об оспаривании бездействия по выполнению санитарно-эпидемиологических требований



Дело № 2-711/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи       Карповой О.Н.

при секретаре                                    Пеплер Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Областная туберкулезная больница № 4», Министерству здравоохранения Челябинской области об оспаривании бездействия по выполнению санитарно-эпидемиологических требований,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Областная туберкулезная больница № 4» (далее ГУЗ «ОТБ № 4»), Министерству здравоохранения Челябинской области, в котором просил:

- признать незаконным бездействие ГУЗ «ОТБ № 4», Министерства здравоохранения Челябинской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по соблюдению требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: по отсутствию локальных очистных сооружений стоков больницы, не обеспечению соответствия санитарным нормам размеров контейнерной площадки; не обеспечению туберкулезного отделения больницы санитарным пропускником для пациентов, помещением для хранения вещей пациентов, боксированными палатами для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью; не обеспечению норматива площади на одну койку в туберкулезном отделении; не обеспечению процедурных кабинетов, палат туберкулезного отделения мебелью, отвечающей требованиям СанПиН; не обеспечению здания диспансера централизованным горячим водоснабжением; не устранению дефектов потолка, стен, пола коридора, стен в процедурном кабинете, полов в кабинетах участковых фтизиаторов здания диспансера; по размещению пищеблока туберкулезного отделения либо не оснащению его автономной приточно-вытяжной вентиляцией; не оснащению помещений моечных для столовой и кухонной посуды резервными электроводонагревателями;

- обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить указанные мероприятия.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной с привлечением специалистов ТО ТУ Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе в ГУЗ «ОТБ № 4» выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые также содержались в ранее действовавшем СанПиН 2.1.3.1375-03 «Медицинские учреждения. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». В нарушение требований раздела 1 п. 2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 здание туберкулезного отделения ГУЗ «ОТБ № 4» размещено на территории МЛПУЗ «Городская больница № 1»; размеры контейнерной площадки туберкулезного отделения не соответствуют требованиям п. 2.17 СанПиН, отсутствуют: санитарный пропускник, что является нарушением п. 3.6 раздела 1 СанПиН, помещение для хранения вещей пациентов (п. 13.1 раздела 1 СанПиН), боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью согласно п. 10.2.3 СанПиН. Площадь на одну койку в туберкулезном отделении составляет 4.3 кв.м, в то время, как в соответствии с требованиями п. 3.6 приложения № 1 к СанПиН - 8 кв.м. Также проверкой отмечены нарушения требований п. 8.8 СанПиН, согласно которым наружная и внутренняя поверхность мебели в процедурных кабинетах, палатах туберкулезного отделения больницы имеет повреждения, трещины. Очистка и обеззараживание сточных вод туберкулезного отделения и диспансера посредством локальных очистных сооружений не осуществляется. Здание диспансера ГУЗ «ОТБ № 4», расположенное по адресу: <адрес> в нарушение п. 5.1 СанПиН не оснащено централизованным горячим водоснабжением. В помещениях диспансера (кроме лаборатории) не установлены водонагревательные устройства, что является нарушением п. 5.4 СанПиН. В кабинете для внелегочных больных диспансера отсутствует умывальник (п. 5.4 СанПиН). В нарушение п. 4.2 СанПиН в диспансере поверхности потолка, стен, пола коридора 1 этажа здания, стен в процедурном кабинете, поверхности полов в кабинетах участковых фтизиатров имеют дефекты (п. 4 СанПиН). Пищеблок туберкулезного отделения ГУЗ «ОТБ №4» размещен на 1-ом этаже отделения при отсутствии автономной приточно-вытяжной вентиляции, в нарушение п. 14.1 СанПиН. В помещениях моечных для столовой и кухонной посуды отсутствует резервный электроводонагреватель, что является нарушением п. 14.19 СанПиН. Туберкулезное отделение больницы и диспансер размещены в зданиях старой постройки (1927г., 1863 г. соответственно), и не отвечают предъявляемым требованиям по площади, степени их благоустройства. Отмеченные нарушения создают угрозу заражения туберкулезом для неопределенного круга лиц. Приведение зданий и помещений больницы в соответствие с требованиями санитарных норм требует значительных финансовых вложений, принятия решений о способах устранения нарушений. Согласно уставу ГУЗ «ОТБ № 4» является государственным учреждением здравоохранения, учредителем которого выступает Министерство здравоохранения Челябинской области, финансирование учреждения осуществляется из областного бюджета на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное финансирование выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарных норм, отмеченных в акте проверки, сметой на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.

