по иску Бондаренко А.Е. к МЧС РФ о взыскании расходов на проезд



Дело № 2-287/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года       г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи         Максимова А.Е.,

при секретаре                                       Феофиловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко А.Е. к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» о возмещении расходов, связанных с проездом к месту проведения ежегодного отпуска и обратно,

у с т а н о в и л:

          Бондаренко А.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» (далее - ГУ «1 ОФПС по Челябинской области») о возмещении расходов, связанных с перевозкой к месту проведения ежегодного отпуска и обратно в размере 15 779 рублей 20 копеек.

В обосновании своих требований сослался на то, что на основании контракта о службе в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 01 января 2010 года проходит службу в должности <данные изъяты> в государственном учреждении 1-й отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области». В силу ст.8 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы. Подпунктами «а, б» пункта 2 Положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 (далее - «Положение») предусмотрено, что Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба исполнения наказания, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным междугородным автомобильным транспортом сотрудников и одного из членов их семьи к месту проведения очередного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год).

Указанные расходы за 2008-й год ему возвращены не были, задолженность составляет 15 779 рублей 20 копеек. Министерство финансов Челябинской области, мотивируя наличие кредиторской задолженности за 2008 год по проезду в отпуск сотрудников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы и членов их семей, ссылается на недостаточность обеспечения в настоящее время областного бюджета собственными доходами, а также на то, что пункт 3 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 о финансировании расходов проезду в отпуск вышеуказанных лиц за счет средств бюджетов субъектов РФ носит рекомендательный характер. Указанным пунктом действительно рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при формировании собственных бюджетов предусматривать финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных Положением. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ (ст. 10 закона «О пожарной безопасности»). Невыполнение указанной рекомендации влечет нарушение его права на возмещение расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно, нарушение гарантированного законом права на социальную защиту и льготы.

Истец Бондаренко А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании 31 января 2011 года на удовлетворении исковых требований настаивал. Суду пояснил, что выезжал в отпуск в 2008-м году, получал аванс в размере 8 193 рублей 60 копеек, который также потратил на отпуск. Он писал рапорт на выдачу авансом денежных средств, но выдали только часть суммы. Остальное обещали выплатить по возвращению из отпуска, но деньги так и не выплатили. В другие годы проблем с оплатой проезда не возникало. Согласен, что с учетом ранее выплаченного аванса размер задолженности составляет 7 785 рублей 60 коп. (л.д. 42, оборот).

Представитель ответчика ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» Вакилова М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично.

В судебном заседании 31 января 2011 года суду пояснила, что с учетом выданного аванса в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 7 585 рублей 60 копеек. В настоящее время учреждение финансируются из федерального бюджета, а долг перед истцом - у бюджета субъекта Федерации. Ситуация сложилась таким образом, что решить ее можно только в судебном порядке, так как федеральный бюджет не может отвечать за долги субъекта.

Представители третьих лиц Главного управления МЧС России по Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управления Федерального казначейства Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования Бондаренко А.Е. подлежащими частичному удовлетворению.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец проходит службу в Государственной противопожарной службе с 20 мая 1996 года. В должности начальника <данные изъяты> ГУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области (договорной)» - с 26 февраля 2010 года по настоящее время (справка, л.д. 4).

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Согласно Положению, утвержденному начальником ГУ МЧС России по Челябинской области 27 ноября 2008 года, ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» входит в систему Государственной противопожарной службы, является самостоятельным оперативным структурным подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области, возглавляет и организует работу подразделений противопожарной службы Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района Челябинской области.

Из Положения о ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» следует, что оно является юридическим лицом: имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, и по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением, созданным в форме бюджетного учреждения (п.4). Финансирование ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств других источников финансирования не запрещенных законодательством Российской Федерации (п.5). Планирует и осуществляет в установленном порядке свое финансирование и материально-техническое обеспечение (п. 25.1).

Пунктом 26.7 Положения предусмотрено, что ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» обеспечивает гарантии правовой и социальной защиты личного состава отряда и членов их семей.

Поскольку ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» входит в структуру государственной противопожарной службы, то порядок и условия прохождения государственной службы его сотрудниками регламентируются ФЗ «О пожарной безопасности», а также в соответствии с со ст.7 данного закона Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

Согласно ст.45 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотруднику органов внутренних дел оплачивается стоимость проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска (лечения) и обратно.

Указанное положение распространяется в силу вышеуказанных норм закона и на сотрудников федеральной противопожарной службы.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 утверждено Положение о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также личного состава.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом сотрудников Министерства к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год).

Таким образом, сотрудникам Государственной противопожарной службы государством гарантировано право на возмещение расходов по оплате проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска (лечения) и обратно, а на органы, в которых они проходят службу, возложена обязанность по оплате данных расходов.

Согласно п.2 ст.120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Статьей 10 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, Бондаренко А.Е. проходит службу в ГУ «1 ОФПС по Челябинской области», которое является структурным подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области и самостоятельным юридическим лицом, и в соответствии с Положением о нем должно обеспечивать гарантии правовой и социальной защиты личного состава.

21 июля 2008 года Бондаренко А.Е. обратился с рапортом на имя начальника ОГПС № 13 о выплате аванса в размере 21 400 рублей на проезд в очередной отпуск (л.д. 41).

20 августа 2008 года Бондаренко А.Е. выдано отпускное удостоверение о том, что ему разрешен очередной отпуск с 25 августа 2008 года по 08 октября 2008 года (л.д. 36).

Как следует из копии расходного кассового ордера от 20 августа 2008 года (л.д. 40), Бондаренко А.Е. выдан аванс в размере 8 193 рублей 60 копеек на проезд в отпуск.

Согласно бухгалтерской справке ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы № 13 Главного Управления МЧС России» от 10 октября 2008 года, расходы Бондаренко А.Е. по проезду в отпуск составили 15 779 рублей 20 копеек (л.д. 20).

Представителем ответчика в судебном заседании признан факт наличия задолженности учреждения перед истцом по возмещению расходов по оплате проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска (лечения) и обратно с учетом выплаченного аванса.

Истец Бондаренко А.Е. в судебном заседании 31 января 2011 года выдачу ему аванса в размере 8 193 рублей 60 копеек и его расходование на проезд к месту отпуска не оспаривал.

Таким образом, задолженность Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» перед истцом составляет 7 858 рублей 60 копеек (15 779 рублей 20 копеек - 8 193 рублей 60 копеек).

Невыплата истцу компенсации расходов за проезд к месту проведения отпуска и обратно в полном объеме нарушает его право на получение гарантированных законом компенсаций.

Согласно ст.165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При этом при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

Поскольку Положением о службе в ОВД и ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудникам ГПС гарантирована выплата компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно, то исходя из положений ст.165 ТК РФ, указанную компенсацию обязан выплачивать работодатель сотрудника.

Отсутствие средств или недостаточность финансирования ответчика (государственного учреждения) со стороны собственника его имущества не является основанием для освобождения от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Таким образом, суд пришел к выводу, что обязанность по возмещению истцу понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно лежит на ГУ «1 ОФПС по Челябинской области», как работодателе Бондаренко А.Е..

То обстоятельство, что ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» финансируется из федерального бюджета, не освобождает ответчика от обязанности выплатить истцу гарантированную законом компенсацию расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

На основании изложенного, с ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» в пользу истца подлежит взысканию компенсация расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно в размере 7 858 рублей 60 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Исковые требования Бондаренко А.Е. удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» в возмещение расходов на проезд к месту проведения очередного отпуска и обратно за 2008 год в пользу Бондаренко А.Е. 7 858 рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение, в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                       А.Е. Максимов