Дело № 2-1669/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2011 г.
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест,
у с т а н о в и л:
Челябинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (далее ФКУ СИЗО-4) по не проведению аттестации рабочих мест в учреждении; возложить на ФКУ СИ №4 ГУФСИН ПО ЧО» обязанность провести аттестацию 7 рабочих мест по условиями труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 30 августа 2011 года.
В обосновании заявленных требований сослался на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства в ФКУ СИЗО-4 установлено, что в данном учреждении не соблюдаются требования трудового законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Так, в настоящее время в ФКУ СИЗО-4 в отряде по хозяйственному обслуживанию учреждения не аттестовано по условиям труда 7 рабочих мест: уборщик производственных и служебных помещений 2 рабочих места, подсобный рабочий 4 места, библиотекарь. В ФКУ СИЗО-4 в отряде по хозяйственному обслуживанию учреждения на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на установление безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Указанное бездействие ФКУ СИЗО-4 ведет к нарушению права неопределенного круга осужденных на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права осужденных, которые будут трудоустроены на данном производственном участке ФКУ СИЗО-4.
В судебном заседании помощник Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Киртьянов А.Г. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-4 Гладышев С.В., действующий на основании доверенности (л.д.67), с исковыми требованиями не согласился.
В отзыве на исковое заявление указал, что распорядителем бюджетных средств для учреждения является ГУФСИН России по Челябинской области. Оплата осужденным, привлеченным к оплачиваемому труду, оставленным в учреждении для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию производится из средств федерального бюджета. Учреждением как работодателем проводится работа по аттестации рабочих мест. С 2007 года по настоящее время учреждением проведена большая работа в данном направлении. К настоящему времени не проведена аттестация 7 рабочих мест: уборщик производственных и служебных помещений – 2 рабочих места, подсобный рабочий – 4 места, библиотекарь. При этом, рабочее место библиотекаря введено приказом начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №. Этим же приказом увеличено количество должностей подсобных рабочих с 5 до 26 (с одного до 5 рабочих мест). С данного времени финансирование учреждения на указанные цели не осуществлялось. Учреждением ведется работа, направленная на выделение необходимых денежных средств, для проведения аттестации рабочих мест. При поступлении финансирования в кратчайшее время будет заключен соответствующий договор. (л.д.68-69).
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО4 в судебном заседании требования прокурора поддержала. (л.д.60,61,63).
В отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» по результатам аттестации рабочих мест работникам устанавливаются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда. В соответствии с п. 5 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. (л.д.66).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Положениями ст.209 ТК РФ определены следующие понятия:
- безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
- сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе, и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Данным Порядком установлено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (п.1).
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (п.2).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда (п.4).
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п.5).
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п.7).
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (ФКУ СИЗО-4) является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ (Устав- л.д.17-31).
Согласно п. 2.5.1 Устава ФКУ СИЗО-4 обеспечивает привлечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; необходимые условия труда работникам учреждения, отвечающие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.
Таким образом, на основании анализа вышеприведенных правовых норм и документов, суд приходить к выводу, что ФКУ СИЗО-4 обязано проводить аттестацию рабочих мест для обеспечения права отбывающих наказание лиц на безопасные, соответствующие нормам закона и требованиям безопасности и гигиены условия труда.
Челябинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда в ФКУ СИЗО-4 (л.д.48), в соответствии с которой было выявлено не полное проведение аттестации рабочих мест, что подтверждается информацией по аттестации рабочих мест по условиям труда спецконтингента с указанием периода аттестации, количества рабочих мест (л.д.50-52).
Согласно письму начальника ФКУ СИЗО-4 (л.д.40) проведен подробный анализ рабочих мест, подготовлен перечень рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда. В настоящее время в отряде хозяйственного обслуживания ФКУ СИЗО-4 не проведена аттестация 7 рабочих мест, а именно: библиотекарь – 1 рабочее место, подсобный рабочий – 4 рабочих места, уборщик производственных и служебных помещений – 2 рабочих места.
Из объяснения инженера по охране труда и технике безопасности ФКУ СИЗО-4 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в настоящее время в отряде хозяйственного назначения ФКУ СИЗО-4 не проведена аттестация 7 рабочих мест: библиотекарь – 1 рабочее место, подсобный рабочий – 4 рабочих места, уборщик производственных и служебных помещений – 2 рабочих места (л.д.42).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФКУ СИЗО-4 нарушает требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Представитель ответчика в судебном заседании не отрицал тот факт, что до настоящего времени аттестация вышеуказанных 7 рабочих мест в учреждении не проведена.
