Дело № 2-1423/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 20 июля 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карповой О.Н. при секретаре Пеплер Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Челябинской области, Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35» об оспаривании бездействия по обеспечению требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор города Златоуста обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Челябинской области, Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35» (далее ГОУ НПО «ПУ № 35»), выразившееся в невыполнении мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности по оснащению 8 и 9 этажей здания общежития по адресу: <адрес> индивидуальными канатными устройствами, поэтажными планами, комнаты на указанных этажах планами эвакуации людей, выполненными на основе фотолюминесцентных материалов; обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соблюдение указанных требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе проверки информации ОНД № 1 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области установлено, что в общежитии ГОУ НПО «ПУ № 35» не исполняются требования пожарной безопасности. На 8 и 9 этажах здания общежития в нарушение п. 129 ППБ 01-03 отсутствуют индивидуальные канатные устройства, а также в комнатах указанных этажей в нарушение п. 16 ППБ 01-03 и п. 6.2 ГОСТ Р12.2.143-2009 отсутствуют поэтажные планы и планы эвакуации людей, выполненные на основе фотолюминесцентных материалов. Аналогичные нарушения имели место в ДД.ММ.ГГГГ. Бюджетное финансирование выполнения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности сметой учреждения на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено. Нарушение норм и требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара создает угрозу жизни и здоровью учащихся, для проживания которых предназначено общежитие. Учредителем ГОУ НПО «ПУ № 35» является Министерство образования и науки Челябинской области, в связи с чем ответственность за неисполнение требований пожарной безопасности должна быть возложена на ответчиков. В последующем прокурор уточнил требования, просит признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Челябинской области, ГОУ НПО «ПУ № 35», выразившееся в невыполнении мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности; обязать ГОУ НПО «ПУ № 35» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить 8 и 9 этажи здания общежития по адресу: <адрес> индивидуальными канатными устройствами, комнаты 8 и 9 этажей здания общежития планами эвакуации людей, выполненными на основе фотолюминесцентных материалов. При недостаточности денежных средств обязать Министерство образования и науки Челябинской области профинансировать выполнение указанных мероприятий за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Челябинской области (л.д. 233-236). В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. настаивала на удовлетворении уточненных заявленных требований по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему. Представитель ответчика ГОУ НПО «ПУ № 35» Аксенова М.А., с иском не согласна, полагает, что бездействия со стороны образовательного учреждения по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности отсутствует, поскольку большая часть нарушений, указанных в предписании в ДД.ММ.ГГГГ устранена, в том числе за счет средств, поступающих за оказание платных образовательных услуг и из родительского фонда. При этом не оспаривает, что нарушение требования пожарной безопасности об оснащении здания общежития канатными устройствами подлежит устранению. Полагает, что вины учреждения в неисполнении данных требований не имеется, поскольку заявки на выделение из бюджета денежных средств на закупку и монтаж устройств в Министерство образования и науки по <адрес> подавались, но денежные средства обещали выделить не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в смету расходы противопожарной безопасности не включены, за счет внебюджетных средств приобрести оборудование не представляется возможным. С требованием прокурора об оснащении комнат 8 и 9 этажей здания общежития планами эвакуации людей, выполненными на основе фотолюминесцентных материалов, не согласна, поскольку в комнатах имеются планы эвакуации людей в случае пожара, выполненные на бумажном носителе. Требования об изготовлении планов из фотолюминесцентных материалов предъявлены только в ДД.ММ.ГГГГ, они не являются обязательными. Учреждение изыскивает возможность в добровольном порядке изготовить данные планы. Представитель ответчика Министерства образования и науки Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, указал (л.