об оспаривании распоряжения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Карповой О.Н.,

при секретаре                                Пеплер Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баратынской З.Я. к Министерству социальных отношений Челябинской области об оспаривании отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья,

у с т а н о в и л :

Баратынской З.Я. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, в котором оспаривает решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ей жилищной субсидии; просит обязать ответчика предоставить как нуждающейся в улучшении жилищных условий участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 г., в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет ветеранов Великой Отечественной войны в качестве нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность» была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Впоследствии решением Министерства социальных отношений Челябинской области ей было отказано в предоставлении жилищной субсидии. С оспариваемым решением не согласна, поскольку является участником Великой Отечественной войны, собственного жилья не имеет, проживает в квартире у родственников, в котором ей отведено для пользования и проживания 5 кв.м.

Истица в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, на заявленных требованиях настаивает, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 88, 89).

Представитель истицы Шапкина Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, указал (л.д. 80-81), что с иском не согласен, поскольку ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки при условии нуждаемости в жилом помещении. Истица зарегистрирована по адресу: <адрес>, является членом семьи собственника занимаемого жилого помещения, в которое вселена в ДД.ММ.ГГГГ по ордеру. Обеспеченность на одного члена семьи истицы составляет <данные изъяты> то есть она обеспечена жилой площадью более учетной нормы, которая по Златоустовскому городскому округу составляет <данные изъяты>. В связи с тем, что на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность по расходованию средств на предоставление жилищных субсидий, Министерство несет обязанность расходовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. Бюджетным кодексом РФ установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Представитель третьего лица администрации Златоустовского городского округа Гареева О.В. с иском согласна. Полагает, что распоряжением администрации ЗГО Баратынская З.Я. на законных основаниях признана нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку истица проживает в квартире по адресу: <адрес> по договору найма, который представила в администрацию ЗГО, и членом семьи собственника жилого помещения не является.

Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Баратынской З.Я. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений.

Согласно ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Пунктом 3 ст. 16 Закона предусмотрено, что ветеранам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят Закон Челябинской области от 28 января 2010 г. N 528-ЗО
"О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных
категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов,
нуждающихся в улучшении жилищных условий" с изменениями от 31 марта 2010 г.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в одной из следующих форм:

1) предоставление жилых помещений по договору социального найма;

2) предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области;

3) предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах" (ст. 2 п. 1 Закона от 28.01.2010г. № 528-ЗО).

Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006г. № 149-П утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или при обретение жилых помещений».

Согласно названным правовым актам участники Великой Отечественной войны имеют право на получение социальной поддержки при условии нуждаемости в жилом помещении.

Условия и порядок признания граждан нуждающимися в жилом помещении регламентирован нормами жилищного законодательства.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, в частности, признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию (копия удостоверения л.д.20, копия справки л.д. 21) инвалидом 2 группы по общему заболеванию (себя не считает..

Баратынской З.Я. с ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной <адрес> общей площадью <данные изъяты>. (копия паспорта л.д. 59-60, копия справки л.д. 58). Указанное жилое помещение было предоставлено супругу истицы ФИО9 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 человека, включая истицу и её внучку ФИО3 (копия ордера л.д. 14).

Также в квартире зарегистрирована и проживает внучка истицы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> сын ФИО3 - ФИО4 (справка ЖСК «Строитель» л.д. 59, копия поквартирной карточки л.д. 70, копия ордера л.д. 14).

Собственником квартиры является ФИО3, ее право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании справки ЖСК «Строитель» (копия свидетельства о государственной регистрации права л.д. 44).

Как следует из ответа на запрос суда <данные изъяты> (л.д. 68), Баратынской З.Я. является членом ЖСК с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, паевой взнос за квартиру был выплачен ею в ДД.ММ.ГГГГ На основании заявления Баратынской З.Я. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71) паевые взносы и квартира была переоформлена на ФИО3 (л.д. 69). ФИО3 и её сын ФИО4 также являются членами кооператива с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно. В поквартирной карточке истица и её внучка значатся нанимателями квартиры (л.д. 70).

