об оспаривании распоряжения



Дело № 2-1004/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи      Карповой О. Н.

при секретаре                    Пеплер Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой М.Я. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность,

у с т а н о в и л :

Филиппова М.Я. обратилась в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет ветеранов Великой Отечественной войны в качестве нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в части отказа в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии (подпункт 2 пункта 3), понуждении принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение жилья.

В обоснование требований сослалась на то, что не согласна с оспариваемым решением, поскольку является вдовой участника Великой Отечественной войны, в собственности и по договору найма жилых помещений не имеет. Администрация ЗГО неправомерно требует у нее документы, подтверждающие право собственности на <адрес> или договор найма с собственником дома, которых у нее нет.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации ЗГО Гареева О.В. с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 80-81), полагает, что оспариваемое решение принято законно и обоснованно, поскольку истец не представила в орган местного самоуправления полный пакет требуемых документов о принадлежности жилого помещения, в котором она проживала до ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Филиппова М.Я. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, Филиппова М.Я. является вдовой участника Великой отечественной войны ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти, браке, удостоверений о праве на льготы л.д. 11, 13, 14).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована и проживала в <адрес> (копия справки, домовой книги л.д. 48, 72-79).

По данным ФГУП «Ростехинвентаризация», Управления Росреестра по Челябинской области собственник дома не значится (л.д. 8, 55).

С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована и проживает на условиях безвозмездного пользования в однокомнатной <адрес> <адрес> относящейся к специализированному жилому фонду (выписка из поквартирной карточки, копия лицевого счета, договор, разрешение на заселение от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 44-47).

ДД.ММ.ГГГГ родственница истца ФИО5 написала от имени Филиппова М.Я. заявление на имя Главы Златоустовского городского округа, в котором просила принять её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ветерана Великой Отечественной войны (л.д. 34). Заявление подписала фамилией Филиппова М.Я. и подала его на личном приеме в жилищный отдел администрации ЗГО вместе с документами, подтверждающими отсутствие у истца жилья.

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова М.Я. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии в связи с не предоставлением документов, предусмотренных частью 4 ст. 52 ЖК РФ (выписка из распоряжения, сопроводительное письмо л.д. 32, 33).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 повторно обратилась в администрацию ЗГО с заявлением, написанным и подписанным ею от имени Филиппова М.Я., в котором просила еще раз рассмотреть заявление на предоставление ей жилья по ранее представленным документам (л.д. 31).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова М.Я. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии по тем же основаниям (копия распоряжения л.д. 30).

Выписка из распоряжения направлена истцу письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28, 29), в котором разъяснено, что отказ обусловлен непредоставлением справок с прежнего места жительства в <адрес>, а именно: выписки из домовой книги, содержащей сведения о всех лицах, зарегистрированных в доме с указанием даты регистрации, степени родства; свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом с приложением документа-основания (договор купли-продажи, дарения, наследования) с ксерокопиями; договора найма с собственником в случае проживания у постороннего лица с ксерокопией. После предоставления указанных документов заявление будет рассмотрено повторно.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (п. 1).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (п. 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (п. 4).

Суд полагает, что требование администрации у истца предоставить правоустанавливающие документы на дом, являвшийся её прежним местом жительства, либо договор найма с собственником дома, является неправомерным, поскольку из представленных в орган местного самоуправления документов следовало, что указанный дом ей не принадлежит, обязанность граждан, проживающих в непринадлежащих им жилых помещениях, заключать письменный договор найма законом не предусмотрена.

Требование предоставить выписку из домовой книги является правомерным с учетом положений ст. 53 ЖК РФ, поскольку орган местного самоуправления обязан проверить, не имело ли место со стороны заявителя намеренное ухудшение его жилищных условий, что давало бы основание отказать в принятии на учет.

В судебном заседании представитель администрации ЗГО пояснила, что поводом для вторичного отказа истцу в постановке её на учет также явился акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный представителями Совета ветеранов со слов Филиппова М.Я. и ею подписанный, из которого следовало, что у истца имеется в собственности <адрес>. В данном доме она проживала до того времени, как переехала в специализированное жилье. Данный дом продается за <данные изъяты>, документы на дом находятся в стадии оформления (л.д. 49-50).

Истец, её представитель пояснили, что указанный дом является половиной <адрес>. В доме истец проживала с семьей с ДД.ММ.ГГГГ., куплен он был по расписке. Действительно ими предпринималась попытка оформить право собственности на дом для последующей продажи, но в связи с отсутствием каких-либо документов, кроме домовой книги, сделать это не удалось. На имя истца оформлен земельный участок, прилегающий к дому площадью <данные изъяты>., на котором расположен огород. В настоящее время дом пустует, истец в нем проживать не может в силу возраста и состояния здоровья, поскольку он не благоустроенный, ветхий, нуждается в ремонте. В доме отсутствует водоснабжение, канализация, отопление печное, туалет находится на улице, за водой нужно ходить круглый год на реку. Истец не в состоянии носить воду, колоть дрова, осуществлять ремонт дома. Предполагаемая цена дома указана в акте ошибочно, поскольку дом маленький, ветхий, не может быть продан за такую сумму.

