Дело № 2-1051/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Максимова А.Е., при секретаре Аненковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Гончаровой О.В. к Администрации Златоустовского городского округа о признании отказа в исключении квартиры из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда незаконным, возложении обязанности исключить квартиру из числа служебных жилых помещений, у с т а н о в и л : Гончарова О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрация ЗГО) о признании незаконным отказа в исключении из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда в Златоустовском городском округе квартиры по адресу: <адрес>, возложении на ответчика обязанности исключить указанную квартиру из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда в Златоустовском городском округе. В обоснование своих требований сослалась на то, что в ноябре 2010 года обратилась в Администрацию ЗГО с заявлением об исключении из числа служебного жилого помещения <адрес> в <адрес> указав, что в связи с ликвидацией воинской части № 22383 по директиве командующего Приволжско-Уральского военного округа от 19 февраля 2009 года № 16 указанное служебное жилое помещение было передано на баланс Администрации г. Златоуста, в связи с чем статус служебного жилья должен быть снят. Комиссия при Администрации ЗГО сначала приняла положительное решение, но впоследствии ей отказали в удовлетворении заявления, пояснив, что правовой отдел Администрации ЗГО отклонил представленный проект решения, как нарушающий Постановление Администрации ЗГО от 22 декабря 2010 года № 433-п «О порядке исключения из числа служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда в ЗГО». С данным решением не согласна, поскольку после ликвидации воинской части, в которой проходила воинскую службу и в которой ей было предоставлено жилое помещение, она было передано на баланс Администрации ЗГО и статус служебного жилого помещения утрачен. В настоящее время с собственником жилого помещения в трудовых отношениях не состоит, договор найма специализированного жилого помещения с ней никто не заключал, доказательства, подтверждающие статус жилого помещения или перевода его в специализированное, как требуют Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не предоставлены. Полагает, что Администрация ЗГО обязана удовлетворить ее заявление и исключить жилое помещение из числа служебных. В ходе производства по делу истец уточнила исковые требования, изменив основания иска. Просила признать незаконным распоряжение главы ЗГО от 28 июня 2011 года № 859р об отказе в удовлетворении заявления об исключении из числа служебных занимаемой ею квартиры по адресу: <адрес>, поскольку для этого имеются основания, предусмотренные п.п. 1 п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением главы Администрации ЗГО от 04 марта 2011 года № 6п - она является пенсионером по старости (л.д. 42). В судебном заседании истец Гончарова О.В. на удовлетворении своих требований настаивала. Представитель ответчика Администрации ЗГО Гареева О.В., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать, так как Гончарова О.В. пенсионером по старости не является, получает пенсию по выслуге лет и не подпадает ни под одну из категорий, предусмотренных действующим в настоящее время порядком. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Гончаровой О.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно выписке из раздела «Муниципальная казна» реестра муниципального имущества МО ЗГО, спорная квартира является собственностью МО ЗГО на основании распоряжения Челябинского комитета по управлению государственным имуществом от 27 сентября 1995 года № 392, постановления главы ЗГО от 05 июля 1995 года № 695 (л.д. 18). Как установлено в ходе судебного разбирательства, Гончарова О.В. в период с 29 апреля 1994 года по 21 мая 2007 года проходила военную службу в войсковой части 22333, уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст.51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»). В период с 11 июня 2007 года по 26 октября 2009 года заявитель работала стрелком военизированной охраны войсковой части 22383, уволена в связи с ликвидацией части, на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ (копия трудовой книжки, л.д. 26-27). В день увольнения с военной службы 21 мая 2007 г. главой ЗГО издано распоряжение № 870-р о заключении с гражданами договоров найма специализированного жилого фонда в служебных жилых помещениях (л.д. 45). Во исполнение указанного распоряжения между Администрацией ЗГО и Гончаровой О.В. был заключен договор найма муниципального служебного жилого помещения от 21 мая 2007г. (л.д.8). 08 сентября 2009 года командиром воинской части 22383 на имя главы ЗГО направлено ходатайство о снятии служебного статуса с жилого помещения по <адрес> (л.д. 10). В настоящее время истец проживает в спорной квартире на основании договора найма служебного жилого помещения (л.д. 51). 20 июня 2011 года Гончарова О.В. обратилась с заявлением на имя главы ЗГО о снятии статуса служебного жилого помещения со спорной квартиры (л.д. 50). Распоряжением Администрации ЗГО от 28 июня 2011 года № 859-р Гончаровой О.В. отказано в исключении из числа служебных жилых помещений 1-комнатной квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 43). Указанное распоряжение суд находит законным и обоснованным. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Гончарова О.В. относится к категории военнослужащих, обеспеченных служебным жильем и уволенной с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Однако, указанная норма Закона распространяется только на жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, и не может регулировать правоотношения между истцом и ответчиком, поскольку занимаемое Гончаровой О.В. жилье находится в собственности муниципального образования. В силу п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы после 01 января 2005 года, не является обязанностью органов местного самоуправления в силу прямого указания закона. Часть 2 п.2 ст.15 указанного Закона предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что для обеспечения увольняемого военнослужащего жильем из муниципального фонда по договору социального найма, необходимо три условия: Только совокупность указанных обстоятельств позволяет применять данную норму к правоотношениям между военнослужащим и органом местного самоуправления. Отсутствие какого-либо из указанных обстоятельств лишает возможности стороны ссылаться на данную норму применительно к их правоотношениям. В настоящее время отсутствуют установленные Правительством порядок и случаи передачи жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде и занимаемых военнослужащими, по договору социального найма. Заявитель в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения не признавалась и на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла и не состоит (справка отдела жилищной политики Администрации ЗГО -л.