о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы



дело № 2-1252/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

29.06. 2011 года                                                            г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи:                         Фроловой Г.А.,

При секретаре                                                       Решетниковой Д.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарафутдинова Р.М. к Государственному учреждению здравоохранения «Областная психиатрическая больница №7» (далее ГУЗ «ОПБ №7») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, производить выплаты компенсационного и стимулирующего характера сверх фиксированного размера оплаты труда, установить продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск,

у с т а н о в и л:

Шарафутдинов Р.М. обратился в суд с исковым заявлением к ГУЗ «ОПБ №7» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., обязании выплачивать тарифную ставку в размере не ниже минимального размера оплаты труда, производить выплаты компенсационного и стимулирующего характера сверх фиксированного размера оплаты труда, установить продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск.

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что он работал в должности сторожа ГУЗ «ОПБ №7» с ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору. Оплата труда ему производилась по единой тарифной сетке (ЕТС), введенной Постановлением Правительства РФ. Истец полагает, что установленный ему размер заработной платы нарушает его трудовые права. Так как ГУЗ «ОПБ №7» входит в список учреждений с опасными и особо тяжелыми условиями труда, то оплата труда должна быть установлена в повышенном размере. Ставка должна быть повышена на 30% за разные условия труда, должна быть установлена надбавка за непрерывный стаж работы в размере 20% за первые три года работы, 10% за последующие 2 годы, но не более 30%. Фактически ГУЗ «ОПБ №7» повышало ставку истцу за тяжелые и опасные условия труда на 25%, а надбавку за стаж стало выплачивать только после того, как истец отработал в учреждении 3 года. Также за работу в опасных, тяжелых условиях труда предусмотрены сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительно оплачиваемый отпуск. Ни того, ни другого работодатель не предоставлял. В результате у истца имелась переработка, которая за год в среднем составляла от 267,6 ч. до 301, 6 ч., которые должны быть оплачены в повышенном размере. Расчет заработной платы истца ведется исходя из 8-ми часового рабочего дня. В связи с положениями ФЗ от 30.06.2006 года № 90-ФЗ, предусмотрена возможность установления базовых ставок, базовых окладов, при этом тарифная часть заработной платы не может быть меньше МРОТ. Заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и т.д. и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка(оклад) являются фиксированными размерами оплаты труда определенной сложности за единицу времени, а также за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Но с ДД.ММ.ГГГГ ставка истца не повышена и составляет <данные изъяты> руб. Надбавки за ночные смены и за работу в праздничные дни включаются в минимальную оплату труда. Работодатель неправомерно включает в состав минимального размера оплаты труда доплаты за увеличения объема работы. Кроме того, истец кроме своих основных обязанностей выполняет работу дворника с момента трудоустройства сторожем. При перерасчете заработной платы истца с момента устройства на работу с учетом действующих норм законодательства сумма недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы на ДД.ММ.ГГГГ составился <данные изъяты>.

Впоследствии истец увеличил размер исковых требований до <данные изъяты>. (том №1, л.д.38) ссылаясь на то, что в первоначальном расчете он указал заработную плату за вычетом подоходного налога.

В судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители истца Шарафутдинова Н.Г., действующая на основании доверенности (том №1, л.д.43) и адвокат Королев В.П. (ордер, том № 2, л.д.202) исковые требования Шарафутдинова Р.М. поддержали.

Представители ответчика ГУЗ «ОПБ №7» Агапова И.Е. и Бадьянова Т.Ф. (доверенности, том №2, л.д.203,204) исковые требования Шарафутдинова Р.М. не признали в полном объеме, пояснили, что для рабочего персонала Приложением к Постановлению Правительства предусмотрено в аналогичных учреждениях повышение окладов за тяжелые и опасные условия труда на 25%. Доплата за стаж предусмотрена с момента выработки стажа 3 лет. С учетом изложенных положений истцу производилась увеличение оклада на 25% за тяжелые и опасные условия труда, доплата за стаж в размере 20% от тарифного оклада с момента выработки стажа 3-х лет, а с момента выработки стажа 5 лет доплата за стаж производится в размере 30%. Также истцу производится доплата за работу в ночное время в размере 50% из должностного оклада с учетом нормы времени в месяце начисления и районный коэффициент 15% к заработной плате. Представители утверждают, что ведомственными нормативными актами должность истца не отнесена к должностям, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю и дополнительный оплачиваемый отпуск. В связи с передачей учреждения из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ, по мнению представителей ответчиков, учреждение не отвечает по обязательствам муниципального учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ «ОПБ №7» введена новая система оплаты труда в соответствии с Законом Челябинской области «Об оплате труда работников областных государственных учреждений», переход на новую систему оплаты труда был совершен без нарушений законодательства. Представителями ответчиков заявлено об отказе в удовлетворении исковых требований Шарафутдинова Р.М. в связи с пропуском им срока обращения в суд (том №1, л.д.39-41)