В последующем прокурор неоднократно уточнял заявленные требования (л.д. 97-98, 174-175), просит:

1. признать незаконным бездействие ГУЗ «ОТБ № 4», выразившееся в невыполнении мероприятий по соблюдению требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:

- в здании стационарного туберкулезного отделения - по отсутствию локальных очистных сооружений стоков больницы, не обеспечению соответствия санитарным нормам размеров контейнерной площадки, не обеспечению помещением, боксированными палатами для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью, не обеспечением норматива площади на одну койку в отделении, не обеспечению палат туберкулезного отделения мебелью в виде тумбочек, отвечающих требованиям СанПиН; по не оснащению пищеблока автономной приточно-вытяжной вентиляцией;

- в здании туберкулезного диспансера - по не обеспечению здания централизованным горячим водоснабжением, не оснащению помещений диспансера в качестве резервного источника водонагревательными устройствами, не устранению дефектов поверхности потолка, стен, пола коридора 1-го этажа, стен в процедурном кабинете, поверхности полов в кабинетах участковых фтизатров.

2. Обязать ГУЗ «ОТБ № 4» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по обеспечению исполнения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:

- в здании туберкулезного отделения (<адрес>): оборудовать контейнерную площадку в соответствии с санитарными нормами размеров; оборудовать отделение помещением для хранения вещей пациентов; создать и оборудовать боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью; обеспечить норматив площади на одну койку в отделении; обеспечить палаты туберкулезного отделения мебелью в виде тумбочек, отвечающих требованиям СанПиН; оснастить локальными очистными сооружениями; оснастить пищеблок автономной приточно-вытяжной вентиляцией;

- в здании туберкулезного диспансера (<адрес>): обеспечить здание централизованным горячим водоснабжением; оснастить помещение диспансера, в качестве резервного источника, водонагревательными устройствами; устранить дефекты поверхности потолка, стен, пола коридора 1-го этажа, стен в процедурном кабинете, поверхности полов в кабинетах участковых фтизатров.

3. При недостаточности денежных средств обязать Министерство здравоохранения Челябинской области профинансировать выполнение указанных мероприятий за счет средств бюджета Челябинской области.

В судебном заседании помощник прокурора Казакова Т.Б. на удовлетворении уточненных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, указал (л.д. 105-108, 198-199), что Министерство не согласно с указанными в иске сроками для выполнения мероприятий по обеспечению исполнения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», поскольку СагПиН вступил в силу с 17 сентября 2010 г., проверка деятельности ГУЗ «ОТБ № 4» осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ, привести здание 1863 года постройки в соответствии с новыми требованиями за 5 месяцев не представляется возможным. Являясь бюджетным учреждением ГУЗ «Областная туберкулезная больница № 4» осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность на основании Бюджетного кодека РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Денежные средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта, будут выделены в ДД.ММ.ГГГГ году, ремонт запланирован в рамках областной целевой программы модернизации здравоохранения в Челябинской области на 2011-2012 годы, в процессе ремонта решатся вопросы по централизованному горячему водоснабжению, установке раковин (умывальников) во всех кабинетах, восстановлению целостности стен, потолков, пола. Часть нарушений, выявленных в ходе проверки, устраняется, так, санитарный пропускник в туберкулезном отделении организован, проводятся работы по проектированию, паспортизации и монтажу приточно-вытяжной вентиляции пищеблока туберкулезного отделения, мебель для процедурного кабинета заказана из внебюджетных средств, по мере поступления внебюджетных средств закупается мебель, приобретен электроводонагреватель в пищеблок и лабораторию. Контейнерная площадка для мусора будет приведена в соответствие с требованиями СанПиН во ДД.ММ.ГГГГ г., площадь на одну койку возможно увеличить в ДД.ММ.ГГГГ г. за счет организации дневного стационара при туберкулезном диспансере. Помещение для хранения вещей больных убрано из подвального помещения по требованию пожарной охраны, решается вопрос о выделении помещения для хранения одежды больных. Боксированных палат для больных туберкулезом нет, так как в проекте здания они не предусмотрены, но больные разделены по форме туберкулеза по палатам, организовано питание в две смены. Мебель централизованно не закупалась с ДД.ММ.ГГГГ г., согласно распоряжениям Правительства Челябинской области от 11.01.2009 г. № 1-рп, от 31.12.2009г. № 283-рп «О лимитах бюджетных обязательств», согласно которым запрещалось использование бюджетных ассигнований 2009, 2010 г. на оплату работ, услуг по приобретению оборудования, капитального и текущего ремонта. Сточные воды от туберкулезной службы, согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» допускается сливать в систему централизованной канализации.