д. 75-78), что требования прокурора г. Златоуста не признает. Министерство выступает учредителем ГОУ НПО «ПУ № 35», которое является юридическим лицом, получателем бюджетных средств, самостоятельно заключает договоры в пределах лимитов бюджетных средств, имеет право перераспределять средства областного бюджета на те или иные расходы в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. В связи с кризисом с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени законодательством Челябинской области установлена приоритетность расходования средств, а именно, недопущение образования задолженностей по фонду оплаты труда, коммунальным услугам, социальным выплатам, содержание зданий и сооружений и учебные расходы. Доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства области, в том числе, по расходам на проведение противопожарных мероприятий. В целях проведения мониторинга о потребностях в средствах областного бюджета в 2001 году на проведение противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству, был направлен запрос о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ информации о потребности в средствах на финансирование противопожарных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ. В информации, поступившей из ГОУ НПО «ПУ № 35» указано на необходимость проведения работ по установке противопожарных дверей и перегородок. В Министерстве отсутствует информация о потребности ГОУ НПО «ПУ № 35» в средствах областного бюджета на оснащение здания общежития индивидуальными канатными устройствами, а также поэтажными планами эвакуации людей. Обязательными для исполнения являются нормы, содержащиеся в технических регламентах. Нормы пожарной безопасности, указанные в сводах правил, национальных стандартах, НПБ, ППБ не могут носить обязательный характер, являются нормами рекомендательного характера, направленными на повышение защищенности объекта от пожара, снижение вероятности его возникновения. В соответствии с пунктом 16 ППБ 01-03 на 8 и 9 этажах здания общежития имеются поэтажные планы эвакуации, в общежитии предусмотрена система оповещения людей о пожаре, разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие проводятся практические тренировки. В обязанности Министерства не входит выполнение мероприятий по оснащению здания канатными устройствами и планами эвакуации, выполненными на основе фотолюминесцентных материалов. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования Прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Как установлено в ходе судебного разбирательства, Государственное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35» находится в государственной собственности Челябинской области (п. 7.1 Устава) (л.д. 12-18 копия устава). Учредителем Учреждения является Министерство образования и науки Челябинской области (п.1.5 Устава). Имущество Учреждения закрепляется за ним исполнительным органом по управлению государственным имуществом на праве оперативного управления и находится в государственной собственности Челябинской области. Учреждение владеет, пользуется данным имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества в пределах, определяемых действующим законодательством. Земельные участки предоставлены Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование (п. 7.2. Устава). Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области. Денежные средства перечисляются учреждению на счета, открытые им в органах казначейства. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет бюджетных средств (п. 7.6 устава). Место нахождения Учреждения: <адрес>. Указанное помещение принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Челябинская область, состоит из здания учебного корпуса и общежития, этажность 9 с подвалом (л.д. 48 копия свидетельства о государственной регистрации права). Согласно ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с вышеуказанным законом приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с п. 129 ППБ 01-03, здания для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания за исключением жилых домов) высотой 5 и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройства. В ходе судебного разбирательства установлено, что здание ГОУ НПО «ПУ № 35» длительное время эксплуатируется с нарушением вышеуказанного требования пожарной безопасности. Так, проверкой соблюдения требований пожарной безопасности в ГОУ НПО «ПУ № 35», проведенной инспекторами ОГПН ДД.ММ.ГГГГ в числе других нарушений были выявлены факты отсутствия на 8 и 9 этажах здания (помещения для проживания учащихся - общежитие) индивидуальных канатных устройств в количестве 2 устройства на каждый этаж (л.д. 6-7). Аналогичное нарушение требований пожарной безопасности выявлено в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Предписаниями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГОУ НПО «ПУ № 35» установлен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10, 11). В установленный срок предписание в части оснащения индивидуальными канатными устройства не исполнено, нарушение не устранено. Указанное обстоятельство представителем ответчика ГОУ НПО «ПУ № 35» не оспаривается. За нарушение требований пожарной безопасности, в том числе, отсутствие на 8 и 9 этаже здания индивидуальных канатных устройств, ГОУ НПО «ПУ № 35» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, деятельность учреждения в части эксплуатации, принадлежащих помещений, приостановлена на 20 суток. В числе нарушений, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, отмечено нарушение требования пожарной безопасности - отсутствие в комнатах 8 и 9 этажей здания общежития планов эвакуации людей, выполненных на основе фотолюминесцентного материала. В акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7) данное нарушение не указано. Пунктом 16 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Основываясь на актах проверки, прокурор г. Златоуста просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в отсутствии в комнатах 8 и 9 этажей здания общежития планов эвакуации людей, выполненных на основе фотолюминесцентного материала, и обязать их устранить нарушение требований пожарной безопасности, поскольку отсутствие указанных планов создает угрозу жизни и здоровью учащихся в случае возникновения пожара. Суд считает, что в ходе судебного разбирательства данные выводы прокурора г. Златоуста подтверждения не нашли. В силу ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступившим в законную силу с 01 мая 2009 года, предусмотрено, что до вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (п. 2 ст. 4). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п. 3 ст. 4). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 4 Закона). Федеральным законом от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (п.1 ст.6). Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (п. 2 ст.6). В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009 № 260-ст для добровольного применения утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» с датой введения в действие 1 июля 2010 года. Согласно п. 3.21 ГОСТ Р 21.2.143-2009, фотолюминесцентная эвакуационная система (ФЭС): совокупность фотолюминесцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1). В примечании к п. 4.1 ГОСТ указано, что ФЭС рассчитана на установку по всему зданию, но может ограничиваться определенными частями путей аварийного выхода, где это обоснованно анализом риска. В соответствии с п. 6.2.7 планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминисцентных материалов. Из пояснений представителя ответчика ГОУ НПО «ПУ № 35» Аксеновой М.А. следует, что в каждой комнате 8 и 9 этажей общежития имеются планы эвакуации, выполненные на бумажном носителе, на каждом этаже вывешены поэтажные планы эвакуации людей на основе фотолюминесцентных материалов. Требования об изготовлении планов из фотолюминесцентных материалов предъявлены учреждению надзорным органом только в ДД.ММ.ГГГГ, они не являются обязательными, но учреждение изыскивает возможность в добровольном порядке изготовить данные планы из внебюджетных средств. На изготовление планов эвакуации заключен договор (л.д. 246-247 копия договора от ДД.ММ.ГГГГ). То обстоятельство, что в комнатах 8 и 9 этажей здания общежития имеются планы эвакуации людей, не оспаривается прокурором, подтверждается пояснениями заместителя начальника Отдела надзорной деятельности № 1 ФИО4, допрошенного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста (л.д. 90). В декларации пожарной безопасности, составленной в отношении ГОУ НПО «ПУ № 35» (л.д. 93-194), отчету по обследованию соответствия ГОУ НПО «ПУ № 35» пожарной безопасности (л.д. 195-228), в перечне нарушений, выявленных в ходе проведения обследования, отсутствие в комнатах 8 и 9 этажей здания общежития планов эвакуации людей, в том числе выполненных на основе фотолюминесцентных материалов, не указано. В результате проведения расчетной оценки уровня обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара установлено, что требования Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» соблюдается с условием компенсирующих мероприятий, то есть необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности людей соответствует нормативным значениям, установленным в ст. 79 Закона N 123-ФЗ (декларация пожарной безопасности, определение расчетной величины пожарного риска л.д. 93-192). При расчетах пожарного риска учитывались имеющиеся в учреждении на момент составления декларации планы эвакуации, то есть выполненные на бумажном носителе (л.д. 221). С учетом изложенного, суд полагает, что ГОУ НПО «ПУ № 35» выполняет обязательные требования п. 16 ППБ 01-03, поскольку планы эвакуации людей в случае пожара вывешены на 8 и 9 этаже здания общежития и в комнатах данных этажей. Следовательно, оснований для удовлетворения требований Прокурора г. Златоуста о признании незаконной бездеятельности ответчиков по выполнению планов эвакуации в каждой комнате общежития, расположенной на 8 и 9 этажах из фотолюминесцентных материалов, возложении обязанности устранить нарушения являются необоснованными, в их удовлетворении следует отказать. То обстоятельство, что учреждение согласно на добровольной основе в ближайшее время исполнить не относящиеся к обязательным требования п. 6.2.7 ГОСТ Р12.2.143-2009, не является основанием для удовлетворения иска в указанной части. Исковые требования Прокурора г. Златоуста в части признания незаконным бездействия ГОУ НПО «ПУ № 35» по оснащению 8 и 9 этажей здания общежития индивидуальными канатными устройствами и возложении на учреждения обязанности устранить данное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, поскольку факт нарушения п. 129 ППБ 01-03, носящего обязательный характер, судом достоверно установлен и не отрицается ответчиком, срок, указанный Прокурором г. Златоуста в иске, является разумным с учетом особенностей бюджетного процесса и сроков проведения конкурсных процедур для заключения государственного контракта. Из пояснений директора ГОУ НПО «ПУ № 35» Аксеновой М.А. следует, что длительное неисполнение указанного требования пожарной безопасности вызвано отсутствием у учреждения собственных средств, достаточных приобретения и установки индивидуальных канатных устройств. Финансирование учреждения осуществляется согласно смете доходов и расходов, в смете на ДД.ММ.