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований Шарафутдинова Р.М. не имеется.

       В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст. 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании пояснений сторон, материалов дела установлено, что Шарафутдинов Р.М. ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в МЛПУЗ «Психиатрическая психбольница» на должность сторожа, в трудовом договоре предусмотрена почасовая оплата согласно графика, установление оклада согласно штатного расписания и уральского коэффициента 15%, выплаты за совместительство до 0,25 ставки в должности сторожа, а также установлен основной ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней. (трудовой договор, том №1, л.д.45) ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен трудовой договор совместителя (том №1, л.д.51-52). ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключались дополнительные соглашения к трудовому договору (том №1, л.д.46-47, 48), а ДД.ММ.ГГГГ - трудовой договор совместителя (том №1, л.д.49-50) Указанные обстоятельства подтверждаются также копией трудовой книжки и личной карточкой истца (том №1, л.д.12-24), приказом о приеме истца на работу, том №1, л.д.31)

В 2005 году оплата труда в МЛПУЗ «Психиатрическая больница» регулировалась Постановлением Правительства Российской Федерации № 785 от 14.10.1992 года «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки»., которым была утверждена Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (том №2, л.д.122-130), Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 года № 377 (том №2, л.д.69-101), согласно которому ставки и оклады работников учреждений здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки (п.2.1.), тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки определяется Федеральным законом п.2.2.), тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки определяются Правительством Российской Федерации Исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов (п.2.2.) п.4 Положения предусмотрено повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, п. 5 - доплата за работу в ночное время в размере 50% часовой тарифной ставки, п. 6.1. - надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - в размере 30% оклада (ставки) за первые три года и по 25% за каждые последующие 2 года непрерывной работы, но не выше 80% оклада. П.2.1. Приложения № 2 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ, Психиатрически учреждения отнесены к учреждениям с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение окладов (ставок) на 25% (том №2, л.д.90).

На основании Постановления Правительства Челябинской области от 15.09.2005 года № 154-п, МЛПУЗ «Златоустовская психиатрическая больница» была передана в государственную собственность Челябинской области (том №2, л.д.143-144) Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 07.12.2005 года № 422 «О переименовании специализированных муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Челябинской области» муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Златоустовская психиатрическая больница» переименована в государственное учреждение здравоохранения «Областная психиатрическая больница «Областная психиатрическая больница №7» (устав, том №2, л.д. 37-46)