Установленный прокуратурой г. Златоуст срок для устранения нарушений считает не разумным в связи с необходимостью проведения капитального ремонта с реконструкцией здания. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований и установить для выполнения мероприятий по обеспечению исполнения требований СанПиН срок с учетом времени необходимого для проведения капитального ремонта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ГУ «Областная туберкулезная больница № 4» Клявина Е.Ю. с иском согласна частично, пояснила, что не согласна с требованиями по сроку для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, при этом не оспаривает, что нарушения СанПиН действительно имеют место. После проверки часть нарушений устранена: оборудован санпропускник, поэтапно по мере изыскания внебюджетных средств закупается мебель. При проведении капитального ремонта здания диспансера, финансирование которого предусмотрено в ДД.ММ.ГГГГ будут устранены оставшиеся нарушения. Вентиляция не функционирует в полном объеме, в настоящее время идет паспортизация вентиляции, которая предусматривает ревизию всей системы, в том числе приточно-вытяжной вентиляции в пищеблоке отделения. Полагает, что выполнить требования прокурора о создании и оборудовании боксированных палат для пациентов невозможно без реконструкции здания стационара туберкулезного отделения, которое не планируется. Пациенты с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью находятся в изолированных палатах. С требованием об увеличении площади на одну койку в отделении согласно нормативу считает правомерным, но без выделения дополнительного помещения или уменьшения количества коек исполнить его не представляется возможным.С требованиями прокурора об оснащении туберкулезного отделения локальными очистными сооружениями не согласна, поскольку в туберкулезном отделении проходят лечение больные туберкулезом легких, выделение туберкулезных палочек у которых происходит воздушно-капельным путем. При работе с отходами применяются нормы СанПиНа 2.1.7.2790-10, и обеззараженная мокрота сливается в централизованную канализацию вместе с дезинфицирующим средством.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Мирсанова И.Н. исковые требования прокурора поддержала. Пояснила, что ранее комплексная проверка ГУЗ «ОТБ № 4» проводилась в ДД.ММ.ГГГГ, часть нарушений, выявленных при проверке не была устранена, в связи чем нарушения повторно были указаны в акте проверки <данные изъяты>. Кроме того, в СанПиН 2.1.3.2630-10, принятых в ДД.ММ.ГГГГ., санитарно-эпидемиологические требования более конкретизированы, формулировки СанПиН 2.1.3.1375-03.2.1.3 не содержали конкретных указаний о том, каким образом должна быть оборудована контейнерная площадка, о наличии именно гардероба для хранения вещей пациентов, об обеспечении мебелью. В прежних правилах имелась только ссылка на количество боксированных палат, в новых правилах четко указано о том, что в отделении должны быть оборудованы боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью. Необходимость оснастить туберкулезное отделение локальными очистными сооружениями предусмотрена СанПиН 2.1.3.2630-10, исследования на наличие туберкулезных бактерий в стоках Управлением Роспотребнадзора не проводились, ГУЗ «ОТБ № 4» должно само провести такие исследования и доказать, что необходимости в оснащении локальными очистными сооружениями не имеется.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора г. Златоуста подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Государственное учреждение здравоохранения «Областная туберкулезная больница № 4» является государственным учреждением, входящим в систему здравоохранения, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7.10.2005г. № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (л.д. 178-183 устав).

Функции учредителя Учреждения от имени Челябинской области выполняет Министерство здравоохранения Челябинской области (п. 1.3 устава).

Учреждение финансируется из областного бюджета на основе сметы доходов и расходов, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством РФ и Челябинской области (п. 1.7).

Место нахождения Учреждения: <адрес>. Учреждение в своем составе имеет следующие структурные подразделения: поликлиническое, стационарное, рентген-флюорографическое, лаборатория, физиотерапевтическое, административно-хозяйственное (п. 1.10, 1.11 устава).