Истица жилья, принадлежащего ей на праве собственности, не имеет (уведомление Управления Росреестра по Челябинской области л.д. 43, справка ЗО ЧФ ФГУП «РТИ-Федеральное БТИ» л.д. 39).

ДД.ММ.ГГГГ Баратынской З.Я. обратилась к Главе ЗГО с заявлением о включении ее, как участника Великой Отечественной войны, в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений на приобретение жилых помещений в собственности на территории Челябинской области (л.д.47, 19).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, принятом на основании решения межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), Баратынской З.Я. принята на учет в качестве нуждающийся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем (л.д. 46).

Письмом Министерства социальных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Баратынской З.Я. отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, поскольку истица является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, обеспеченность на 1 члена семьи заявителя составляет <данные изъяты> в связи с чем Баратынской З.Я. не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий,

Отказ в предоставлении Баратынской З.Я. субсидии на приобретение жилья в собственность суд считает законным и обоснованным на основании следующего.

В соответствии со ст.ст. 30, 31 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (ст. 30).

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником (ст. 31).

Представители истицы полагают, что Баратынской З.Я. и собственница квартиры ФИО3 не являются членами одной семьи, поскольку общее хозяйство не ведут: бюджет у них раздельный, каждый самостоятельно приобретает продукты питания, Баратынской З.Я. оплачивает расходы за потребляемые коммунальные услуги и содержание жилья за счет, предоставленной ей льготы, ФИО3 оплачивает оставшуюся часть за счет собственных средств.

Из пояснений представителей истца (л.д. 75-76, 92-93), показаний допрошенной в качестве свидетеля собственницы квартиры ФИО3 (л.д. 94) следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является двухкомнатной. Квартира была переоформлена на ФИО3 по желанию её деда ФИО9, хотя паевые взносы за неё выплачивали супруги Баратынской З.Я..

ФИО3 и Баратынской З.Я. проживали одной семьей, мать ФИО3 жила отдельно. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 начала работать, с этого времени бюджет в семье стал у неё и бабушки раздельным. Сначала истица проживала в одной из жилых комнат квартиры. Последние несколько лет она по состоянию здоровья перебралась жить на кухню, чтобы быть ближе к санузлу. Комнаты занимают ФИО3 и её сын. Основная часть мебели в квартире приобретена ФИО3. Из вещей истицы в квартире находится буфет, который стоит в жилой комнате. Вещи истица хранит в шкафу внучки. Местами общего пользования, постельными принадлежностями пользуются совместно. Кухонная мебель, холодильник, сантехника являются общими. ФИО3 стирает вещи бабушки, убирается во всей квартире, периодически кормит её своими продуктами питания, она же вносит плату за жилье и коммунальные услуги. Баратынской З.Я. получает субсидию на оплату жилья в размере 50%. Также в уходе за Баратынской З.Я. принимает участие её дочь ФИО10

Отношения между истицей и её внучкой напряженные в связи с тем, что Баратынской З.Я., считая себя хозяйкой квартиры, требует от внучки не мешать её, не приводить гостей, поскольку по состоянию здоровья ей нужен покой. Она хочет проживать в квартире одна.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО11, ФИО12 (подруги ФИО3) показали, что со слов ФИО3 им известно о конфликтных отношениях между ней и Баратынской З.Я. В гостях у ФИО3 были один раз ДД.ММ.ГГГГ г., Баратынской З.Я. была недовольна их приходом и вынудила их уйти из квартиры.

В заявлении о включении в список на предоставление жилищной субсидии Баратынской З.Я. указала ФИО3 и её сына членами своей семьи (л.д. 47).

В числе других документов, ею были представлены договоры найма заключенные с собственником квартиры ФИО3 (л.д. 48-53).

Договоры не содержат даты, когда были составлены. Один из договоров заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, второй с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В первом договоре указано, что ФИО3 предоставила Баратынской З.Я. часть квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без указания характеристик данной части. Во втором договоре не указан адрес квартиры. Плата за наем договором не предусмотрена.

Таким образом, предмет договоров не определен.