В 2006-2010 годах оплата труда в ГУЗ «ОПБ № 7» регулировалась Постановлением Правительства Челябинской области от 18.11. 2004 года № 152-П «Об оплате труда работников областных государственных учреждений на основе Единой тарифной сетки» (том №2, л.д.107-112), в соответствии с которым диапазон разрядов должности сторож устанавливается - 1-2, Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01. 2006 года № 4-П (том №2, л.д.47-68), согласно которого предусмотрены единые принципы оплаты труда работников ОГУЗ, финансируемых из областного бюджета, на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных ставок (окладов), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательство Челябинской области (абзац второй п. 1.), ставки (оклады) работников ОГУЗ определяются в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18.11.2004 года № 152-П «Об оплате труда работников областных государственных учреждений на основе Единой тарифной сетки» (п.3), ставка (оклад) работников, занятых в особых условиях труда, формируется из ставки (оклада) по соответствующему разряду оплаты труда Единой тарифной сетки и повышений к нему, указанных в настоящем Положении (п.11), работникам ОГУЗ, занятым в особых условиях труда, повышаются ставки (оклады) (п.29) надбавки за продолжительность непрерывной работы в ОГУЗ устанавливается в размере всем работникам ОГУЗ в размере 20% тарифной ставки (оклада за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов. (под.п. 3 п.43 ) В соответствии с Перечнем учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение ставок (окладов) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, являющимся приложением к Положению об оплате…, психиатрические учреждения отнесены к Учреждениям и подразделениям с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение ставок (окладов) на 25%. (том №2, л.д.65) С 01.05.2006 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений был установлен в размере 1100 руб. и были утверждены межразрядные тарифные коэффициенты (том №2, л.д.153) С 01.09.2006 года были утверждены новые межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (том №2, л.д.154-155). Постановлением Правительства Челябинской области № 233-П от 18.10. 2006 года были вновь изменены тарифные ставки (том №2, л.д.161). С 01.09.2007 года были установлены новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда, фактически произошло повышение тарифных ставок на 16,9 % на основании Постановления Правительства Челябинской области № 191-П от 20.09.2007 года и приказа Министерства здравоохранения Челябинской области № 419 от 04.10.2007 года. Тарифная ставка по 2 разряду составила 1485 руб. (том №2, л.д.135-136) На основании Постановления Правительства Челябинской области № 2-П от 24.01. 2008 года (том №2.л.д.142) и Приказа Министерства здравоохранения Челябинской области № 80л от 28.02 2008 года (том №2,л.д.140), с 01.02 2008 года всем работникам областных государственных учреждений была установлена надбавка стимулирующего характера в размере 14% тарифной ставки (оклада) соответствующего разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений.

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 11.09.2008 года № 275 - П «О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений и органов государственной власти Челябинской области, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений» (том №2, л.д.174-179), Постановлением Правительства Челябинской области № 280-П от 29.11.2010 года было утверждено Положение об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Челябинской области, постановление вступило в законную силу с 01.01.2011 года (том №2, л.д.165) Согласно Положения об оплате труда, системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Челябинской области (п.4 Положения), размеры окладов работников ОГУ устанавливаются на основе отнесения занимаемых им должностей к профессиональным квалификационным группам (п.5), начисление компенсационных и стимулирующих выплат производится на оклад (п.8), выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливаются в виде надбавки за особые условия труда и надбавки работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (п.17) Приказом Министерством здравоохранения Челябинской области № 1621 от 08.12.2010 года утвержден Перечень областных государственных учреждений (структурных подразделений), должностей работников областных государственных учреждений, работа в которых дает право на установление надбавок к окладу (Должностному окладу) работникам, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в этом перечне предусмотрена выплата надбавки в размере 25% всем работникам психиатрического учреждения. (том №2, л.д. 170-173)

На 2011 год распространяется действие Коллективного договора между работодателем и работниками ГУЗ «ОПБ №7» на 2010-2011 годы (том №2, л.д.2-10) и являющееся приложением к нему Положение об оплате труда и премировании работников ГУЗ «ОПБ №7» (том №2, л.д.11-16) Согласно п. 4.8. Коллективного договора, повышение окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда устанавливается в соответствии с Перечнем (приложение № 3) В Перечне должностей психиатрической больницы с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа на которых дает право на повышение окладов (ставок) на 25% указана должность сторож (том №2, л.д.30-31) П.3.1. Положения об оплате труда, являющегося Приложением №1 к Коллективному договору также предусмотрено повышение окладов в связи с опасными для здоровья условиями труда в размере 25% всем работникам ГУЗ «ОПБ №7» (п.3.1.) Всем работникам предусмотрены надбавки за продолжительный непрерывный стаж работы: за первые три года - 20% оклада, за 5 лет - 30% оклада. (п.3.2.)

Приказом по ГУЗ ОПБ №7» от 11.01.2011 года утверждено положение «Об оплате труда работников ГУЗ «Областная психиатрическая больница № 7» с 01.01.2011 года (том №1, л.д.226-244) Настоящее положение включает в себя:

- порядок и условия оплаты труда работников, размеры окладов по профессиональным квалификационным группам (Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 248н от 29.05. 2008 года, профессия «сторож» была отнесена к 1 квалификационному уровню Профессиональных квалификационных групп Общеотраслевых профессий рабочих (том №2, л.д.133-134));

- порядок и условия установления выплат компенсационного характера;

- порядок и условия установления выплат стимулирующего характера.

Согласно п. 4 Положения…, заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников областных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнении ими работ той же квалификации.