Противотуберкулезный диспансер расположен в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>, туберкулезное отделение - по адресу: <адрес>. Указанные помещения принадлежат ГУЗ «ОТБ № 4» на праве оперативного управления в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ Земельные участки, на которых они расположены, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ГУЗ «ОТБ № 4» (л.д. 32, 33, 34, 35 свидетельства о государственной регистрации права).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ
"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации (ст. 5 Закона).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 18 мая 2010 г. N 58, вступившие в силу после официального опубликования 17 сентября 2010 г., устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (п.1.1).

Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами (п. 1.2).

Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц (п. 1.5).

Пунктом 2.17 раздела 1 данных правил предусмотрено, что на территории хозяйственной зоны лечебно-профилактических организаций (далее ЛПО) на расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.

В соответствии с п. 3.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложений 1 и 2 настоящим санитарным правилам.

Согласно приложению 1 минимальная площадь на одну койку в платах на две койки и более в инфекционных, в том числе туберкулезных отделениях, составляет 8 кв.м.

Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность (п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10).

Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил (п. 5.1 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

Пунктом 5.4. Правил установлено, что для вновь строящихся и реконструируемых ЛПО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.

Пунктом 8.8. СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно п. 10.8.3. СанПиН в туберкулезном стационаре необходимо предусмотреть наличие боксированных палат для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью.

При поступлении в стационар личная одежда и обувь пациента оставляются в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передаются его родственникам (знакомым) (п. 13.1 Правил).

В соответствии с п. 14.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 пищеблок ЛПО следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспортными тоннелями с палатными отделениями, кроме инфекционных. Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения технологической поточности, включая лифтовое оборудование и оснащение автономной приточно-вытяжной вентиляцией.

В ходе судебного разбирательства установлено и представителями ответчиков не оспаривается, что в ГУЗ «ОТБ № 4» допускается нарушение вышеуказанных требований СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в зданиях туберкулезного отделения по адресу <адрес>, и противотуберкулезного диспансера по адресу: <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе по заданию прокуратуры г. Златоуста была проведена внеплановая проверка ГУЗ «Областная туберкулезная больница № 4» (л.д. 7-9).

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований СанПиН 2.1.3.26.30-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в том числе и нарушение, выявленное по результатам проведения мероприятий по контролю от 27.05.2008 г. (л.д. 219-220).

В числе нарушений в здании туберкулезного отделения по адресу: <адрес> было выявлено отсутствие:

- санитарного пропускника для пациентов;

- помещения для хранения вещей пациентов;

- боксированных палат для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью;

- медицинской мебели с устойчивым покрытием (столов, тумбочек в процедурных кабинетах, тумбочек в палатах). Имеющаяся мебель ветхая, не гладкая, имеет трещины, повреждения;

- площадь на одну койку составляет меньше установленного норматива - 4,3 кв.м;

- размеры контейнерной площадки не превышают площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны, контейнерная площадка не имеет навеса;

- пищеблок размещен на 1-ом этаже при отсутствии автономной приточно-вытяжной вентиляции.

В здании противотуберкулезного диспансера по <адрес> в <адрес>, 1863 года постройки выявлены следующие нарушения:

- в коридоре 1-го этажа, процедурном кабинете, кабинетах участковых фтизиатров № 12, 14, кабинете внелегочных больных, детском кабинете поверхности потолка, стен, пола (частично) не гладкие, с дефектами, труднодоступны для влажной уборки и неустойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами;

- здание диспансера не оборудовано централизованным горячим водоснабжением;

- в помещениях (кроме лаборатории) не установлены водонагревательные устройства.

В числе общих нарушений в акте отмечено, что очистка и обеззараживание сточных вод отделения и диспансера при помощи локальных сооружений не осуществляется.

Пунктом 5.2 СанПиН 2.1.3.26.30-10 предусмотрено, что очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.

Основываясь на акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9), решении Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует (л.д. 56-59), что работа очистных сооружений канализации г. Златоуста является малоэффективной, прокурор г. Златоуста просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в отсутствии локальных очистных сооружений стоков больницы и обязать выполнить указанное мероприятие, поскольку отсутствие локальных очистных сооружений создает угрозу заражения туберкулезом для неопределенного круга лиц.

Суд считает, что в ходе судебного разбирательства данные выводы прокурора г. Златоуста подтверждения не нашли.

