Дело № 2-290/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 февраля 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Максимова А.Е., при секретаре Имаевой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц о признании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа незаконным, у с т а н о в и л: Прокурор г. Златоуста обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от 01 декабря 2010 года № 2406-р «О подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста». В обоснование заявленных требований сослался на то, что указанным распоряжением принято решение о подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста - о частичном изменении зон: В.1.2. (зона многоквартирных домов не выше 3-х этажей), А.4.1. (природно-рекреационная зона - парки, скверы, бульвары, набережные) на зону Г.2. (зона коммунально-складских объектов) в территориальных зонах: 02 42 04 В.1.2., 02 42 07 В.1.2., 02 42 06 А.4.1. По мнению прокурора, данное распоряжение не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права населения городского округа. Установлено, что заявления о внесении изменений в Генплан города в части территориальных зон поступили от ФИО5 и ФИО4 в администрацию округа 27 сентября 2010 года. 07 октября 2010 года комиссией по землеотводам указанные заявления рассмотрены и принято решение: Администрации ЗГО в установленном порядке внести соответствующие изменения в генплан города в части территориальной зоны (раздел: Градостроительное зонирование территории города). По указанным заявлениям о внесении изменений в генплан в части земельных участков по адресу: <адрес>» для строительства конного клуба и здания приюта для животных, в нарушение требований ст. 33 ГрК РФ комиссия мотивированное заключение не подготовила. В нарушение требований ч. 5 ст. 33 ГрК РФ администрацией округа при отсутствии мотивированного заключения комиссии принято решение путем издания распоряжения от 01 декабря 2010 года без установления этапов градостроительного зонирования применительно к частям территорий городского округа, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Указанное распоряжение в нарушение требований ч. 7, 8 ст. 31 ГрК РФ не опубликовано. Нарушение установленного порядка, процедуры, несоответствие содержания решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки при изменении границ территориальных зон создает условия и предполагает невозможность обеспечения тем самым реализации основных принципов градостроительной деятельности, определенных в ст. 2 ГрК РФ и направленных на обеспечение устойчивого развития территории округа на основе территориально планирования и градостроительного зонирования, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Согласно положениям ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. При таких обстоятельствах решение о подготовке предложений по внесению изменений в генплан г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста прокурор полагает несоответствующим требованиям действующего градостроительного законодательства и нарушающим права граждан на обеспечение благоприятных условий проживания и на участие в решении вопросов в сфере градостроительства. В судебном заседании заместитель прокурора г. Златоуста Верниковская Л.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала. Представитель заинтересованного лица Администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просил отказать. В письменном отзыве на заявление прокурора указал, что Администрацией ЗГО при принятии оспариваемого Распоряжения нарушения законодательства не допущено (л.д. 28-29). Заслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование определяется как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с п. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки городских округов. Согласно ст. 23 ГрК РФ подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа. В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Таким образом, изменение границ территориальных зон осуществляется путем внесения изменений в правила землепользования и застройки. В соответствии со ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 31, 32 ГрК РФ. Порядок внесения изменений предусматривает, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются заинтересованными лицами в комиссию, которая в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 ГрК РФ). Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменений в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ). Все последующие действия органов местного самоуправления и процедура подготовки и внесения изменений в правила землепользования и застройки определяются положениями ст.ст. 31,32 ГрК РФ. В соответствии с положениями ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа либо к различным частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (ч. 5 ст. 31 ГрК РФ). Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия) (ч. 6 ст. 31 ГрК РФ). Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. В указанном сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования, применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки правил проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки, иные вопросы организации работ (ч. 7, 8 ст. 31 ГрК РФ). В судебном заседании установлено, что в сентябре 2010 года ФИО4 и ФИО5 обратились к главе ЗГО с заявлениями о внесении изменений в генеральный план г. Златоуста на земельный участок площадью 10 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>» для строительства здания приюта для бездомных животных, конного клуба (л.д. 10-11). Пунктами 6 и 7 Протокола комиссии по землеотводам от 07 октября 2010 года № 25 по результатам рассмотрения указанных заявлений дано заключение: Администрации ЗГО в установленном порядке внести соответствующие изменения в генплан города в части вида территориальной зоны (раздел: «Градостроительное зонирование территории города») (л.д. 12-13). Данный протокол утвержден распоряжением Администрации ЗГО от 11 октября 2010 года № 2147-р, опубликованным в газете «Златоустовский рабочий 14 октября 2010 года (л.д. 14). ФИО4 и ФИО5 15 ноября 2010 года и 18 ноября 2010 года соответственно обратились на имя главы ЗГО с заявлениями о подготовке распоряжения о внесении изменений в генплан города по указанному земельному участку (л.д. 8-9). Распоряжением Администрации ЗГО от 01 декабря 2010 года № 2406-р «О подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста» дано указание на заключение договора с проектной организацией на разработку внесения изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста на земельных участках, расположенных по адресному ориентиру: <адрес> частичное изменение зон: В.1.2. (зона многоквартирных домов не выше 3 этажей), А.4.1. (природно-рекреационная зона - парки, скверы, бульвары, набережные) на зону Г.2. (зона коммунально-складских объектов) в территориальных зонах: 0242 04 В.1.2., 02 42 07 В.12., 02 42 06 А.4.1 Согласно п.2 распоряжения, прием предложений, дополнений и замечаний заинтересованных лиц по внесению вышеуказанных изменений осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ в Управлении архитектуры и градостроительства администрации ЗГО. Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, на момент рассмотрения судом заявления прокурора предложений и замечаний по внесению изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста на земельных участках, расположенных по адресному ориентиру: <адрес>, <адрес>» не поступало. Указанное распоряжение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» 14 декабря 2010 года (л.д. 22). Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что оспариваемое Распоряжение Администрации ЗГО принято в установленном законом порядке с соблюдением требований, предусмотренных п. 7 ст. 31 ГрК РФ. Учитывая, что ч. 4 ст. 33 Градостроительного кодекса обязанность указания в заключении причин принятого решения возлагается лишь в случае отклонения поступившего предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки, доводы прокурора о необходимости составления мотивированного заключения комиссии при принятии решения о внесении изменений в генплан города в части вида территориальной зоны не основаны на законе. При таких обстоятельствах в удовлетворении требований прокурора г. Златоуста о признании недействительным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от 01 декабря 2010 года № 2406-р «О подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста» необходимо отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований прокурора г. Златоуста, заявленных в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от 01 декабря 2010 года № 2406-р «О подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста» - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий А.Е. Максимов