Именем Российской Федерации 01 июля 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Квашниной Е.Ю., при секретаре Бедрик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Гурова С.В., гражданское дело по иску Гуровой С.В. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязывании включить период работы в спецстаж, назначить пенсию, у с т а н о в и л : Гурова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФР в г. Златоусте), уточнив исковые требования заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просит признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, признать незаконным решение комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из её специального медицинского трудового стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения «Управление здравоохранения», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения «Управление здравоохранения», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов МЛПУЗ «Станция скорой помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения на курсах усовершенствования с отрывом от производства; обязать ответчика включить указанные периоды в ее спецстаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-5, 40). Решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии истица считает незаконным, поскольку ответчиком нарушено ее право на пенсионное обеспечение. Указанные выше периоды ее медицинской деятельности подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как в течение 30 лет, в том числе и в спорные периоды, она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В судебном заседании истица на удовлетворении своих требований настаивает по указанным выше основаниям. Суду пояснила, что при включении в её специальный трудовой стаж спорных периодов работы её специальный трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял бы более 30 лет, что является необходимым условием для назначения ей досрочной трудовой пенсии. В спорные периоды она занималась оказанием медицинской помощи. По мнению истицы, наименование учреждения не влияет на специфику той работы, которая выполнялась ею в оспариваемые периоды. В спорные периоды истицей выполнялась работа фельдшера, т.е. лечебная или иная деятельность по охране здоровья населения, которая должна быть зачтена в льготный стаж. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» МУ Управления здравоохранения и в МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи», она кроме приема вызовов осуществляла прием амбулаторных больных, который фиксировала в журнале по приему амбулаторных больных, заполняла карты вызовов на любого больного, в летние периоды принимала укушенных клещами, вела соответствующий журнал. Невключение в ее спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации также считает незаконным, поскольку, нахождение её на курсах повышения квалификации является обязательным условием продолжения ею медицинской деятельности, кроме того, в эти периоды за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата. Представитель ГУ УПФР в г. Златоусте в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.47). Дело с согласия истца рассмотрено в порядке заочного производства. Ранее в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ГУ УПФ г. Златоуста Косарева А.А., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39) с иском не согласилась, решение об отказе в назначении пенсии считает законным и обоснованным по основаниям, в нем изложенным. Суду пояснила, что спорные периоды не включены в специальный трудовой стаж истицы, так как наименование учреждений, в которых Гурова С.В. работала, не соответствует Спискам должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Кроме того, с 01.11.1999 г. Списками не предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов. Также считает, что оснований для включения в спецстаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации не имеется, поскольку в эти периоды истица училась и непосредственно лечебной деятельностью не занималась. Представитель третьего лица МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.1,49). Заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Гурова С.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из копии трудовой книжки истицы (л.д. 11-13), её пояснений в судебном заседании, протокола заседания Комиссии ГУ УПФР по реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-9), она с ДД.ММ.ГГГГ работает Станции скорой медицинской помощи в г. Златоусте, которая в различные периоды имела различные наименования. ДД.ММ.ГГГГ Гурова С.В. обратилась в ГУ УПФ г. Златоуста с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как выработавшая необходимый для её назначения 30-летний специальный стаж лечебной деятельности (л.д. 24-25). На основании решения Комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, установившей, что истица не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, решением начальника ГУ УПФР в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа (л.д. 6,7-9). Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик исключил из специального стажа истицы ряд периодов работы, в числе которых периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи»Территориального объединения медико-социальной помощи; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения в связи с тем, что наименования учреждений «Территориальное объединение медико-социальной помощи» и «Муниципальное учреждение Управления здравоохранения» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395, Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. № 781. Пункт 1 Правил от 1999г. также не может быть применен, так как «Станция скорой медицинской помощи» не предусмотрена в числе структурных подразделений государственный (муниципальных) учреждений, а также документально не подтвержден статус юридического лица ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», которая являлась структурным подразделением Муниципального учреждения Управления здравоохранения. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления Здравоохранения, поскольку наименование должности и наименование учреждения не соответствует разделам «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списков должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Пункт 1 Правил от 1999г. также не может быть применен, т.к. «Станция скорой медицинской помощи» не предусмотрена в числе структурных подразделений государственных (муниципальных) учреждений, а также документально не подтвержден статус юридического лица ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», которая являлась структурным подразделением Муниципального учреждения Управления здравоохранения; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи», так как наименование должности не соответствует разделу «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- периоды нахождения на курсах усовершенствования, так как согласно абз. 4 п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включаются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Согласно абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. № 381, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Не включение ответчиком указанных периодов работы в специальный трудовой стаж истицей оспаривается. Исключение из специального трудового стажа истицы, дающего ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает незаконным. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов. Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.91 № 464, предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии с указанными Списками. Списками предусмотрен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. С 01.11.1999 г. применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1066, что предусмотрено п. 3 названного Постановления Правительства РФ № 1066, при этом, по желанию гражданина Списки могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999г. Данным Списком предусмотрены наименования должностей «фельдшер, старший фельдшер», и наименование учреждения «станция скорой медицинской помощи». Аналогичные наименования должностей и учреждений предусмотрены действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г., предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений. При этом, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Названные Списки утверждены в развитие ранее действующего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». В частности ст. 83 названного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. По Закону «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет, в частности работникам, занимающимся лечебной деятельностью, трансформированы в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона. Условия назначения данных пенсий по закону «О трудовых пенсиях» по сравнению с ранее действующим законодательством не изменились. В силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы, в том числе и Закон РФ «О государственных пенсиях» имеют прямое действие. Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", его статьи 80 и 83, во исполнение которых были приняты данные Постановления, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в зависимости от организационно - правовой формы лечебного учреждения, его наименования, наличия статуса юридического лица. Законодатель не уполномочивал Правительство Российской Федерации при утверждении Списков оговаривать форму собственности лечебных учреждений, его организационно-правовую форму или конкретное наименование. Досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе и лицам, занимающимся лечебной деятельностью, назначается в зависимости от вида деятельности, работ, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях и независимо от его организационно - правовой формы. Пенсионное законодательство является специальным по отношению к другим нормам, регулирующим деятельность учреждений здравоохранения, поэтому при решении вопроса о назначении пенсии приоритет должен отдаваться данным нормам права. Статьями 12, 13, 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрена возможность создания государственной, муниципальной системы здравоохранения, что предполагает и различие наименований учреждения и его статуса. Приказом Минздрава РФ от 03.11.99 г. № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, п. 23 примечаний к которой предусмотрено, что полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного названной номенклатурой, может содержать сведения о ведомственной принадлежности, виде собственности, функциональной принадлежности, о специализации. В п. 8, 21 примечаний указано, что лечебно-профилактические учреждения могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в территориальные медицинские организации (ТМО), при этом входящие в ТМО организации сохраняют свою самостоятельность и статус юридических лиц. Как следует из справки МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» № от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании (л.д.31), станция скорой помощи в г. Златоусте была создана в ДД.ММ.ГГГГ. станция скорой помощи на основании приказа Министерства здравоохранения РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ была переименована в станцию скорой медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ станция скорой медицинской помощи переименована в МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» вошло в состав Территориального объединения медико-социальной помощи как лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ Территориальное объединение медико-социальной помощи реорганизовано и ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» вошло в состав Муниципального учреждения Управление Здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» вышло из состава Муниципального учреждения Управление Здравоохранения. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы города № был зарегистрирован Устав МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи». Согласно Уставу Территориального объединения медико-социальной помощи, в составе объединения находятся социально значимые лечебно-профилактические учреждения, в числе который «Станция скорой медицинской помощи», которая является лечебно-профилактическим учреждением и предназначена для оказания различных видов медицинской помощи населению (л.д. 66-67). Территориальное объединение медико-социальной помощи зарегистрировано на основании постановления главы администрации г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27). Из устава Муниципального учреждения Управления здравоохранения г. Златоуста следует, что управление является вышестоящей организацией и осуществляет функции управления муниципальными медицинскими учреждениями с правами юридического лица, в состав которых входит МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (л.д.64-65). Как следует из приказа по МУ Управление здравоохранения № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28) МУ Управление здравоохранения г. Златоуста реорганизовано путем выделения из него юридических лиц, в числе которых и МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи». На основании изложенного, вхождение Станции скорой медицинской помощи в различные периоды в состав территориального объединения медико-социальной помощи и МУ Управления здравоохранения не противоречит Номенклатуре учреждений здравоохранения. Вместе с тем, в трудовой книжке истицы наименование учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указано, как «Городская станция скорой помощи». Согласно ст. 39 КЗОТ РСФСР, действующего в указанный период, обязанность по правильному ведению трудовых книжек была возложена на работодателя, в связи с чем, работник не может быть лишен предусмотренных Законом льгот и преимуществ по реализации права на пенсионное обеспечение из-за допущенной учреждением неточности при оформлении записи в трудовой книжке. В целом же ссылка ГУ УПФ на несоответствие наименования медицинского учреждения, в котором работала истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России № 395 от 03.11.99 г., признанным утратившим законную силу Приказом Минздрава РФ № 229 от 03.06.2003 г., необоснованна, поскольку по смыслу ст.