Из пояснений представителя ответчика ГУЗ «ОТБ № 4» Клявлиной Е.Ю. следует, что при работе с отходами применяются нормы СанПиНа 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Больному при поступлении в диспансер выдается индивидуальная плевательница, которая на 1/3 заполнена дезинфицирующим средством аламинол. По мере заполнения плевательниц, они собираются и замачиваются в специальной емкости с таким же дезинфицирующим средством. В результате данного химического метода обеззараживания отходов полностью уничтожаются бактерии. После чего обеззараженная мокрота сливается в централизованную канализацию вместе с дезинфицирующим средством. Нагрузку на канализацию и повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения слив отходов не вызывает, роста заболеваемости в городе не отмечено. Одежда больных обрабатывается и дезинфицируется в дезокамере. Стирка белья производится с использованием дезинфицирующих средств, обеспечивающих уничтожение патогенной инфекции.

Данные пояснения подтверждаются представленными представителем ответчика локальными актами - алгоритмом обеззараживания мокроты в плевательницах и способ обработки плевательниц, стирки белья, проведения генеральной уборки, должностной инструкцией дезинфектора (л.д. 71-77).

Согласно контракту, заключенному между ООО «Златоустовский водоканал» и ГУЗ «ОТБ № 4» (Абонент) (л.д. 65-68), общество производит подачу ЛПО через присоединенную сеть питьевой воды и производит прием сточных вод и загрязняющих веществ (п. 1.1).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 09 декабря 2010 г. № 163, устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Согласно таблицы 1 классификации медицинских отходов, отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза относятся к классу опасности В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы (п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10).

Пунктом 5.5 СанПиН предусмотрен химический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным, (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования.

Данные требования в ГУЗ «ОТБ » выполняются.

Согласно разъяснениям ООО «Златоустовский Водоканал» (л.д. 196), обеззараживание сточных вод ГУЗ «ОТБ № 4» проводится в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на очистных сооружениях города Златоуста методом механической и биологической очистки сточных вод и дальнейшим обеззараживанием раствора хлора.

Как следует из показателей по Златоустовскому городскому округу по заболеваемости туберкулезом в ДД.ММ.ГГГГ г., приведенных в отзыве представителя Министерства здравоохранения Челябинской области (л.д. 107), показатель заболеваемости значительно ниже средне областного показателя.

Данные доказательства прокурором достоверными доказательствами не опровергнуты.

Из пояснений представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Мирсановой И.Н. следует, что исследования на наличие туберкулезных бактерий в стоках ГУЗ «ОТБ № 4» Управлением Роспотребнадзора не проводились, документально подтвердить или опровергнуть эффективность очистки стоков больницы городскими очистными сооружениями Управление не может.

С учетом изложенного, суд полагает, что ГУЗ «ОТБ № 4» выполняет требования п. 5.2 СанПиН 2.1.3.26.30-10, поскольку очистка и обеззараживание сточных вод от ГУЗ «ОТБ № 4» осуществляется на общегородских канализационных очистных сооружениях, после предварительного обеззараживания отходов с помощью химического метода, в связи с чем необходимости в оснащении туберкулезного отделения и диспансера локальными очистными сооружениями не имеется.

Следовательно, в удовлетворении требований прокурора г. Златоуста в части признания незаконным бездействия ГУЗ «ОТБ » по оснащению стационара больницы локальными очистными сооружениями, понуждении устранить данное нарушение, следует отказать.

Представителями ответчиков не оспаривается, что остальные нарушения, отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и указанные в уточненном исковом заявлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ имеют место, и до настоящего времени в полном объеме не устранены.

Из материалов дела следует, что во исполнение предписания Роспотребнадзора, вынесенного по результатам проверки, ГУЗ «ОТБ № 4» осуществлен ряд мероприятий, что подтверждается материалами дела (л.д. 78, 79, 80, 83-84, 85, 86, 87, 88-89, 189, 190-195, 221-222). В этой части исковые требования прокурором были уточнены, по ним исковые требования не заявляются.