Не проведение ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда ставит под угрозу нарушения права неопределенного круга трудоустроенных осужденных, поскольку отсутствует оценка условий труда на каждом рабочем месте с учетом вредных факторов и возможность прогнозировать риск развития профессиональных заболеваний и других нарушений здоровья, а также возможные права на получение досрочной пенсии с учетом времени работы в тяжелых условиях.
Поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что обязанность по проведению аттестации 7 рабочих мест (уборщик производственных и служебных помещений- 2 рабочих места, подсобный рабочий – 4 рабочих места, библиотекарь) по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ФКУ СИЗО-4 надлежащим образом не исполнена, то требования Челябинского прокурора о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-4 в связи с непроведением аттестации рабочих мест в учреждении подлежат удовлетворению.
Возражая против заявленных требований, ФКУ СИЗО-4 ссылается на то, что рабочее место библиотекаря введено приказом начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №, и этим же приказом увеличено количество должностей подсобных рабочих.
Вышеуказанные доводы суд считает несостоятельными, поскольку с момента введения должности библиотекаря и увеличения количества подсобных рабочих прошло более 10 месяцев, а в соответствии с пунктом 7 Порядка вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Доводы представителя ответчика о том, что на сегодняшний день провести аттестацию не представляется возможным из-за отсутствия финансирования на эти цели, не свидетельствуют о законности бездействия ФКУ СИЗО-4, поскольку в силу ст.ст. 22, 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда.
Данная обязанность возложена законом в целях обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников в соответствии с положениями ст.210 ТК РФ и ее исполнение, в том числе для бюджетных организаций, не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования.
Невыполнение ФКУ СИЗО-4 данной обязанности ставит под угрозу нарушения вышеприведенные права неопределенного круга лиц, отбывающих наказание и трудоустроенных на неаттестованные должности у ответчика.
То обстоятельство, что начальником данного учреждения направлялось в адрес ГУФСИН по Челябинской области письмо с просьбой о финансировании проведения работ по аттестации вышеуказанных рабочих мест, не может свидетельствовать об исполнении ответчиком возложенной положениями ТК РФ обязанности и отсутствии бездействия, поскольку такое письмо было направлено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 10 месяцев с момента принятия приказа об утверждении штатного расписания обслуживающего персонала (л.д.74) и связано оно было, по мнению суда, с началом проведения прокурорской проверки по данному вопросу. (л.д.49)
Таким образом, каких-либо доказательств законности бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест ФКУ СИЗО-4 в течение более 10 месяцев, суду не представлено.
То обстоятельство, что ответчик принимал меры к аттестации других рабочих мест, не свидетельствует о законности его бездействия по не проведению аттестации указанных в исковом заявлении рабочих мест.
На основании изложенного, в целях устранения допущенного нарушения на ФКУ СИЗО-4 следует возложить обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда: уборщика производственных и служебных помещений – два рабочих места, подсобного рабочего – четыре рабочих места, библиотекаря – одно рабочее мест.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Поскольку указанные действия могут быть совершены только ФКУ СИЗО-4, то суд считает необходимым установить срок их исполнения в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ.
Челябинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит суд обязать ФКУ СИЗО-4 совершить вышеуказанные действия в срок до 30 августа 2011 года. Вместе с тем, как следует из материалов дела, проведение работ по аттестации рабочих мест требует не менее 270 календарных дней. (л.д.72 об.) Таким образом, с учетом данного обстоятельства, времени на вступление решения в законную силу и времени на его обжалование, суд полагает указанный прокурором срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда неразумным и считает возможным установить иной срок для исполнения возложенной судом обязанности до 31 августа 2012 года.
В соответствии с п.9 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ обе стороны освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем понесенные судом расходы подлежат возмещению за счет средств бюджета на основании ч.4 ст.103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда: уборщика производственных и служебных помещений- два рабочих места, подсобного рабочего- четыре рабочих места, библиотекаря- одно рабочее место
Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» в срок до 31 августа 2012 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда: уборщика производственных и служебных помещений- два рабочих места, подсобного рабочего- четыре рабочих места, библиотекаря- одно рабочее место.
Отказать Челябинскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в удовлетворении исковых требований в интересах неопределенного круга лиц в части возложения обязанности совершить указанные действия в срок до 30.08.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий: С.Ю.Фомин
Решение не вступило в законную силу.