П. 5,6 Положения предусмотрено, что размер заработной платы не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. Оплата труда работников по совместительству производится пропорционально отработанному времени исходя из должностного оклада.

Подп. 1 п.15 и подп.1 п. 18 Положения об оплате труда предусмотрены: выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которая устанавливается в процентном отношения к окладу в размере 25% всем работникам учреждения; выплаты за непрерывный стаж работы в виде надбавки в процентах от оклада (должностного оклада) в зависимости от общего количества лет непрерывной работы в учреждениях здравоохранения: от 3-х до 5-ти лет в размере не более 20%, от 5-ти лет и выше в размере не более 30%.

Как следует из лицевых счетов Шарафутдинова Р.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (том №1, л.д. 134-210), анализа по кодам выплат, согласно расчетных листов Шарафутдинова Р.М. за ДД.ММ.ГГГГ (том №1, л.д.211-216, 219-224), расшифровки видов оплат (том №1, л.д.217), заработная плата истца состояла из оплаты за фактически отработанное время, оплаты внутреннего совместительства, доплат за работу в праздничные дни, в ночное время, районного коэффициента, а после выработки истцом непрерывного стажа в учреждении 3 года - доплату за непрерывный стаж в размере 20% от тарифной ставки, а после выработки истцом 5 лет непрерывного стажа в учреждении - доплату за непрерывный стаж в размере 30% от тарифной ставки. При этом оплата за фактически отработанное время включала в себя ставку по соответствующему разряду оплаты труда Единой тарифной сетки, повышенную на 25% в связи с работой в учреждении с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда. С ДД.ММ.ГГГГ система оплаты труда была изменена: были установлены новые тарифные ставки, которые не включали в себя повышение за работу в учреждении с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, в состав заработной платы стала включаться доплата за работу в учреждении с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда в размере 25% от тарифной ставки. При этом приказами по ГУЗ «ОПБ №7» заработная плата работников ГУЗ «ОПБ №7» в ДД.ММ.ГГГГ до уровня заработной платы, рассчитанной на основе Единой тарифной сетки с учетом стимулирующих выплат, действующих до введения новой системы оплаты труда (приказы, том № 2, л.д.137-138)

Утверждения истца и его представителей о том, что заработная плата истцу была незаконно недоначислена, основаны на неверном толковании нормативных положений, регулирующих оплату труда работников здравоохранения.

Как следует из представленных истцом расчетов (том №1, л.д.59-132), искового заявления, пояснений представителей истца в судебном заседании, истец полагает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его тарифная ставка должна была повышаться за работу в тяжелых и опасных условиях труда на 30%, а не 25%. При этом истец ссылается на п. 3 Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение ставок в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, являющийся приложением к Положению об оплате труда работников областных государственных учреждений здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2006 года № 4-П (том № 2, л.д.66). Истец полагает, что положения данного пункта должны применяться к нему, так как у него опасные и вредные условия труда. Опасные - так как график его работы совпадает со временем приема больных врачами психиатрической больницы, поэтому он наравне с медицинским персоналом подвергается опасности в связи с непосредственным контактом с психически больными людьми. Условия его труда являются вредными, так как его работа связана с работой ночью, что вредно для здоровья и может повлечь возникновение заболеваний.

Указанные доводы истца являются необоснованными.

Как видно из должностной инструкции сторожа ГУЗ «ОПБ №7», с которой истец был ознакомлен (том №1, л.д.44), сторож должен осуществлять дежурство в учреждении, отвечать за открывание, закрыванием дверей, совместно с представителем администрации или сменяемым сторожем проверять целостность охраняемого объекта, замков и других запорных устройств, следить за сохранностью и исправностью сигнализационных устройств, телефонов, освещения, наличии противопожарного инвентаря, при выявлении неисправностей, не позволяющих принять объект под охрану, докладывать об этом лицу, которому он подчинен, в случае обнаружения взломанных дверей, окон, стен, замков, отсутствии пломб и печатей, возникновения сигнала тревоги на объекте немедленно сообщать представителю администрации и дежурному отделению милиции и осуществлять охрану следов преступления до прибытия представителей милиции. При возникновении пожара на объекте поднимать тревогу, извещать пожарную команду, сообщать о происшествии дежурному по отделению милиции, принимать меры по ликвидации пожара, постоянно вести запись в журнале о приеме и сдаче дежурства.