Из объяснений представителя ГУЗ «ОТБ №4» следует, что устранить все нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием средств, достаточных для выполнения необходимых мероприятий. Учреждение финансируется из областного бюджета на основании сметы. В смету за последние годы расходы на обновление мебели, ремонт помещений не выделялись. Главным распорядителем бюджетных средств ГУЗ «ОТБ № 4» является Министерство здравоохранения Челябинской области. Внебюджетные доходы учреждения от платных услуг населению составляют около <данные изъяты>. в год. За счет данных средств возможно поэтапное приобретение водонагревателей, медицинской мебели, оборудование контейнерной площадки. На выполнение затратных мероприятий, касающихся капитальных вложений, данных денежных средств не достаточно. В ДД.ММ.ГГГГ планируется выделение учреждению из областного бюджета средств на капитальный ремонт помещения диспансера, в ходе которого планируется устранить нарушения СанПиН в части внутренней отделки помещений диспансера, обеспечению централизованным и резервным горячим водоснабжением диспансера. Также в результате реконструкции планируется перевести часть коек дневного пребывания из стационара в диспансер, что увеличит площадь стационара на одну койку. Однако такая мера полностью не решит проблему с соблюдением требований СанПиН в части обеспечения норматива площади на койку, поскольку здания больницы не позволяют разместить утвержденные госзаказом 100 коек стационара на имеющихся площадях с обеспечением норматива. Решение данной проблемы требует выделения нового здания. Проектно-сметная документация в настоящее время находится в стадии разработки (л.д. 23-24, 168об.-170, 224об-225, 226).

Как следует из представленных ответчиками документов, капитальный ремонт здания противотуберкулезного диспансера ГУЗ «ОТБ № 4» включен в целевую программу «Модернизация здравоохранения в Челябинской области на 2011-2012 годы». В рамках данной программы предусмотрено проведение капитального ремонта здания диспансера ГУЗ «ОТБ № 4» (л.д. 155-160).

В целях реализации программы Правительством Челябинской области с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования заключено соглашение от 18.04.2011 г. (л.д. 146-154), в которым указанна сумма денежных средств, предусмотренных на проведение ремонтов, в том числе капитальных.

По итогам согласования Программы модернизации здравоохранения Челябинской области для ГУЗ «ОТБ № 4» за счет средств бюджета Челябинской области предусмотрено <данные изъяты>. на проведение капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ лечебного корпуса, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 200).

Какие конкретно работы планируется провести в рамках ремонта на момент рассмотрения дела, документально не подтверждено.

Согласно ответу Министерства здравоохранения Челябинской области ГУЗ «ОТБ № 4» является бюджетным учреждением (л.д. 108 отзыв).

Изменения в устав учреждения в части его наименования не вносились.

В силу ст. 120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г., учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившего в силу 01.01.2011 г., бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ положения абзаца 6 пункта 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 года.

С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период (п. 2).

Законом Челябинской области от 18 ноября 2010 года № 4-ЗО «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Челябинской области в переходный период» в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ урегулированы особенности правового положения областных бюджетных и областных казенных учреждений в переходный период.

Областные бюджетные учреждения в переходный период являются получателями средств областного бюджета (п. 1 ст. 1 Закона Челябинской области № 4-ЗО).

Согласно п. 2 финансовое обеспечение деятельности областных бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы, утвержденной главным распорядителем средств областного бюджета, в ведении которого они находятся.

Закон вступает в силу с 01 января 2011 года и действует до 1 января 2012 года (ст. 6).

Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; формирует и утверждает государственные задания; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Как следует из устава (л.д. 178-183), ГУЗ «ОТБ № 4» является государственным учреждением, входящим в систему здравоохранения (п. 1.2 устава). Учредителем Учреждения от имени Челябинской области является Министерство здравоохранения Челябинской области (п. 1.3). Источниками формирования имущества и финансовых средств учреждения являются, в том числе имущество, приобретенное за счет финансовых средств, получаемых от разрешенной учреждению деятельности, бюджетные ассигнования, направляемые учредителем (п. 3.4 устава). При осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества (п. 3.9 устава).

Главным распорядителем и получателем бюджетных средств областного бюджета является Министерство здравоохранения Челябинской области (п. 2.7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области л.д. 126-130), которое являясь юридическим лицом, обеспечивает развитие подведомственных организаций здравоохранения Челябинской области, материально-техническое обеспечение таких организаций.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, учитывая, что до настоящего времени здание туберкулезного отделения (<адрес>) не оборудовано контейнерной площадкой в соответствии с требованиями СанПиН; в здании не оборудовано помещение для хранения вещей пациентов; не созданы и не оборудованы боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью; не обеспечены нормативы площади на одну койку в отделении; палаты туберкулезного отделения не обеспечены мебелью в виде тумбочек, отвечающих требованиям СанПиН; пищеблок не оснащен автономной приточно-вытяжной вентиляцией; здание туберкулезного диспансера (<адрес>) не обеспечено централизованным горячим водоснабжением; не оснащено резервным источником, водонагревательными устройствами; не устранены дефекты поверхности потолка, стен, пола коридора 1-го этажа, стен в процедурном кабинете, поверхности полов в кабинетах участковых фтизатров, требования прокурора г. Златоуста о признании незаконным бездействия ГУЗ «ОТБ № 4», выразившегося в не принятии мер по выполнению указанных мероприятий по соблюдению требований СанПиН 2.1.3.26.30-10 подлежат удовлетворению.