ст. 54,57 Конституции РФ, Указа Президента РФ № 763 от 23.05.96 г., общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют. Истица не может быть лишена права на досрочную трудовую пенсию, как медицинский работник, из-за несоответствия наименования учреждения, где она работала, нормативным актам, принятым в более поздний период, которым органами Пенсионного Фонда РФ на практике необоснованно придается обратная сила. Отсутствие статуса юридического лица у учреждения для назначения пенсии по выслуге лет правового значения не имеет, так как Гурова С.В. вне зависимости от статуса медицинского учреждения занималась работой по охране здоровья населения, в должностях, предусмотренной Списком, что подтверждено в судебном заседании трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим трудовой стаж истицы (л.д. 11-13), и ответчиком не оспаривается. На основании изложенного, в специальный трудовой стаж Гурова С.В. подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи продолжительностью 1 год 4 месяца 11 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 6 месяцев 15 дней и 1 год 07 месяцев 03 дня, соответственно, в должности старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приемы вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения. Суд также находит незаконным не включение в специальный трудовой стаж Гурова С.В. периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения истицы на курсах усовершенствования. Из материалов дела следует, что в эти периоды истица работала в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приему вызовов, фельдшера на Златоустовской станции скорой медицинской помощи, в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» МУ Управления здравоохранения, в МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи». Для медицинского работника, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения им своей работы. Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности; сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Из п. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г., следует, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет. Статьей 196 Трудового кодекса РФ, устанавливается, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Аналогичные положения содержались в ст. 184 КЗоТ РСФСР, действовавшем до 01.02.2002г. Как следует из копии приказа Станции скорой медицинской помощи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41) истица командировалась в г. Челябинск в областную больницу скорой помощи на специализацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Гурова С.В. была направлена в г. Челябинск на усовершенствование фельдшеров станции скорой и неотложной медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.42). Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Гурова С.В. направлялась на усовершенствование в г. Миасс (выездной цикл) по циклу «Скорая и неотложная помощь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43). Также согласно справке МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» № от ДД.ММ.ГГГГ, Гурова С.В. в ДД.ММ.ГГГГ находилась на специализации на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № и за ней была сохранена среднемесячная заработная плата (л.д. 63).. Факт прохождения истицей в спорные периоды курсов усовершенствования подтверждается сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), сведениями о прохождении специализации и повышения квалификации (л.д.21-22). Курсы усовершенствования и повышения квалификации заключались в проведении теоретических занятий (лекции, семинары) и практики. Согласно пункту 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Как следует из п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со статьей 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 01.02.2002г., со статьей 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Из пояснений истца следует, что указанные выше спорные периоды она находилась на курсах повышения квалификации с сохранением по месту работы должности и среднего заработка. Данные обстоятельства ответчиком не оспорены. Кроме того, в пункте 21 Рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. Таким образом, указанные выше периоды нахождения истицы на курсах усовершенствования, являются периодами работы истца по фактической должности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Требование истицы о включении в специальный трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения, в МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» суд считает не подлежащим удовлетворению. Включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи с 01.11.1999 г. действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях. Согласно действовавшему до 01.11.1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999г. и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи. Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.04.2003 г. N 160 (приложение N 3) предусмотрена как должность фельдшера, так и должность фельдшера по приему и передаче их выездным бригадам. В соответствии с Положением "О фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи" (приложение 10 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 г. N 100), в его должностные обязанности входит: оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары, оказание скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, умение пользоваться медицинской аппаратурой, техникой наложения повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации, владение техникой снятия кардиограмм и др. В соответствии с Положением "О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (приложение 10 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03. 1999 г. N 100), в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит: осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др. Таким образом, согласно указанному Положению, в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным. Кроме того, пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, пунктом 4 Правил исчисления сроков выслуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрено, что периоды работы в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списками 1999 г., 2002 г., начиная с 01.11.1999 г. засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что работая в должности фельдшера по приему вызовов, она, кроме выполнения работы по приему вызовов, в течение всего рабочего дня оказывала медицинскую помощь амбулаторным больным, которые обращались на Станцию скорой медицинской помощи. Прием амбулаторных больных фиксировался в журнале приема амбулаторных больных. В летний период времени также велся журнал обращений укушенных клещами, которых также принимали в течение всего рабочего дня. Срок хранения таких журналов три года, и за спорные периоды данные журналы уже уничтожены. Как следует из функциональных обязанностей фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи, утвержденной главным врачом городской станции скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-69) п. 6.17 предусмотрена обязанность фельдшера по приему и передаче вызовов при отсутствии фельдшеров выездных бригад оказывать помощь амбулаторным больным. Вместе с тем, доказательств, что должностная инструкция фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов в такой же редакции действовала и в период до ДД.