Пояснения истицы подтверждаются показаниями свидетелей ФИО6, ФИО1 (л.д. 94 об.-95), а также техническим паспортом на дом (л.д. 82-91), данными похозяйственных книг (л.д. 60-69).

Из технического паспорта, в частности, следует, что дом построен в ДД.ММ.ГГГГ одноэтажный, бревенчатый, состоит из двух частей, используемых двумя семьями, износ <адрес>%.

Половина дома, в которой проживала семья истца, имеет одну комнату площадью <данные изъяты> и кухню с печкой площадью <данные изъяты>.

Фундамент дома имеет трещины, стены и перегородки поражены гнилью, имеют трещины. Крыша, полы, дверные и оконные проемы, внутренняя и внешняя отделка, печь также имеют трещины и сколы. Водопровод, канализация, горячее водоснабжение отсутствуют. Отопление помещения печное, имеется электроснабжение.

Собственник дома в реестровой книге не значится.

В похозяйственных книгах за ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о том, что в <адрес> проживала семья ФИО7, в том числе жена Филиппова М.Я., в их владении находился дом и земельный участок площадью первоначально <данные изъяты>

Земельный участок передан истцу в собственность на основании распоряжения Главы администрации Кувашинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о праве собственности, выписка из реестра земельных участков л.д.21, 90).

Суд полагает, что наличие в пользовании истца указанного жилого помещения не свидетельствует об обеспеченности её жильем и не препятствует постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вне зависимости от того обстоятельства оформлено ли право собственности истицы на долю дома или нет, поскольку жилое помещение не является благоустроенным, истец в возрасте ДД.ММ.ГГГГ не в состоянии проживать в нем.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей и не оспаривается представителем ответчика.

Однако исковые требования Филиппова М.Я. не подлежат удовлетворению, поскольку ею не соблюден заявительный порядок для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получения мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений.

Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Закона гарантируется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят Закон Челябинской области от 28 января 2010 г. № 528-ЗО
«О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных
категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов,
нуждающихся в улучшении жилищных условий» с изменениями от 31 марта 2010 г.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в одной из следующих форм:

1) предоставление жилых помещений по договору социального найма;

2) предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области (ст. 2 п. 2).

Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006г. № 149-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или при обретение жилых помещений.

Согласно п. 3 Положения правом на получение субсидии на приобретение жилья имеют лица, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилья.

Условия и порядок признания граждан нуждающимися в жилом помещении регламентирован нормами жилищного законодательства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемое распоряжение вынесено администрацией ЗГО на основании заявления и приложенных к нему документов от имени Филиппова М.Я. Данное заявление Филиппова М.Я. не подписывала, лично в администрацию не приходила.

От её имени написала, подписала заявление и лично подала документы в жилищный отдел родственница ФИО5, которая имела доверенность представлять интересы Филиппова М.Я. во всех органах и организациях.

То обстоятельство, что заявление подается не самим гражданином, который указан в качестве заявителя, а иным лицом, в заявлении не отражено.

В судебном заседании истец пояснила, что просила племянницу обратиться в администрацию по вопросу предоставления жилья, поскольку ей трудно подниматься на 4 этаж, намерена приобрести жилье на первом или втором этаже.

Однако, в подписанном истцом акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Филиппова М.Я. проживает в специализированном жилье, условиями проживания довольна, о поданном от её имени заявлении ничего не знает (л.д. 49-50).

В первоначальном заявлении содержалась просьба принять Филиппова М.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, во втором речь шла о предоставлении жилья. В исковом заявлении истец просит обязать ответчика поставить её на учет граждан, нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность, хотя такое заявление в администрацию не подавалось.

Из вышеприведенных правовых актов следует, что предоставление субсидии на приобретение жилья в собственность, предоставление жилья по договору социального найма являются различными мерами социальной поддержки льготных категорий граждан.

Постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должна предшествовать обращению гражданина, имеющего право на получение соответствующих мер социальной поддержки, в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии либо предоставлении жилья на условиях социального найма.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований Филиппова М.Я. об оспаривании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии, понуждении принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение жилья не имеется, поскольку с заявлением о предоставлении жилищной субсидии ни истец, ни её представитель в администрацию не обращались.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого было принято оспариваемое распоряжение, касалось предоставления жилья, а не субсидии. Заявление истцом не подписано, данные о подписании заявления представителем по доверенности в заявлении не указаны.

На момент подачи заявления истец не состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, следовательно, не вправе претендовать на получение жилья либо субсидии на его приобретение.

При этом истец не лишена возможности лично или через представителя обратиться в администрацию ЗГО с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающийся в предоставлении жилья, представив необходимые документы. В случае удовлетворения её заявления - обратиться в уполномоченный орган с просьбой предоставить ей одну из мер социальной поддержки в целях улучшения жилищных условий - субсидию на приобретение жилья в собственность либо жилое помещение по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Филипповой М.Я. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет ветеранов Великой Отечественной войны в качестве нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в части отказа Филипповой М.Я. в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии (подпункт 2 пункта 3), возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                    О.Н. Карпова

Решение в законную силу не вступило