По мнению суда, должностная инструкция сторожа, не свидетельствует о том, что по роду своей деятельности, сторож может контактировать с психически больными.

Тот факт, что сторож осуществляет дежурства в ночное время, сам по себе не свидетельствует о вредности его работы.

В п. 3 Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение ставок в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, указаны конкретные должности, дающие право на повышение тарифной ставки на 30%, должности сторожа среди них нет.

Также истец полагает, что ему должна выплачиваться надбавка, предусмотренная подпунктом 7 п. 46 Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2006 года № 4-П.

Указанная норма говорит о выплате надбавки за условия труда рабочим, занятым на работах с тяжелыми условиями труда в размере от 12 до 24 процентов ставки (оклада) по результатам аттестации рабочего места. Указанные надбавки начисляются за время фактической занятости рабочих на таких рабочих местах. Размеры надбавок утверждаются руководителем ОГУЗ по согласованию с выборным профсоюзным органом.

По мнению истца, эта надбавка должна составлять 25%, поскольку руководителем ОГУЗ размеры данных надбавок не утверждались и могут быть установлены самим работником произвольно.

Суд полагает, что оснований считать условия труда сторожа тяжелыми не имеется. Тем более закон не дает права произвольно устанавливать размер указанной надбавки.

Также необоснован довод истца об установлении ему надбавки в размере 20% от тарифной ставки с момента устройства истца на работу, а через три года работы - в размере 30% от тарифной ставки за непрерывный стаж работы в учреждении, поскольку из всех приведенных норм трудового законодательства, регулирующих установление надбавки за непрерывный стаж работы следует, что она устанавливается в размере 20% тарифной ставки (оклада за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов. Т.е. для установления указанной надбавки в размере 20% от тарифной ставки требуется наличие у работника не менее трех лет непрерывного стажа в учреждении, а для установления указанной надбавки в размере 30% от тарифной ставки требуется наличие у работника не менее пяти лет непрерывного стажа в учреждении.

Из материалов дела видно, что истцу надбавка за непрерывный стаж работы была установлена: в размере 20% после отработки им 3-х лет в учреждении и 30% - после отработки им 5-ти лет в учреждении.

Не соответствует требованиям действующего законодательства требования истца о назначении ему фиксированного размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и выплат компенсационного и стимулирующего характера сверх фиксированного размера оплаты труда.

Согласно части второй ст. 129 ТК РФ в редакции, действующей до 01.09.2007 года, минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - это устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Частью четвертой ст. 133 ТК РФ, в редакции, действующей до 01.07. 2007 года, было установлено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Федеральным Законом от 20.04.2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ ««О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» с 1 сентября 2007 года признаны утратившими силу соответственно часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, содержавшая определение понятия "минимальная заработная плата", и часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) минимальный размер оплаты труда установлен в размере 2 300 руб. с 1 сентября 2007 года, Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ) - в размере 4 330 руб. с 1 января 2009 года.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В своем Определении от 1 октября 2009 г. № 1160-О-О
"По жалобе граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" Конституционный Суд РФ высказал свою правовую позицию по вопросу о соответствии Конституции изменений в трудовом законодательстве.

Согласно данного определения, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Одновременно была введена дополнительная гарантия: согласно статье 5 Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 1 сентября 2007 года (дня вступления в силу указанного Федерального закона).

Тем самым при изменении правового регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации), были сохранены в неизменном виде.

Из этого следует, что сама по себе отмена нормы части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации не предполагала снижение размера заработной платы работников и не была направлена на умаление их права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемые законоположения в системной связи с положениями статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях, в том числе при выполнении работ с вредными условиями, не направлены на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в нормальных и во вредных условиях труда, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей.

Из лицевых счетов Шарафутдинова Р.М. видно, что размер заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ был не менее <данные изъяты> руб., а с ДД.ММ.ГГГГ не менее <данные изъяты> руб.

Как видно при исследовании лицевых счетов Шарафутдинова Р.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (том №1, л.д.167-210) и анализа по кодам выплат за этот же период (том 1, л.д.220-223), за совместительство оплата истцу производилась не ниже части минимального размера оплаты труда пропорционально отработанного истцом по совместительству рабочего времени.