ГГГГ расходы на противопожарные мероприятии не предусмотрены. Устранение нарушения возможно только за счет перераспределения уже выделенных денежных средств после получения соответствующего согласования Министерством образования и науки Челябинской области. Часть нарушений, выявленных в ходе проверок, ГОУ НПО «ПУ № 35» устранило за счет внебюджетных средств полученных в результате оказания платных образовательных услуг и из родительского фонда. Объем внебюджетных средств составляет ежегодно около <данные изъяты>., из которых не менее половины расходуется на выплату заработной платы преподавателям, оказывающим платные услуги. Из материалов дела следует, что во исполнение предписаний ГОУ НПО «ПУ № 35» неоднократно в ДД.ММ.ГГГГ обращалось в Министерство образования и науки Челябинской области по вопросу оказания финансовой помощи для устранения нарушения требований пожарной безопасности по оснащению 8 и 9 этажей здания общежития индивидуальными канатными устройства, включало сведения о нуждаемости в данных средствах в запрашиваемые Министерством отчеты (л.д. 37, 49, 52-59, 60-62, 63). Следовательно, доводы представителя Министерства, о том, что учредителю не было известно о необходимости выделения денежных средств на приобретение канатных устройств, изложенные в отзыве на исковое заявление, являются необоснованными. Согласно уведомлению о бюджетных назначениях № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), информации о дополнительных выделенных средствах областного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), ГОУ НПО «ПУ № 35» средства на проведение противопожарных мероприятий не предусмотрены. Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что достаточные денежные средства на финансирование противопожарных мероприятий в здании ГОУ НПО «ПУ № 35» по адресу <адрес> из областного бюджета не выделены. Согласно отзыву Министерства образования и науки Челябинской области ГОУ НПО «»ПУ № 35» является получателем бюджетных средств (л.д. 75 отзыв). Изменения в устав учреждения в части его наименования не вносились. В силу ст. 120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г., учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившего в силу 01.01.2011 г., бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ положения абзаца 6 пункта 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 года. С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период (п. 2). Законом Челябинской области от 18 ноября 2010 года № 4-ЗО «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Челябинской области в переходный период» в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ урегулированы особенности правового положения областных бюджетных и областных казенных учреждений в переходный период. Областные бюджетные учреждения в переходный период являются получателями средств областного бюджета (п. 1 ст. 1 Закона Челябинской области № 4-ЗО). Согласно п. 2 финансовое обеспечение деятельности областных бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы, утвержденной главным распорядителем средств областного бюджета, в ведении которого они находятся. Закон вступает в силу с 01 января 2011 года и действует до 1 января 2012 года (ст. 6). Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; формирует и утверждает государственные задания; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Министерство образования и науки Челябинской области является главным распорядителем средств областного бюджета, которому подведомственно ГОУ НПО «ПУ № 35» (л.д. 80 Постановление губернатора Челябинской области от 23.01.2006 № 6). С учетом положений п. 12 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 N 83-ФЗ, ст. 158 БК РФ, конкретных обстоятельств дела, в том числе учитывая длительный характер выявленного нарушения, Министерство образования и науки Челябинской области обязано нести субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного учреждения - ГОУ НПО «ПУ № 35» по надлежащему выполнению мероприятий по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности. Следовательно, в случае недостаточности собственных средств ГОУ НПО «ПУ № 35» на Министерство образования и науки Челябинской области следует возложить обязанность профинансировать выполнение данных мероприятий из средств бюджета Челябинской области. В удовлетворении требований Прокурора г. Златоуста о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки Челябинской области по выполнению требований пожарной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, следует отказать, поскольку в функции Министерства не входит непосредственное выполнение данных мероприятий. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Удовлетворить исковые требования Прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц частично. Признать незаконным бездействие Государственного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35», выразившееся в не принятии мер по выполнению требований пожарной безопасности: оснащению 8 и 9 этажей здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, индивидуальными канатными устройствами в соответствии с п. 129 Правил пожарной безопасности 01-03. Обязать Государственное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35» выполнить данные работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При недостаточности денежных средств обязать Министерство образования и науки Челябинской области профинансировать выполнение данных мероприятий из средств бюджета Челябинской области. В удовлетворении остальной части требований - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий О.Н. Карпова Решение в законную силу не вступило
"О техническом регулировании", предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных ст. 5 и 9.1 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 4 Закона).