Как следует из пояснений представителя истицы ФИО10 в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75 об.-76), указанные договоры заполнялись ею в ДД.ММ.ГГГГ г. на бланках, предоставленных ей в жилищном отделе администрации ЗГО, где пояснили, что это сделать необходимо, поскольку Баратынской З.Я. проживает не в собственном жилье. Баратынской З.Я. и ФИО3 подписали договоры в ДД.ММ.ГГГГ г. В договорах не указано, какая именно часть квартиры предоставляется нанимателю Баратынской З.Я. по небрежности. Подразумевалось, что предметом договора является кухня площадью 5 кв.м., в которой истица фактически проживала на тот период времени.

В соответствии со ст. 673 ГК РФ предметом договора найма может быть только изолированное жилое помещение, в том числе часть квартиры, однако кухня жилым помещением не является, включается в общую площадь квартиры.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что по характеру сложившихся отношений истица и её внучка ФИО3 являются членами семьи, оснований для признания Баратынской З.Я. нанимателем помещения площадью 5 кв.м. в квартире, принадлежащей внучке, как указывается в иске, не имеется.

Баратынской З.Я. вселилась в квартиру в ДД.ММ.ГГГГ г. вместе с внучкой, как члены одной семьи, до настоящего времени они постоянно проживают в данной квартире. Представителями истицы не отрицается, что хотя Баратынской З.Я. и находится преимущественно на кухне, но она пользуется совместно с собственником местами общего пользования: кухней, ванной и туалетом, некоторыми предметами домашнего обихода, периодически родственники вместе питаются. Плату за жилье истица не вносит. ФИО3 совместно с матерью осуществляет уход за бабушкой. Истица считает себя хозяйкой квартиры, несмотря на то, что документально право собственности оформлено на внучку. ФИО3 не имеет намерений выселить бабушку из квартиры.

Договоры найма жилого помещения - <адрес> носят фиктивный характер.

Решением Собрания Депутатов ЗГО № 22-ЗГО от 6.05.2009 г. утверждена учетная норма площади жилищных помещений в размере 9 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов.

Таким образом, истица, проживая в <адрес> общей площадью <данные изъяты>. составом семьи три человека, обеспечена жилой площадью <данные изъяты> что более установленной учетной нормы.

Как следует из пояснений представителя истицы, представителя администрации ЗГО, на учете нуждающихся в предоставлении жилья Баратынской З.Я. не состоит и не состояла, с заявлением о принятии на учет в администрацию ЗГО не обращалась.

Согласно п. 3 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или при обретение жилых помещений», утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006г. № 149-П, правом на получение субсидии на приобретение жилья имеют участники Великой Отечественной войны, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилья.

При таких обстоятельствах у истицы отсутствуют законные основания состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении субсидии, отказ Министерства социальных отношений Челябинской области в предоставлении субсидии является правильным.

Кроме того, истицей пропущен, установленной ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с иском об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с указанной правовой нормой гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, управления, должностного лица в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из пояснений представителя истицы, показаний свидетеля ФИО3 следует, что о данном решении Баратынской З.Я. стало известно в ДД.ММ.ГГГГ г. после того, как её дочери ФИО10 в администрации ЗГО устно пояснили о позиции министерства и выдали копию письма, поступившего на имя Главы ЗГО Караваева А.Н. по факсу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4). Получив письмо, ФИО10, действуя от имени и в интересах матери, попросила сотрудников жилищного отдела выдать истице официальное письмо от администрации ЗГО с разъяснением своей позиции по вопросу наличия у Баратынской З.Я. права на получение субсидии. Письмо из администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ они получили в ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 3), после этого решили обратиться в суд. В письме заместитель Главы ЗГО только процитировал позицию министерства, изложенную ранее.

Представители истицы, третьего лица администрации ЗГО полагают срок не пропущенным, поскольку официальный ответ об отказе в предоставлении субсидии был получен только в ДД.ММ.ГГГГ

Суд полагает, что началом исчисления срока следует признать дату получения истицей копии оспариваемого решения, из которого её стало известно о нарушенном праве, т.е. ДД.ММ.ГГГГ г. В суд с иском истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами трехмесячного срока.

Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Баратынской З.Я. об оспаривании отказа Министерства социальных отношений Челябинской области в предоставлении субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                    О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу