об оспаривании бездействия, возложении обязанности предоставить путевку



Дело № 2-1224/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи     Карповой О.Н.,

при секретаре                                 Пеплер Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилина С.И. к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области, ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» об оспаривании бездействия, понуждении предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

у с т а н о в и л :

Шилин С.И. обратился в суд с иском к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ), в котором просил признать незаконным бездействие ГУ ЧРО ФСС РФ и обязать ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 3 группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010, представив необходимые для получения путевки медицинские документы. Однако путевка ему предоставлена не была.

Впоследствии истец неоднократно уточнял заявленные требования (л.д. 29-30, 50), предъявив их к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области, ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», и просит признать незаконным бездействие ГУ ЧРО ФСС РФ в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2010, обязать ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Шилин С.И. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном в адрес суда отзыве указал (л.д. 18-21), что с иском не согласен, полагает, что ГУ ЧРО ФСС РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Шилин С.И. с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ обратился ДД.ММ.ГГГГ. В день обращения Шилин С.И. было выдано уведомление о постановке на очередь для получения путевки. К окончанию ДД.ММ.ГГГГ все приобретенные за счет средств федерального бюджета санаторно-курортные путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления ранее. Поскольку средства на обеспечение граждан санаторно-курортными путевками выделяются в ограниченном объеме, предоставление путевки Шилин С.И. в ДД.ММ.ГГГГ повлекло бы нарушение прав и законных интересов граждан, которые ранее обратились за предоставлением санаторно-курортного лечения. С ДД.ММ.ГГГГ функции по предоставлению санаторно-курортного лечения граждан, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал (л.д. 33-34), что Министерство социальных отношений Челябинской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан путевкам на санаторно-курортное лечение переданы Министерству с ДД.ММ.ГГГГ, а предметом иска является обеспечение истца санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» Аманова Л.Ф. не оспаривает, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, при этом пояснила, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социальных отношений Челябинской области, поскольку Министерство осуществляет полномочия по обеспечению инвалидов путевками, принимает решение о предоставлении путевки, а ГУ Челябинской области «Импульс» исполняет технические функции, связанные с непосредственной выдачей путевки, оформленной Министерством. В связи с недостаточностью финансирования обеспечить Шилина С.И. путевкой возможно только в порядке очередности.

Представители третьих лиц УСЗН ЗГО, Министерства финансов РФ в лице УФК по Челябинской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Шилина С.И. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Шилин С.И. является инвалидом 3-ей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (копия справки МСЭ л.д. 10).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе инвалидам.

В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Шилин С.И. обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45). К заявлению была приложена медицинская справка для получения путевки формы от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МЛПУЗ «ГБ » (л.д. 46).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ЗФ №5 ГУ ЧРО ФСС РФ довёл до сведения Шилин С.И., что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ взято на учет для предоставления санаторно-курортной путевки по профилю лечения болезни системы кровообращения. Справка для получения путевки действительна до ДД.ММ.ГГГГ. Путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена в установленном порядке, с учетом даты подачи заявления. О выделении путевки и сроках ее получения Шилин С.И. будет уведомлен дополнительно (л.д. 47).

По истечении срока действия медицинской справки истцом была представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).

До настоящего времени истец путевкой на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не обеспечен, что ответчиками не оспаривается.

Из материалов дела следует, что истец своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг, обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с приложением необходимых документов. В связи с чем у Фонда социального страхования возникла обязанность предоставить Шилин С.И. санаторно-курортную путевку в ДД.ММ.ГГГГ, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств.

Статьями 7, 10 Федерального закона от 25.11.2008г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.г.» установлено, что в 2010 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, на 2010 год определяется в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4).

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19).

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20).

Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).

Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Шилин С.И. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не были лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ.

При таких обстоятельствах, требования Шилин С.И. о признании незаконным бездействия ГУ ЧРО ФСС РФ выразившегося в не предоставлении Шилин С.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

В ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области было заключено Соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2428-р.

С 01.01.2011 обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области.

В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронная база данных, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 27.11.2011 в целях реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения наделено Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» (л.д. 43-44 копия приказа).

Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 № 95-П, определены условия и порядок оказания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Челябинской области, социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение (л.д. 66-68).

В соответствии с п. 9 Порядка уполномоченный орган (учреждение) осуществляет формирование областного реестра граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, поддерживает его в актуальном состоянии.

В областной реестр граждан включаются также граждане, вставшие на учет в Челябинском региональном отделении Фонда социального страхования РФ на получение санаторно-курортных путевок, но не обеспеченные ими в период до 31 декабря 2010 года (п. 9).

Согласно п. 12 Порядка решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки уполномоченного органа (учреждения) о потребности в предоставлении санаторно-курортных путевок при наличии санаторно-курортных путевок, соответствующих заявленному профилю лечения и предоставленных организациями, отобранными Министерством в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и государственных нужд.

Следовательно, обязанность по предоставлению Шилину С.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета подлежит возложению на Министерство социальных отношений Челябинской области.

В удовлетворении требований к ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» Шилину С.И. следует отказать, поскольку в полномочия данной организации входит выполнение технической работы по выдаче гражданам оформленных Министерством социальных отношений Челябинской области путевок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Шилина С.И. частично.

Признать незаконным бездействие ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению Шилина С.И. путевкой на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Шилину С.И. за счет средств федерального бюджета путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований к ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                          О.Н. Карпова

Решение в законную силу не вступило