С целью устранения выявленных нарушений требований, которые создают угрозу заражения туберкулезом для неопределенного круга лиц, на ГУЗ «Областная туберкулезная больница № 4» следует возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по оборудованию контейнерной площадки;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить палаты стационарного отделения тумбочками, оснастить пищеблок стационарного отделения автономной приточно-вытяжной вентиляцией, процедурный кабинет и кабинеты участковых фтизиатров в помещении диспансера водонагревательными устройствами;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать стационарное отделение помещением для хранения вещей пациентов, создать и оборудовать боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью, обеспечить соблюдение норматива площади на одну койку в стационарном отделении не менее 8 кв.м, обеспечить здание централизованным горячим водоснабжением, устранить в помещении диспансера дефекты поверхностей пола, стен, потолка в коридоре 1 этажа, стен в процедурном кабинете, полов в кабинетах участковых фтизиатров.

С учетом положений п. 12 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, ст. 158 БК РФ, конкретных обстоятельств дела, в том числе характера выявленных нарушений, срока вступления в силу СанПиН 2.1.3.26.30-10 (до 01.01.2011 г.), Министерство здравоохранения Челябинской области обязано нести субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного учреждения - ГУЗ «ОТБ № 4» по надлежащему выполнению мероприятий по обеспечению исполнения требований СанПиН 2.1.3.26.30-10, требующих значительных материальных вложений.

Следовательно, в случае недостаточности собственных средств учреждения на Министерство здравоохранения Челябинской области следует возложить обязанность профинансировать выполнение данных мероприятий из средств бюджета Челябинской области.

То обстоятельство, что СанПиН 2.1.3.26.30-10 вступил в силу только в сентябре 2010 г., в связи с чем к моменту проведения проверки прошло незначительное время, недостаточное, по мнению представителя министерства, для исполнения всех требований, не является основанием для отказа в иске, поскольку вне зависимости от истекшего срока выявленные нарушения подлежат устранению.

Кроме того, до вступления в силу СанПиН 2.1.2.26.30-10 санитарно-эпидемиологические требования устанавливались СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», в которых содержались идентичные требования по ряду нарушений, выявленных в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ

Так, пунктом 2.12. Правил было предусмотрено, что на территории хозяйственной зоны лечебного учреждения на расстоянии 25 от здания оборудуют контейнерную площадку с твердым покрытием и подъездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны.

Согласно приложению № 1 к СанПиН 2.1.3.1375-03 площадь на одну койку в инфекционных и туберкулезных отделениях должна составляет не менее 7,5 кв.м.

Указанное нарушение было выявлено по результатам проведения мероприятия по контролю (надзору) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 219-220) и до настоящего времени не устранено.

ДД.ММ.ГГГГ г. ГУЗ «ОТБ № 4» обращалось в Министерство здравоохранения с просьбой открыть дневной стационар на 20 коек на базе туберкулезного отделения, поскольку площадь на 1 койку 4 кв.м, при том, как расчетная площадь на 1 койку должна быть не менее 7,5 кв.м (л.д. 186).

Из пояснений представителя ответчика ГУЗ «ОТБ № 4» следует, что испрашиваемые в ДД.ММ.ГГГГ. 20 коек дневного стационара были открыты, но проблемы с обеспечением выполнения установленного норматива в полном объеме эта мера не решила. Исполнить требование об увеличении площади на одну койку без выделения дополнительного помещения либо сокращения числа коек, по мнению представителя, невозможно. В соответствии с государственным заказом (л.д. 187), утвержденным Министерством здравоохранения Челябинской области, учреждение обязано иметь 100 коек стационара. Определение абсолютного количества фтизиатрических коек производится в соответствии с информационным письмом Минздравсоцразвития России № 20-2/10/2-12028 от 17.12.2010 г. «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 г.» (л.д. 203-216). Исходя из расчета количество коек с учетом численности населения города должно составлять не менее 111 (л.д. 223).

