об оспаривании распоряжения



Дело № 2-779/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи      Карповой О. Н.

при секретаре                    Пеплер Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирьяновой А.А. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения, понуждении выдать акт предварительного согласования места размещения объекта,

у с т а н о в и л:

Кирьянова А.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе ей земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для строительства гаражных боксов для грузовых автомобилей (в количестве 3 боксов); возложить на администрацию ЗГО обязанность выдать акт предварительного согласования на указанный земельный участок.

В обоснование заявленных требований указала, что с решением не согласна, так как в своем заявлении в администрацию ЗГО указала предполагаемое место размещения земельного участка, следовательно, данное заявление подано с предварительным согласованием места размещения объектов, которое проведение торгов не предусматривает. Испрашиваемый земельный участок также не может являться предметом торгов в связи с тем, что в отношении него не проведены работы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, не определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В судебное заседание истец Кирьянова А.А. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Васильев Ю.В. настаивал на требованиях Кирьяновой А.А. по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации ЗГО Миротина Ю.Б. с иском не согласна по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 31-32). Считает оспариваемое распоряжение законным, поскольку заявление о выборе земельного участка и выдаче акта предварительного согласования места размещения объекта от истицы в администрацию ЗГО не поступало. При предоставлении земельного участка под строительство без предварительного согласования места размещения объекта сначала осуществляется формирование земельного участка и его постановка на государственный кадастровый учет, далее все последующие этапы, предусмотренные п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Прием встречных заявлений об отводе спорного земельного участка будет осуществлять только после проведения работ по формированию земельного участка. В связи с чем полагает, что истцом преждевременно заявлены требования об оспаривании распоряжения администрации ЗГО.Дополнительно в судебном заседании представитель пояснила, что публикации сообщения о приеме заявлений на спорный земельный участок или о проведении торгов не было, поскольку земельный участок на тот момент не был сформирован.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования, заявленные Кирьяновой А.А., не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

ДД.ММ.ГГГГ Кирьянова А.А. обратилась к главе Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты> по адресному ориентиру: <адрес> для строительства гаражных боксов для грузовых автомобилей (л.д. 5), к заявлению был приложен ситуационный план (л.д. 6).

В заявлении истица не указала, в каком порядке она просит рассматривать её заявку, не просила осуществить выбор земельного участка, выдать её акт предварительного согласования места размещения объекта, не обосновала примерный размер земельного участка.

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» по заявлению Кирьяновой А.А. принято решение поручить МУ «КУИ ЗГО» сформировать испрашиваемый истцом земельный участок, после чего организовать проведение торгов на предоставление данного участка в аренду.

Решение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно градостроительному зонированию территории города, правил землепользования и застройки территории г. Златоуста (л.д. 26-29), земельный участок, испрашиваемый Кирьяновой А.А., находится в территориальной зоне Г.2 - зона коммунально-складских помещений. Следовательно, строительство гаражей в данной зоне допускается.

Представитель истца Васильев Ю.В. пояснил, что заявление истицы в администрацию ЗГО необходимо расценивать, как заявление, поданное с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку испрашиваемый участок на момент подачи заявки не был сформирован, следовательно, предметом торгов он быть не мог.

В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п.1).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).

Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).

В соответствии со ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (п.1).

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (п.2).

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 г. N 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте.

Данным положением установлено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, заявитель обращается в комиссию по землеотводам с заявлением о предоставлении земельного участка; к заявлению могут прилагать технико-экономические обоснования и расчеты (п.п. 1 п. 7).

В судебном заседании достоверно установлено, что Кирьянова А.А. заявление о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения объекта в администрацию ЗГО не подавала. Следовательно, у ответчика отсутствовала обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и принять по заявлению соответствующее решение.

Как следует из искового заявления, пояснений представителя истицы (л.д. 3-4, л.д. 39) на рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 30 ЗК РФ (без предварительного согласования места размещения объекта) истица не настаивает.

При таких обстоятельствах с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ исковые требования Кирьяновой А.А. удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя истца Васильева Ю.В. о том, что отсутствие в заявлении просьбы выдать акт предварительного согласования места размещения не должно учитываться при разрешении спора, поскольку в оспариваемом распоряжении отсутствует ссылка на данное обстоятельство, являются необоснованными, в силу п. 3 ст.246 ГПК РФ, по делам, вытекающим из публичных правоотношений, суд не связан доводами сторон и рассматривает дело с учетом всех юридически значимых обстоятельств.

Оценивая оспариваемый пункт распоряжения администрации ЗГО с точки зрения соблюдения при его принятии норм земельного законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, суд полагает, что решение по заявлению Кирьяновой А.А. в части указания на выставление испрашиваемого земельного участка на торги после проведения работ по его формированию принято в нарушение ст. 30 Земельного кодекса РФ, а также п. 5 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте, утвержденного решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01.07.2004 г. № 811.

В соответствии с пунктами 1.2, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 4).

В рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления пунктом 1.2 ст. 30 ЗК РФ, Златоустовское городское Собрание депутатов в пункте 5 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте установило, что на территории Златоустовского городского округа исключительно на торгах осуществляется предоставление земельных участков в собственность для строительства без предварительного места размещения объекта.

Для остальных случаев предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (в том числе в аренду) данным пунктом предусмотрено, что выставление земельного участка на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными актами.

Из приведенных правовых норм следует, что при поступлении заявления Кирьяновой А.А., которое рассматривалось ответчиком, как заявление об отводе земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, администрация ЗГО должна была обеспечить проведение работ по формированию земельного участка, предварительно и заблаговременно опубликовать сообщение о наличии предполагаемого к передаче земельного участка.

Вопрос о проведении торгов либо передаче земельного участка единственному заявителю необходимо принимать только после выполнения работ по формированию земельного участка и истечения установленного срока на подачу заявок.

Публикация оспариваемого истицей решения о поручении МУ «КУИ ЗГО» провести работы по формированию земельного участка, после чего организовать проведение торгов на предоставление участка в аренду, не является сообщением о наличии предполагаемого к передаче земельного участка.

Как следует из ответа МУ «КУИ ЗГО» (л.д. 18), договор (контракт) на оказание услуг по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка примерной площадью <данные изъяты>, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> не заключало, с заявлением в орган кадастрового учета о постановке на учет объекта недвижимости (земельного участка) не обращалось.

Таким образом, в нарушение установленного порядка, решение о проведении торгов было принято администрацией ЗГО до проведения работ по формированию участка, публикации сообщения, истечении срока для подачи заявок.

С учетом того обстоятельства, что истица не претендует на предоставление ей испрашиваемого земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, оснований для признания незаконным распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» не имеется.

Кирьянова А.А. не лишена возможности обратиться в администрацию ЗГО с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Кирьяновой А.А. о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ.» в части отказа Кирьяновой А.А. в отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты> находящегося по адресному ориентиру: <адрес>, для строительства гаражных боксов для грузовых автомобилей (подпункт 1 пункта 9), понуждении выдать акт предварительного согласования места размещения объекта, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                  О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу