об оспаривании решения государственного органа



дело № 2-1108/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

06.06. 2011 года                                                        г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи:                        Фроловой Г.А.,

при секретаре                                                      Акульшине Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лопатина Б.А. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество

                                          у с т а н о в и л:

Лопатин Б.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации прав собственности Лопатина Б.А. на гараж , площадью 19,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> обязании устранить допущенные нарушения и осуществить государственную регистрацию прав собственности Лопатина Б.А. на гараж , площадью 19,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра было отказано Лопатину Б.А. в регистрации прав на недвижимое имущество: гараж , площадью 19,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в связи с непредоставлением разрешения на ввод объекта - <данные изъяты> в эксплуатацию. Данное решение, по мнению заявителя, является незаконным и принятым в нарушение норм п. 5 ст. 25.3. Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, не допускающих при регистрации прав в упрощенном порядке истребования и отказа по мотиву непредоставления дополнительных документов, не предусмотренных ст. 25.3. Закона о регистрации прав на недвижимое имущество.

В судебное заседание Лопатин Б.А. не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель заявителя Лопатина Б.А. - Лопатин Д.Б. настаивал на удовлетворении требований. Ссылается на то, что разрешение на строительство закрытой автостоянки, выданное ГСПК «<данные изъяты> не было реализовано, ГСПК <данные изъяты> было принято решение о строительстве членами ГСПК индивидуальных гаражей, гараж в ГСПК <данные изъяты> является индивидуальным гаражом. Поскольку ГСПК <данные изъяты> был предоставлен земельный участок в аренду под строительство гаражей, а ГСПК <данные изъяты> предоставило земельные участки под гаражами в субаренду членам ГСПК, то имелись все необходимые условия для регистрации прав на гараж в упрощенном порядке.

Представитель Управления Росреестра Литягина Н.И., действующая на основании доверенности, требования Лопатина Б.А. не признала, полагает, что в регистрации прав на гаражный бокс было отказано законно и обоснованно. Автокооперативу <данные изъяты> выдавалось разрешение на строительство закрытой автостоянки, которая фактически и была построена, что видно из кадастрового паспорта объекта, в соответствии с которым нежилое помещение-гараж является помещением, т.е. частью отдельного объекта. В соответствии с Уставом ГСПК <данные изъяты> целью создания ГСПК является строительство гаражей за счет паевых взносов членов кооператива, возведение членами ГСПК индивидуальных гаражей Уставом ГСПК не предусмотрено. Следовательно, объектом индивидуального строительства гараж не является. Документом, подтверждающим факт создания гаража и соблюдения при его строительстве установленных правил, а также согласования строительства гаража с определенными государственными и муниципальными органами являются документы о вводе гаража в эксплуатацию. Такие документы заявителем на регистрацию не представлены. Регистрация прав Лопатина Б.А. на гараж в упрощенном порядке не возможна, так как ему не предоставлялся земельный участок для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного строительства. Лопатиным Б.А. был предоставлен в регистрирующий орган договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ на часть земельного участка, границы этой части в кадастровом паспорте на земельный участок не определены. Часть земельного участка, в которой не определены учетный номер части земельного участка и даты его присвоения, площадь части земельного участка, описание месторасположения границы части земельного участка, самостоятельным объектом гражданских правоотношений являться не может.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, представителя Управления Росреестра, полагает, что требования Лопатина Б.А. удовлетворению не подлежат.

На основании материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лопатин Б.А. подал заявление в Управление Росреестра о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, к которому приложил следующие документы:

- квитанцию об оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб.;

-кадастровый паспорт на гараж в ГСПК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ;

- справку ГСПК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (заявление, справка ГСПК, расписка в получении документов, л.д.5-7,9, 52)

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра направило в адрес Лопатина Б.А. уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором указало, что регистрация права собственности на объект недвижимого имущества - гараж в ГСПК <данные изъяты> приостановлена в связи с отсутствием разрешения на ввод объекта - закрытой автостоянки ГСПК <данные изъяты> в эксплуатацию. В уведомлении было указано, что в случае, если выявленное замечание не будет устранено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в государственной регистрации права будет отказано. (уведомление, л.д.43)

ДД.ММ.ГГГГ Лопатиным Б.А. было подано заявление о приобщении к документам, предоставленным на государственную регистрацию дополнительных документов, а именно: выписку из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство закрытой автостоянки на 51 бокс в районе <адрес> (заявление, разрешение, л.д.54,44)

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Лопатиным Б.А. к первоначальным документам были дополнительно приобщены: декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ответ от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ, приложение к договору о предоставлении земельного участка в субаренду от ДД.ММ.ГГГГ (заявление, расписка, декларация, договоры, л.д.55,8,11,12,13-15)

ДД.ММ.ГГГГ Начальник Златоустовского отдела Управления Росреестра Литягина Н.И. направила в адрес Лопатина Б.А. письмо, в котором сообщила, что дополнительно представленные документы, не требуются при государственной регистрации прав собственности. Замечания, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не устранены. (л.д.16)

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права на гараж в ГСПК «<данные изъяты> в связи с непредоставлением разрешения на ввод в эксплуатацию объекта - закрытой автостоянки ГСПК <данные изъяты> (л.д.4)

Суд полагает, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - гараж в ГСПК <данные изъяты> является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Право собственности на здание, сооружение и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, для государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре необходимо предоставить правоустанавливающие документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражают информацию, необходимую для регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (пункт 1 ст. 25 Закона о регистрации)

В силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, пункта 1.6 Строительных норм и правил СНиП 3.01.04-87 «приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, является акт ввода объекта в эксплуатацию.