Представители ответчиков в судебном заседании также пояснили, что заработная плата работникам учреждения выплачивается не менее МРОТ за норму рабочего времени, при осуществлении работ по совместительству оплата истцу производилась не ниже части минимального размера оплаты труда пропорционально отработанного истцом по совместительству рабочего времени. Контроль за соблюдением этих норм возложен на расчетчиков.

Таким образом, гарантии, предусмотренные ст. 133 ТК РФ о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, в отношении истца полностью соблюдена.

Согласно ст. 282 ТК РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

Как следует из пояснений сторон, работа истца сверх установленного рабочего времени - 40 часов в неделю - осуществлялась за пределами рабочего времени, оплата за совместительство осуществлялась за отработанное время.

Доводы истца и его представителя о том, что фактически эта работа не является совместительством необоснованы.

Не подлежат удовлетворению и требования истца об обязании учреждения установить ему сокращенную рабочую неделю продолжительностью 36 часов и предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку эти требования противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 14.02. 2003 года № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» и Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день"

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 года № 101 установлен перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций…, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Согласно разделу 5 Перечня, в психиатрических больницах право на сокращенную 36-часовую неделю имеют: врач, в том числе - врач -Руководитель отделения, кабинета, средний медперсонал и младший медперсонал и работа непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных. (том №2, л.д.103)

Таким образом, установление сокращенной рабочей недели и дополнительного оплачиваемого отпуска сторожам не предусмотрено.

Не может повлиять на выводы суда тот факт, что в договорах на выполнение работы по совместительству от ДД.ММ.ГГГГ (том №1, л.д.51-52) и от ДД.ММ.ГГГГ (том №1, л.д.49-50) предусмотрено право истца на сокращенную рабочую неделю и дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку эти условия договора противоречат закону.

Из пояснений представителей ответчиков следует, что эти условия внесены в договоры на совместительство ошибочно при изготовлении однотипных договоров в электронном виде. При этом в трудовых договорах о работе по основному месту такие условия отсутствуют.

Довод истца о том, что установление ему повышенной тарифной ставки на 25% в связи с работой в опасных и вредных условиях труда подтверждает его право на сокращенную рабочую неделю и дополнительный оплачиваемый отпуск, является необоснованным и противоречит нормам трудового законодательства об установлении сокращенной рабочей недели и дополнительных оплачиваемых отпусков в психиатрических учреждениях.

Ссылки истца на то, что ему дополнительно были вменены обязанности дворника, оплата за эту работу не осуществляется, не подтверждены им надлежащими доказательствами.

Представители учреждения этот факт не подтвердили.

Кроме того, представителями ответчиков заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (п.1 ст. 392 ТК РФ).

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности.

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

По мнению суда, срок обращения в суд по требованиям о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом Шарафутдиновым Р.М. пропущен.

О том, в каком размере ему начисляется заработная плата истцу становилось известно в момент выдачи ему расчетных листков за отработанный месяц, а также выплаты заработной платы не позднее 6 и 21 числа (по Коллективному договору.

Следовательно, о том, в каком размере ему начислена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ. По мнению суда, трехмесячный срок обращения в суд по иску о взыскании недоначисленной заработной платы за январь должен исчисляться со ДД.ММ.ГГГГ

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что срок обращения в суд пропущен им в связи с тем, что он не знал о своих правах на начисление заработной платы в большем размере.

По мнению суда, данная причина не является уважительной и не может служить основанием для восстановления срока обращения в суд, так как не связана с болезнью истца, нахождением его в командировке, невозможностью обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимостью осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи или другими причинами, связанными с личностью истца.

Следовательно, истцом пропущен срок обращения в суд по иску о взыскании недоначисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, Шарафутдинову Р.М. должно быть отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании недовыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ еще и по этому основанию.

Положения п. 56 Постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004 года № 2 о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, надлежит учитывать, что нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, в данном случае неприменимы, так как данные положения относятся к требованиям о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

В данном случае предъявлены исковые требования о взыскании с ГУЗ «ОПБ №7» заработной платы, которая истцу никогда не начислялась.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению здравоохранения «Областная психиатрическая больница № 7» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, производить выплаты компенсационного и стимулирующего характера сверх фиксированного размера оплаты труда, установить продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск, Шарафутдинову Р.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий:                                           Фролова Г.А.

решение не вступило в законную силу