д. 36). Истец Гончарова О.В. в судебном заседании пояснила, что жилищный сертификат она не получала, поскольку при увольнении ей было представлено служебное жилье, которое она впоследствии была намерена приватизировать. При таких обстоятельствах указанная норма также не применима к правоотношениям Гончаровой О.В. и администрации ЗГО. В соответствии с п.1 ст.92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п.2 ст.92 ЖК РФ). При заключении 21.05.2007 г. в день увольнения с военной службы Договора найма муниципального служебного жилого помещения (л.д.8-) Гончарова О.В. была ознакомлена с его условиями. Пункт 3 ст.92 ЖК РФ содержит прямой запрет на отчуждение специализированных жилых помещений, передачу в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ. Поскольку статус служебного с данного помещения не снят, то законных оснований для удовлетворения ходатайства войсковой части 22383 о снятии служебного статуса со спорного жилого помещения у Администрации не имелось, поскольку иное решение противоречило бы положениям п.3 ст.92 ЖК РФ. В соответствии с п.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (п.1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п.2) Поскольку в силу ФЗ «О статусе военнослужащих» данная категория лиц обладает особым правовым статусом, то в целях реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Данные Правила также предусматривают возможность обеспечения военнослужащих жилыми помещениями только за счет средств федерального бюджета либо за счет жилого фонда, находящегося в собственности РФ. А кроме того, устанавливают, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов (п.4) Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете(п.12 Правил) Однако, как уже указывалось выше, Гончарова О.В. не состояла в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Кроме того, органы местного самоуправления не наделены законом полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями. Постановлением Администрации ЗГО от 04 марта 2011 года № 86-п утвержден Порядок исключения из числа служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда в Златоустовском городском округе (л.д. 47). Согласно п.п. 1 п. 3 указанного Порядка, служебное жилое помещение может быть исключено из числа служебных жилых помещений в случаях, когда заявителями являются пенсионеры по старости (мужчина, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет). Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. При уточнении исковых требований истец настаивала на их удовлетворении по тем основаниям, что получая пенсию по выслуге лет, она имеет право на удовлетворение заявления об исключении занимаемой ею квартиры из числа служебных жилых помещений на основании п.п.1 п.3 Порядка, как пенсионер по старости. Другие основания для признании отказа незаконным просила не рассматривать. Как следует из содержания п.п. 1 ч. 3 Порядка, право на обращение с заявлением об исключении жилого помещения из числа служебных связано именно с наличием у заявителя права на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласно ч. 1 ст. 7 которого право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Лицо, достигшее указанного возраста в силу закона является нетрудоспособным, в связи с чем пользуется особой защитой государства. Гончарова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия паспорта, л.д. 14), 55-летнего возраста не достигла, права на получение пенсии по старости не имеет. Согласно справке военного комиссариата г. Златоуста и Кусинского района (л.д. 9), пенсионного удостоверения МО РФ (л.д. 35), Гончарова О.В. с 07 июня 2007 года получает пенсию МО РФ за выслугу лет. Как следует из копии трудовой книжки (л.д. 24-28), Гончарова О.В. после увольнения из рядов вооруженных сил с 11 июня 2007 года по 26 октября 2009 года работала стрелком военизированной охраны войсковой части 22383, в настоящее время продолжает трудовую деятельность - работает в должности заведующей хозяйством ГОУ НПО ПУ № 35. Военная служба не является разновидностью трудовой деятельности гражданина, это особый вид государственной службы. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется, исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих, и отличается от аналогичных параметров трудовых пенсий на основании ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Учитывая, что назначение пенсии за выслугу лет не тождественно приобретению права на пенсию по старости, истец права на обращение с заявлением об исключении жилого помещения из числа служебных не обладает. Таким образом, на основании анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов и обстоятельств дела суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Гончаровой О.В. к Администрации ЗГО о признании отказа в исключении квартиры из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда незаконным, возложении обязанности исключить квартиру из числа служебных жилых помещений, в связи с чем в удовлетворении ее требований должно быть отказано. Вместе с тем, суд полагает, что по достижении истцом возраста 55 лет вопрос об удовлетворении ее заявления об исключении из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда квартиры по адресу: <адрес> может быть решен положительно. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Отказать Гончарова О.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения главы Златоустовского городского округа № 859-р от 28.06.2011 г. об отказе в исключении из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда квартиры по адресу: <адрес>, возложении обязанности исключить квартиру из числа служебных жилых помещений. Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий А.Е. Максимов Решение не вступило в законную силу
"О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.