В материалах дела имеется разрешение , выданное ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Златоуста представителю Автогаражного кооператива <данные изъяты> на строительство в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ закрытой автостоянки на 51 бокс в районе <адрес>. (л.д.44)

Согласно справке ГСПК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Лопатин Б.А. является членом ГСПК <данные изъяты> и ему принадлежит на праве собственности гараж площадью 19.6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> паевой взнос внесен Лопатиным Б.А. ДД.ММ.ГГГГ, строительство гаража произведено ДД.ММ.ГГГГ. (справка, л.д.7)

В соответствии с кадастровым паспортом на гараж в <адрес> (л.д.5) данный объект имеет общую площадь 19,6 кв.м., является нежилым помещением, т.е. частью здания или сооружения.

С учетом представленных документов, суд приходит к выводу о том, что вновь созданным объектом недвижимости в данном случае является не гаражный бокс, а закрытая автостоянка, в которой имеются отдельные помещения - гаражи.

Поскольку документы о вводе закрытой автостоянки в эксплуатацию заявителем не предоставлены, оснований для государственной регистрации прав на гараж, не имелось.

Ссылки заявителя и его представителя о наличии оснований для регистрации прав собственности на гараж в упрощенном порядке являются необоснованными.

Согласно ст. 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрация права собственности в упрощенном порядке возможна, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Согласно пункту 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1914 кв.м., с разрешенным использованием: для размещения автогаражного кооператива (в настоящее время кадастровый номер ) был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. (кадастровый паспорт, л.д.32-34)

Согласно распоряжению главы г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок был предоставлен МУ «Комитет по управлению имуществом» ГСПК <данные изъяты>» под строительство гаражных боксов на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и передан по акту сдачи-приемки объекта от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18-21)

На основании распоряжений главы г. Златоуста (л.д.25-26) дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, действие договора было продлено до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), а дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).

В соответствии с распоряжением Администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ с ГСПК <данные изъяты> был заключен договор аренды земли в новой редакции на срок до ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером площадью 1914 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: <адрес>, ранее предоставленный по договору от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с договором аренды разрешенный вид использования (целевое назначение) земельного участка изменился и указано как: размещение автогаражного кооператива. (распоряжение, договор аренды, л.д. 27-31).

На основании пояснений представителя заявителя, материалов дела также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГСПК <данные изъяты> и членами ГСПК, в том числе Лопатиным Б.А. был заключен договор субаренды части (площадью 27 кв.м.) земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1914 кв.м. с целью использования: строительство и размещение гаражного бокса (договор, акт приема-передачи, л.д. 13-15)

При этом в договоре субаренды описание местоположения границы части земельного участка, предоставляемого в пользование Лопатину Б.А. не содержится.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.

Форма кадастрового паспорта утверждена Приказом Минюста РФ от 18.02. 2008 года № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка»

Раздел В.3 вышеуказанной формы кадастрового паспорта земельного участка содержит строку «сведения о частях земельного участка и обременениях» для отражения в ней сведений об учетных нормах частей земельного участка.

В соответствии с п. 65 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02. 2010 года № 42 «об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о частях земельного участка:

1)учетный номер части земельного участка и дата его присвоения;

2)площади части земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м. и с указанием погрешности вычисления;

3)описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, приведенных в подпункте 1 п. 64 Порядка, а именно: список координат (обозначение характерных точек границы земельного участка, описания их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка и др. сведения.

Из вышеизложенного следует, что при составлении кадастрового плана земельного участка, представляющего собой единое землепользование, в его составе учитываются части земельного участка, которые имеют свои границы, площади, то есть они должны быть идентифицированы.

Из представленного заявителем на государственную регистрацию кадастрового плана земельного участка площадью 1914 кв.м. с кадастровым номером (л.д.32-34) следует, что предоставленный заявителю в субаренду земельный участок как часть единого земельного участка в разделе В.3. кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером не был идентифицирован, не присвоен кадастровый номер обособленного (условного) участка, входящего в единое землепользование в качестве его составной части, не установлены его границы.

Поскольку часть земельного участка, переданная по договору субаренды в пользование Лопатину Б.А., не идентифицирована, ее границы не определены, нельзя признать договор субаренды заключенным, так как в договоре фактически отсутствует существенное условие договора субаренды - предмет договора.

С учетом того, что вновь созданным объектом недвижимости является закрытая автостоянка, а не индивидуальный гараж, земельный участок для строительства и размещения гаражных боксов предоставлялся Гаражно-строительному потребительскому кооперативу, а не Лопатину Б.А., а договор субаренды части земельного участка является незаключенным, суд полагает, что пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в данном случае не применим. Государственная регистрация прав Лопатина Б.А. на гараж в упрощенном порядке произведена быть не может.

Доводы представителя заявителя о том, что членами ГСПК <данные изъяты> было принято решение о строительстве индивидуальных боксов, а не закрытой автостоянки и каждым членом ГСПК, в том числе Лопатиным Б.А., фактически был возведен индивидуальный гараж, противоречат материалам дела, так как из кадастрового паспорта гаража видно, что он является помещением, т.е. частью здания или сооружения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в государственной регистрации прав собственности Лопатина Б.А. на гараж , площадью 19,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> обязании устранить допущенные нарушения и осуществить государственную регистрацию прав собственности Лопатина Б.А. на гараж , площадью 19,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Лопатину Б.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий:                                          Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу