт в Администрации Златоустовского городского округа, как нуждающаяся в жилом помещении. В 2001 году по ордеру было предоставлено койко - место в бывшем общежитии. По вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в жилищном отделе Администрации Златоустовского городского округа указывали на необходимость ожидания очереди. От предложенных вариантов Лебедева Е.А. отказывалась, так как они не отвечали установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), сообщениями Златоустовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 15, 18, 32), выпиской из поквартирной карточки о составе семьи и регистрации по месту жительства (л.д. 16, 19, 31), карточкой лицевого счета (л.д. 17, 31), письмами начальника отдела жилищной политики Администрации Златоустовского городского округа (л.д. 23, 26, 27, 30), заявлением Лебедевой Е.А. (л.д. 28), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).

Оценив представленные доказательства, суд считает установленным, что Лебедева Е.А. была признана в установленном законе порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на очередь под № 75 по списку детей - сирот, однако, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, ей не предоставлено.

Представителем ответчика данные обстоятельства не оспариваются.

В силу Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года (вопрос 3) предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Лебедевой Е.А. в качестве ребенка-сироты, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья.

Предоставление Лебедевой Е.А. койко - места по адресу: <адрес>, ком. 74, не свидетельствует об исполнении Администрацией Златоустовского городского округа своих обязательств по обеспечению жильем ребенка - сироты.

Согласно акта проверки жилищных условий по вышеуказанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое Лебедевой Е.А. жилое помещение имеет статус общежитие, койко-место (л.д. 14).

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются:

- только из фонда социального использования;

- в порядке, на основании и согласно условиям, установленным разделом III ЖК РФ.

Пункт 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ закрепляет, что жилые помещения специализированного жилищного фонда, к которым относятся, в частности, и жилые помещения в общежитиях (п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ), предоставляются в порядке, на основании и согласно условиям, установленным разделом IV ЖК РФ.

При этом следует учитывать, в частности:

- дополнительное назначение жилых помещений в общежитиях (ч. 1 ст. 94 ЖК РФ: «для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения»);

- срок предоставления жилых помещений в общежитиях и основания прекращения договора найма (ч. 2 ст. 105 ЖК РФ: договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора).

Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что правовой режим жилых помещений в общежитиях существенно отличается от правового режима жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Более того, согласно приведенным выше положениям недопустимо предоставлять по договору социального найма жилое помещение в общежитии. Сведений о том, что жилое помещение <адрес> утратило статус общежития, у суда не имеется.

С учетом изложенного, нарушенное право Лебедевой Е.А. подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию Златоустовского городского округа обязанности предоставить Лебедевой Е.А. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории Златоустовского городского округа площадью не ниже установленных норм предоставления жилья.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о необходимости предоставления времени для оформления требуемых документов и с учётом разумности, достаточности, баланса интересов обоих сторон, суд полагает необходимым установить срок для добровольного исполнения ответчиком решения суда равный двум месяцам со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Лебедевой Е.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Лебедевой Е.А. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории Златоустовского городского округа площадью не ниже установленных норм предоставления жилья в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                                                   С.Л. Закирова

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