ММ.ГГГГ, не представлено. Факт того, что истица, работая в должности фельдшера по приему вызовов, осуществляла прием амбулаторных больных, подтверждаются показаниями свидетелей ФИО6, ФИО8, ФИО7, ФИО9 Так, допрошенная в качестве свидетеля ФИО6- старший фельдшер МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи», суду показала, что на станции скорой медицинской помощи работает с ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени знакома с истицей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гурова С.В., работая в должности фельдшера по приему вызовов, в отсутствие выездной бригады осуществляла прием больных, она осматривала больного, удаляла клещей, ставила инъекции, измеряла давление, накладывала шины, повязки, обрабатывала раны. В спорный период она(свидетель) также работала фельдшером по приему вызов. В то время было 4 выездных бригады, они часто были на выездах, а амбулаторные больные приходили на Станцию скорой медицинской помощи в течение всего дня, в любое время. Прием амбулаторных больных входил в функциональные обязанности фельдшера по приему вызов. Факт приема фиксировался в журнале амбулаторного приема. До настоящего времени в обязанности фельдшера входит прием амбулаторных больных. Свидетель ФИО7 суду показала, что на станции скорой медицинской помощи работает в должности фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ., с этого времени знакома с Гурова С.В. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению главного врача в обязанности фельдшера по приему вызовов входил прием амбулаторных больных. В день могло обратиться до 30 человек. Обращались с головными болями, болями в сердце, укусами клещей. Гурова С.В. осуществляла прием амбулаторных больных, даже если выездная бригада скорой помощи находилась на месте. Гурова С.В. делала инъекции, шинирование, накладывала повязки, иммобилизацию (фиксирование), производила удаление клеща, осмотр больного, ставила диагноз. Если больной нуждается в госпитализации, то она выписывала направление к врачу, и линейная бригада госпитализировала больного. Фельдшера выездных бригад не принимали амбулаторных больных, они ездили на вызовы. На станции скорой медицинской помощи ведется журнал по приему амбулаторных больных. Срок хранения журналов приема амбулаторных больных ей не известен. Ей известно, что когда делали отчет об обслуженных вызовах подстанции за сутки, то суммировали количество вызовов и количество принятых амбулаторных больных. Эти отчеты готовил фельдшер по приему вызовов, и предавал статисту скорой помощи. Аналогичные показания дали допрошенные в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9 (л.д.91-93). Однако данные показания свидетелей не могут являться допустимыми доказательствами, поскольку, согласно п. 12 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" характер работы и иные факторы (показатели), предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются. Кроме того, показания указанных свидетелей не подтверждают, что Гурова С.В. в указанные выше периоды, работая фельдшером по приему вызовов, занималась лечебной деятельностью в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Также приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 г. N 435 было установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. В отношении должности "фельдшер по приему и передаче вызовов Станции скорой медицинской помощи" такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось. Как отметил Конституционный Суд РФ в своем определении от 19.03.2009 г. N 310 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дергач Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства РФ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П). После принятия Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение в спецстаж периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов, в удовлетворении требований Гурова С.В. о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать. Как следует из оспариваемого решения Комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-9), специальный трудовой стаж истицы, без учета спорных периодов, составил с учетом выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица 24 года 0 месяцев 15дней. Следовательно, с учетом спорных периодов, льготный стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составляет: 24 года 0 мес. 15 дн. + 1 год 04 мес. 11 дн. + 1 год 06 мес. 15 дн. + 1 год 07 мес. 03 дня + 0 лет 1 мес. 13 дн. + 0 лет 1 мес. 12 дн. + 0 лет 0 мес. 25 дн. = 28 лет 10 мес. 04 дня, что является не достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». При таких обстоятельствах решение руководителя ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию, является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Гуровой С.В. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязывании включить период работы в спецстаж, назначить пенсию, - удовлетворить частично. Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения Гуровой С.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приему вызовов, фельдшера Златоустовской станции скорой медицинской помощи, ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» МУ Учреждения здравоохранения, МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» - периоды нахождения на курсах усовершенствования. Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить в специальный трудовой стаж Гуровой С.В., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера, старшего фельдшера подстанции, фельдшера по приему вызовов, фельдшера Златоустовской станции скорой медицинской помощи, ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» МУ Учреждения здравоохранения, МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» - периоды нахождения на курсах усовершенствования. В удовлетворении остальной части исковых требований Гуровой С.В. о признании незаконными решения руководителя ГУ УПФР в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ; решения комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в её специальный трудовой стаж периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения, МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязывании ГУ УПФР в г. Златоусте назначить досрочную трудовую пенсию по старости по указанному выше основанию с ДД.ММ.ГГГГ, - отказать. Ответчик ГУ «Управление Пенсионного фонда России в г. Златоусте», представитель которого не присутствовал в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.