Представитель Министерства здравоохранения Челябинской области в отзыве указал (л.д. 106), что площадь на одну койку возможно увеличить за счет организации дневного стационара при туберкулезном диспансере в результате реконструкции помещения.

Данные работы требуют соответствующего бюджетного финансирования.

В соответствии с п. 4.2. СанПиН 2.1.3.1375-03 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющими и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

Пунктом 5.1. СанПиН 2.1.3.1375-03 предусматривалось, что все лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил.

Согласно п. 5.4 Правил, для вновь строящихся и реконструируемых лечебных учреждений на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения, должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются электроводонагревательные устройства непрерывного действия в санпропускниках, предоперационных и родовых залах, процедурных, перевязочных, отделениях новорожденных и детей до 1 года, ванных, санитарных комнатах, моечных, буфетах, буфетах-раздаточных, пищеблоках и других функциональных помещениях, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ главный врач ГУЗ «ОТБ № 4» обращалась к Министру здравоохранения Челябинской области с письмом о выделении денежных средств на приобретение мебели (л.д. 184).

Согласно лимитам бюджетной сметы ГУЗ «ОТБ № 4» на ДД.ММ.ГГГГ расходы на приобретение мебели или мягкого инвентаря не были предусмотрены (л.д. 26-27).

Из пояснений представителя Роспотребнадзора Марсановой И.Н. следует, что нарушения вышеуказанных требований СанПиН 2003 г. на момент проверки, которую она проводила в ДД.ММ.ГГГГ имели место, однако не все они были указаны в акте с учетом их финансовой затратности. О данных нарушениях ею делались устные замечания. В предписания требования по устранению таких нарушений включались поэтапно.

Данное обстоятельство представитель ответчика ГУЗ «ОТБ № 4» не оспаривает.

Таким образом, нарушения, касающиеся основного и резервного горячего водоснабжения, соблюдения норматива площади на одну койку, обеспечения медицинской мебелью, носят длящийся характер, и до настоящего времени не устранены.

Доказательств тому, что за прошедшее время ответчиками предприняты все необходимые меры для устранения нарушений требований СанПиН в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц частично.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения здравоохранения «Областная туберкулезная больница № 4», выразившееся в не принятии мер по выполнению санитарно-эпидемиологический требований 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:

в здании туберкулезного отделения, расположенном по адресу: <адрес>а:

- по оборудованию контейнерной площадки в соответствии с пунктом 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- по оборудованию отделения помещением для хранения вещей пациентов в соответствии с п. 13.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- созданию и оборудованию боксированных палат для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью в соответствии с п. 10.8.3 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- обеспечению норматива площади на одну койку в отделении не менее 8 кв.м в соответствии с п. 3.6 приложения № 1 к СанПиН 2.1.3.2630-10;

- обеспечению палат отделения тумбочками, отвечающими требованиям п. 8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- оснащении пищеблока автономной приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с п. 14.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;

в здании туберкулезного диспансера, расположенного по адресу: <адрес>:

- по обеспечению здания централизованным горячим водоснабжением в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- по оснащению помещения водонагревательными устройствами в качестве резервного источника горячего водоснабжения в соответствии с п. 5.4 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- по устранению дефектов поверхностей пола, стен, потолка в коридоре 1 этажа, стен в процедурном кабинете, полов в кабинетах участковых фтизиатров в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Областная туберкулезная больница № 4» выполнить работы по оборудованию контейнерной площадки в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

обеспечить палаты стационарного отделения тумбочками, отвечающими требованиям п. 8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10, оснастить пищеблок стационарного отделения автономной приточно-вытяжной вентиляцией, оснастить процедурный кабинет и кабинеты участковых фтизиатров в помещении диспансера водонагревательными устройствами в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

оборудовать стационарное отделение помещением для хранения вещей пациентов, создать и оборудовать боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью, обеспечить соблюдение норматива площади на одну койку в стационарном отделении не менее 8 кв.м, обеспечить здание централизованным горячим водоснабжением, устранить в помещении диспансера дефекты поверхностей пола, стен, потолка в коридоре 1 этажа, стен в процедурном кабинете, полов в кабинетах участковых фтизиатров в срок до ДД.ММ.ГГГГ

      

При недостаточности денежных средств обязать Министерство здравоохранения профинансировать выполнение данных мероприятий из средств бюджета Челябинской области.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                   О.Н. Карпова

Решение в законную силу не вступило